Карты ДФО, часть 3: якуты, долганы + бонус

Oct 28, 2021 09:30


Как и обычно, первые народы идут по численному преимуществу. Таковым вторым народом являются якуты. Их на 2010 год насчитали 470 тысяч, что на 35 тысяч больше, чем в 2002 году. Соответственно и доля их в округе выросла - с 6,5% до 7,5%.



Якуты пришли на территорию нынешнего проживания буквально за век с небольшим до прихода сюда русских. Пришли ориентировочно с прибайкальских территорий на север, где столкнулись с эвенками, эвенами и юкагирами, которых частично ассимилировали в центральной части современной Якутии и продолжают ассимилировать на севере. Во многом тогда это удалось за счёт более высокого уровня хозяйственной деятельности, военного дела и численного преимущества.



Якутки в национальных костюмах

Тем не менее, уровень сознания формировавшегося этноса был на племенном уровне и у якутов не сложилось ничего, что бы походило на государство с централизованной системой управления. Пришедшие русские ускорили всестороннее развитие якутов, которые частично перешли в православие, а также преимущественно переняли русские имена (хотя сегодня имеется определённый тренд к возвращению якутских имён).



Флаг Якутии

Из-за отсутствия заинтересованности в разделении ещё формировавшихся этносов в Российской Империи, Якутия в целом переняла большую часть территорий Якутской области Российской Империи. Да и если посмотреть на перепись 1897 года, якуты составляли большинство в каждом из уездов. Они конечно были громадными и не отвечали реальному положению дел, но тогда на это никто особо не смотрел.



Ленские столбы

Таким образом сложилась ситуация, при которой якуты являются одним из немногих народов (я даже, подумав, пока не могу вспомнить иные примеры, хотя они и были), который как и русские, способен ассимилировать этносы в рамках своего политико-административного поля. Я недавно делал анализ владения языками, который показал, что для якутских тунгусов родной язык является не вторым, а даже третьим, после русского и якутского.



Герб Якутии

Также я наткнулся на анализ межнациональных браков, где автор в комментариях указал процент браков тех же эвенков между другими народами и самими собой. Там, если не хотите искать, конкретно в Якутии у тунгусов процент между представителями своего этноса и якутами разделён примерно пополам. Поговаривают, что якуты и русских ассимилируют, но с подобными исследованиями я пока сам не ознакамливался, подтвердить не могу. Однако, в целом это интересный прецедент.



Вернёмся к карте. Как видно, якуты живут в центральной части Якутии(1) и в той или иной доле во всех остальных частях. Огромное преимущество над пока живущими эвенами на севере(2), имеют в целом монолитное расселение, условно разделённое гигантскими границами сельских поселений. Якуты живут в пределах своей республики, но выделяются отдельные территории Магаданской области. Это связано с численностью населения этих поселений и переписными ошибками. Например, в селе Балыгычан Межселённой территории Среднеканского района(3) якуты доминируют на общей этнокарте, хотя население села составляет 8 человек, 3 из которых якуты, а остальные... никто. Т.е. даже не не указавшие, просто остальные 5 испарились. Там же южнее есть село Колымское(4) из 26 человек, где 5 якутов уже создают почти двадцатипроцентную долю. Ещё одно выделяющееся место - Межселённая территория Тенькингского района(5). Там живёт 56 человек, но это несколько сёл, в самом большом из которых, селе Оротук, якуты составляют 50%. Это всё конечно интересно, но уже не важно - все вышеперечисленные места уже опустели.

В своей основе, у якутов этнокультурное положение вполне комфортное. Их число растёт, большинство из них владеют родным языком и полноценно изучают его в школах. И не только изучают, среднеобразовательная система на якутском есть в сотнях школ республики.

А что там у самого братского народа якутов - долган?



Про расселение особо нечего рассказывать - живут в Анабарском районе. Раньше там было три единицы, в третьей доминировали русские и было много украинцев. Жили скорее всего за счёт комбината, который закрыли и почти тысячное село почти полностью опустело. Это село Эбелях, сегодня там 36 человек, русских и якутов поровну. Это конечно мало отношения имеет к долганам, но что более важно, так это уже упомянутая в сибирской статье этническая сознательность долган. Там это было связано с языком, здесь же уже и этническая принадлежность является вопросом (в Сибири было и это, но в рамках одного села Ессей). Вот Саксылахское сельское поселение. Там доминируют эвенки с их 32%. Но следующими идут долганы с их 26% и якуты с их 25%. Т.е. абсолютное большинство составляют тюрки с явно выраженным якутским самосознанием (там также четвёртый этнос это эвены, но их 9% эвенкам не помогают). Тоже самое, но без тунгусов в Юрюнг-Хаинском сельском поселении. Там долган 77%, но вторыми идут якуты - 15%. Если заглянуть в данные переписи 2002 года, то цифры бали радикально другие - 58 и 30 процентов соответственно. В Саксылахе кстати тоже самое.



Т.е. в контексте якутов происходит обратная ситуация. Не знаю, что это именно значит, но заявлений о переписывании якут в долган я не нашёл. Но если объединить их вместе, карта будет иметь следующий вид.



Если объединить якутоязычных, то вместе с ареалом в Сибири, они берут якутскую северную половину эвенков в условное кольцо. Это ничего не значит, но визуально весьма показательно, ведь якуты ассимилируют тунгусов севера точечно. Кто знает, как сложится их судьба дальше.

Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию. Из-за множества площадок публикации контента, отвечаю на вопросы в основном там.

Увидеть оригиналы работ, отдельные замечания и многое другое, а также просто поддержать меня, можно с помощью подписки на сервисе бусти.

Спасибо

ДФО, Якуты, Этнические карты, Россия, Якутоязычные, Долганы

Previous post Next post
Up