Карты СФО, часть 11: мордва, кеты, долганы, якуты + бонус

Sep 22, 2021 10:00


Чем дальше, тем более субрегиональным выглядят ареалы тех или иных этносов. Это свойственно коренным малочисленным народам, но и среди них в Сибири нашлось исключение - мордва.



Проглядывается лишь одно сельское поселение, остальные же, где мордвы всё таки не мало, не видно. Т.к. на большей части карты, мордвы действительно очень мало, здесь видно все участки, где мордва составляет хоть какую-то значительную долю:



Итак, что здесь делает мордва? В этот раз Столыпинская реформа сыграла минимальную роль, поскольку мордва стала переселяться в Сибирь вместе с русскими в рамках освоения новых земель ещё в 18 веке. Алтай мордву привлекал больше всего и до середины 20 века она была там третьим этносом после русских и украинцев, а количество сёл с мордовским населением переваливало за сотню. Но, как это часто бывало, время шло и ассимиляционные процессы давали о себе знать, сегодня мордва уже десятый этнос Алтайского края, которую перегнали цыгане и по состоянию на сегодня, явно перегнали узбеки. Но они, в отличии от мордвы, не могут похвастаться компактным расселением, а мордва может.

Где именно? В Борисовском сельском поселении Залесовского района. Там живёт шестая часть мордвы Алтая составляя в селе Борисово более 67% населения. Также в сельском поселении есть меньшее село Никольское, в котором примерно та же доля. Динамика однако показала, что не смотря на общее падение численности населения, процент мордвы по сравнению с 2002 годом вырос, как и процент русских, которые ассимилировали остальных присутствовавших и теперь по сути остаются единственными народами. Т. е. пока что мордва там держится. Также есть село Малый Калтай Черёмушкинского сельского поселения этого же района, где мордвы с немногим меньше русских (59 и 71), однако село очень маленькое. Итого, из огромного пласта сёл с мордвой, со значительным процентом сегодня осталось только три.



Село Борисово, праздник Вастома Ялгат

И по сути всё. Да, видны также участки с мордвой в Кемеровской области и Красноярском крае. Но кроме сёл-десятников, мест, где бы мордва имела значительную долю и интересную историю - нет. Что касается культуры в Борисово, то место полностью русифицировано, мордовский не преподаётся, но пока ещё поются песни. Алтай вообще, будучи населённый множеством народов, особенно после войны, был лишён почти всех нерусскоязычных образовательных учреждений.

А вот следующий народ, находящийся в похожем положении, роскошь в отсутствии культурной поддержки себе позволить не может, поскольку своего региона и численности в сотни тысяч человек у него нет. Не говоря уже о его исключительности. Речь о кетах.



В чём исключительность кетов? Это народ енисейской семьи, о которой мало кто слышал. Почему? Потому что трудно называть семьёй то, что мертво.



Как видно, есть ещё юги, но это пустая формальность, если кто-то читал мою статью по вымирающим народам, югов остался 1 человек. Т.е. т.н. раннее енисейцы остались единственным выжившим народом.

Если углубиться в историю, то кеты вошли пассивно в состав ещё Русского царства и на тот момент считались частью «остяков» (т.е. хантов), с которыми у кетов были очень крепкие связи. По сути, с тех времён никаких значительных изменений не происходило до 19-20 веков, когда началась последовательная и более колонизация русскими этих земель, чем при непосредственном присоединении, значительно повлиявшая на этнодемографию кетов и живущих неподалёку селькупов.



На удивление, очень мало цветных фотографий с кетами

Перейдём же к карте. Мы видим одно чётко выраженное сельское поселение Суломай Эвенкийского района. Состоит оно собственно из одного посёлка Суломай. Бедолага был снесён наводнением в 2001 году, но, на моё удивление, был отстроен заново практически в том же оснащении. На 186 человек там есть школа, больница, водозаборные сооружения, неплохо. Неподалёку также есть интересный памятник природы - Суломайские столбы.



Собственно Суломайские столбы

Далее перейдём к Туруханскому району. Там кеты живут преимущественно на межселённой территории состоящей из огромного пласта посёлков и занимающей большую часть района. Из-за отсутствия разделения сёл на сельские поселения, визуальное отображение кетов в этом районе сильно страдает. Возьмём хотя бы посёлок Келлог. В нём живёт более 300 человек, в соседнем Эвенкийском районе сельские поселения составлены из куда более малочисленных мест. А кетов в нём почти 70%. Также есть совсем маленькое село Мадуйка из полсотни человек, где почти все кеты. В остальном же много сёл со значительным присутствием кетов - Бакланиха, Бахта, Горошиха, Канготово. Остальное присутствие кетов в Красноярском крае и Томской области формирует свои проценты из нескольких человек.



Этническая карта СССР, на которую часто ссылаюсь. По ней как раз территория кетов получилась в соответствии с моей с небольшими оговорками

Таким образом, фундамент для выживания народа у кетов в целом есть. Что касается языкового и культурного аспекта, то кеты мало чем отличаются от других малочисленных народов. Не смотря на некоторую изолированность, русский язык к ним проник очень глубоко. Кетским владеют по состоянию на 2010 год 213 человек из 1219, т.е. лишь каждый шестой. Но это лишь владение, реальное же использование в быту намного ниже и не поддаётся оценке. Однако, что точно известно, в тех населённых пунктах в начальных классах язык всё таки преподают. Была даже раньше школа, преподававшая его школьникам на протяжении всего обучения.



Село Келлог, где живёт больше всего кетов

Само же число кетов имело достаточно стабильный показатель в 1000-1100 человек. В 2002 году это число резко увеличилось почти до 1,5 тысячи, однако в 2010 году скорректировалось на 1,2 тысячи, так что о численном изменении кетов в плюс или минус говорить пока не получается.

Не останавливаемся и идём к самому северному народу округа - долганам.



Здесь всё предельно просто. Долганы сложились как народность в основном путём смешения уже существовавших на тот момент племён эвенков и якутов при появлении русских в традиционной для эвенков и якутов территории проживания. Есть также мнение, что эвенки уже жили в небольшом количестве на Таймыре. Так или иначе, важную роль в становлении этноса сыграли именно якуты, которые поспособствовали тому, что в языковом отношении долганы являются тюркским народом.

Из-за сложности самоопределения, присущей многим северным народам, едва отошедшим от примитивного племенного строя, долган из-за языка долгое время считали якутами. Было так до 1959 года, где в переписи долганы уже считались отдельно. Сегодня этнический переход долган считается пройденным, поскольку (с оговоркой, которая будет позже) якутов на Таймыре или нет или ими себя никто не считает, кому как удобнее.



У долган нет (как и у кетов) флага и герба. Это - герб Хатангского района ТДНАО

Т.к. Таймырский Долгано-ненецкий район - это бывший автономным округ, в отличии от Эвенкийского района, он на деление одно-два села - отдельное сельское поселение -  не перешёл, то лучше здесь остановиться подробнее. Сельское поселение состоит из девяти небольших посёлков и центрального села Хатанга. Все посёлки, кроме одного, населены долганами, которые превалируют там абсолютно (кроме посёлка Каяк, который имел русское большинство, но терял численность и уже давно как прекратил своё существование). Хатанга имеет долгано-русское население, но доля русских там стремительно падает, в то время как численность долган - растёт.



Православный храм в Хатанге. Самый северный храм в России. Ему могло быть более 300 лет, но храм 18 века в 1974 был снесён.

Идя к следующему поселению - Дудинка, можно заметить ряд смешанных долганских сёл и там. В Волочанке они почти поровну живут с нганасанами, в Усть-Аваме также с нганасанами, в Левинских Песках - с русскими и ненцами, при этом долган здесь абсолютное большинство, и в Хантайском Озере - с эвенками, также почти поровну. В целом, в данном сельском поселении нет ни одного несмешанного населённого пункта, так что выделение территории с именно таким списком выглядит довольно сбалансированно и грамотно. При этом в самой двадцатитысячной Дудинке живёт больше всего долган - более 7 сотен, почти каждый десятый.



Долганские девочки в национальной одежде

По культуре и языку. Долганы в культурном отношении также очень близки к якутам и имеют схожее религиозное влияние Айыы на их быт. Владение языком в целом совпадает с кетским - примерно каждый седьмой владеет языком. Другое дело, что долганы, в отличии от кетов, имеют намного больше своих крепких сёл и находятся в более изолированных условиях. Видимо и того недолгого присутствия русских численно, и влияние русскоязычного образования в советское время, было достаточно. Не изменяя этому, долганоязычных школ в России нет. Но язык преподают более чем в десяти школах, чего как я уже подмечал недостаточно для сохранения языка.

Идя дальше, обращаем внимание на близкий к долганам народ - якутов.



Не смотря на довольно обширную территорию, в которой превалируют якуты на первый взгляд, всё что там есть - это село Ессей. Просто село очень изолированно, ни на западе, ни на востоке никаких сёл больше нет.

Не понятно точно, как именно якуты здесь оказались в парадигме того, почему это именно не долганы. Если посмотреть на быт, ессейские якуты совмещают элементы как якутского, так и эвенкийского хозяйствования, что было свойственно как раз долганам и намекает на то, что ессейские якуты также пришли и ассимилировали местное население. Моё предположение является таким, что на Таймыре в 1959 году население переписали в долган, а в Эвенкии либо забыли, либо не стали заморачиваться. Так или иначе, Ессей - крепкий посёлок, население которого медленно растёт.



Ессей

Другие места компактного проживания якутов в Эвенкийском районе не существенны. Там, как я подмечал, уже одна семья формирует процент. А вот в Иркутской области интереснее. В её северо-восточной части, в Жуинском сельском поселении Бодайбинского района есть два посёлка. Центральный - посёлок Перевоз, где якутов очень мало. И маленькое село в пол сотни Большой Патом где всё население якутское. Находится оно практически на границе с Якутией и очень странно, что оно не было включено в её состав, поскольку географических ограничений в виде непроходимых гор нет, рядом в Якутии есть куда более крупное село Чапаево, до которого в десятки раз ближе, чем до Перевоза. В общем, странно. Тот факт, что за 10 лет население упало в два раза, говорит о том, что изменение статуса села ждать не стоит, стоит ждать его упразднения.

В ессейской школе дети изучают якутский, чего бы явно не было без якутской инициативы. Это можно заметить хотя бы потому, что когда школа сгорела, многие активисты уповали именно на то, что детям мешают изучать их родной язык и школу намеренно подожгли и предложили отвезти детей учиться в Туру, что не очень просто. Как бы то ни было школу восстановили, дети учатся, население растёт, замечательно.



Новая школа

Вроде бы и всё, а вроде бы и нет. Раз долганы и якуты долго считались вместе и ессейские якуты с долганами крайне близки, почему же не посчитать эти народы вместе? Обычно я считаю народы по языковым семьям. Долганский язык вместе с якутским входят в группу якутских языков. Мне уже доводилось фантазировать и называть представителей финно-пермских языков финно-пермяками. Здесь так уже не получается, я не могу якутов и долган просто назвать по группе языков якутами. Поэтому ввёл новое определение - якутоязычные.



Поскольку якуты и долганы нигде не пересекаются, вместе они почти нигде не увеличивают процент своего присутствия и карта просто является наложением одного на другого, это просто моя личная инициатива.

Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию. Из-за множества площадок публикации контента, отвечаю на вопросы в основном там.

Увидеть оригиналы работ, отдельные замечания и многое другое, а также просто поддержать меня, можно с помощью подписки на сервисе бусти.

Спасибо

Этнические карты, Якутоязычные, Долганы, Кеты, Россия, Якуты, СФО, Мордва

Previous post Next post
Up