Первая неделя «ПХ». Вторая неделя «ПХ». Третья неделя «ПХ». Четвёртая неделя «ПХ». Пятая неделя «ПХ». Шестая неделя «ПХ». Седьмая неделя "ПХ". Восьмая неделя "ПХ". Девятая неделя "ПХ". Прошла десятая неделя моего "Пути Художника". Какие же интересные темы поднимались на ней! Одно удовольствие было работать с ними, размышлять, искать свои ответы. Мне кажется, что с некоторых этих тем мне как раз надо было начинать "ПХ", а может быть наоборот, именно они меня подвели к необходимости пройти курс.
Вся десятая неделя посвящена вредным моделям поведения, к которым мы привыкли, которыми мы сами себе вставляем палки в колёса. Когда я по заданию
девятой недели читала свои "утренние страницы", написанные ранее, я увидела, что как раз эти самые вредные модели поведения и проходят в них лейтмотивом. Отчёт получился длинным, так как и глава была длинной, и много мыслей породила.
Джулия Кэмерон довольно подробно рассматривает несколько моделей поведения, но для себя я разделила их на две большие группы - оправдание и сравнение.
Вообще всё, что касается моделей поведения, на мой взгляд, направлено наружу, с расчётом на мнение других людей. "Путь Художника" и само понятие творчества постоянно учат нас, наоборот, направлению своего внимания внутрь себя, возвращению к себе. А каждая модель поведения - это нечто, не имеющее к нам настоящим никакого отношения. Поэтому основная цель десятой недели - увидеть в себе эти критические точки, когда мы отрываемся от себя настоящего и начинаем делать что-то под действием окружающих людей, как куклы на верёвочках. При этом, мы можем быть абсолютно искренне убеждены, что действуем исключительно из личных побуждений или предпочтений.
Первая группа тем, которую я выделила, - оправдание. Здесь Джулия Кэмерон предлагает определиться, чем именно мы злоупотребляем, когда хотим найти оправдание, чтобы не созидать. Она приводит разные примеры - алкоголь, обжорство, избыток общения, трудоголизм и тому подобное, а также период засухи - когда мы исчерпали весь свой энтузиазм, все свои силы и не желаем двигаться дальше.
Я крепко задумалась - что подсовывает мне оправдание бездействия всякий раз, когда у меня стоит задача что-то сделать творческое или просто для себя, но есть страх быть неудовлетворённой результатом и соответственно собой? Джулия даёт в таком случае подсказку - это то, что мы чаще всего защищаем как своё неотъемлемое право. Нужно вспомнить свои слова, которыми мы сопровождаем фразу: "Да, я делал то, что помешало мне приступить к творчеству, но я имею полное право..."
С подсказкой дело пошло легче - моим злоупотреблением, оправданием и тем, что я считаю своим правом было во-первых, безделье (оно же отдых), а во-вторых - общение. Эти мои "наркотики" вытекали из другого - трудоголизма. Ему Джулия уделяет особое внимание.
Фраза "Я работаю" окружена ореолом почтительного одобрения.
Да, так всегда было и будет в моей семье. Только работа может быть оправданием всего остального, только она даёт право на любые другие занятия. Я имею право бездельничать или заниматься творчеством, только если до этого как следует отработала и принесла пользу обществу или семье. Если нет - будь добра делай что-то другое - готовь, убирай, но не сиди и не занимайся ерундой. Под ерундой, разумеется, подразумевается какое-то любимое занятие, которое не приносит денег и иногда даже не имеет окончательного ощутимого результата.
Несмотря на то, что я давно уже выросла и имею свою голову на плечах, несмотря на то, что я усиленно воспитываю в себе уважение к своему творчеству уже несколько месяцев с "ПХ" и почти год отучала себя от трудоголизма, я всё равно в глубине сознания продолжаю следовать этому принципу, заложенному в меня моей семьёй. Сначала работа, зарабатывание денег, устроенный быт, а уже потом - любимые занятия и отдых.
Пару лет назад, как раз когда я только окончила университет, эта схема работала во мне безотказно. Я считала, что когда возможность заработать идёт в руки, нужно держаться за неё. Я работала на работе, я работала вечерами дома, я работала в выходные и иногда ночью. Я даже не успевала тратить заработанные деньги, потому что у меня не было времени сходить в магазин. В тот период я полюбила интернет-магазины - ведь в них можно заказать нужную вещь в пять минут, слегка отвлёкшись от работы. Полтора года в таком режиме закончились печально - я попала в больницу с общим истощением всех функций организма, перенесла кучу процедур, сложную операцию и вздохи врачей после каждого анализа и обследования. Два месяца мне пришлось провести дома с ограниченными двигательными возможностями, и я в ту пору с ужасом поняла что это такое - когда ты устаёшь после каждого небольшого действия и надо полежать, а то и поспать, чтобы восстановить силы.
После того случая я постаралась отбросить все те хвалы трудоголизму, что были в моей голове, а также пересмотреть приоритеты. Я перестала работать больше 40 часов в неделю, улучшила здоровье, занялась спортом и правильным питанием. Однако клятва, которую я давала врачам при выписке из больницы "Позволять себе больше отдыха" проявилась у меня и тёмной стороной. Звучит забавно, но это действительно так, эта фраза стала отличным оправданием всякий раз, когда я хотела сделать что-то творческое или новое для себя, но боялась отрицательного результата. "Надо отдохнуть, ты же помнишь, что было", - говорю я себе и провожу вечер за книгой или чтением блогов. И, естественно, никто не убедит меня в том, что я не имею на это право, или что мне это вредит.
С общением дело обстоит точно так же - я же работаю, у меня обычно нет времени на общение, значит, я имею право провести вечер за скайпом с приятельницей или за болтовнёй с родителями. Я не стану сейчас утверждать, что общение с близкими - это не важно. Более того, для меня дела родных и близких всегда в приоритете. Но как говорится, любую, даже самую хорошую вещь можно довести до абсурда. Если каждый раз, когда мне нужно что-то сделать - изучить статью по интересующей теме, написать письмо, разобрать фотографии, сделать открытку - я буду убегать поболтать с кем-то из близких, я никогда не сделаю то, что давно хочу. Просто потому, что боюсь неудачного результата, боюсь сложностей в этом деле.
Отыскав эти блоки, мне теперь очень интересно заниматься их анализом в моих "утренних страницах". Как знать, может быть у меня и получится когда-нибудь прийти пониманию того, что творить можно всегда, а не только заработав на это право. Ведь я уже научилась, благодаря "ПХ", находить время и для творческих свиданий, и для утренних страниц, и для творческих занятий.
Вторая группа посвящена проблеме сравнения. Джулия рассмотрела здесь желание славы и соперничество, а для меня и там и там в основе лежит именно тот момент, когда мы перестаём уделять внимание себе, а начинаем следить за жизнями других и сравнивать их со своей.
Это тот момент, когда мы поднимаем голову от нашей творческой работы, в которую были погружены целиком и которой жили, и оглядываемся по сторонам. Как правило, человек, которого творческие тупики и развороты привели к прохождению курса "ПХ", склонен выхватывать из общего потока информации ту, которая подтвердит его прошлое негативное отношение к себе и своему творчеству. "Мой друг успел к этому возрасту сделать больше...", "Мои друзья не сидят на месте, они уже...", "Эта девушка с такими же исходными данными, что и у меня, а она смогла..." - эти моменты считываются в одну секунду и камень за камнем падают на всё то, что мы уже успели сделать, мёртвым грузом.
Очень сильно этому способствует в современном мире интернет - социальные сети, Instagram, даже блоги. Многие любят рассказывать, сколько у них всего есть, чего они добились и как легко им это далось. Это обычное желание почти всех людей - посыпать на себя чуть больше золотой пыли, и в этом нет ничего такого. У меня есть одна знакомая, которая вообще встречается с компанией только тогда, когда ей есть чем похвастаться, а в остальные периоды сидит тихо, как мышка. Одно можно сказать точно - доступ ко всем этим вещам можно давать только тем, у кого всё хорошо и так, кто действительно много чего добился и доволен результатом. Если у вы проходите "ПХ" после кризиса, если у вас творческий разворот, если вы пережили потерю веры в себя - лучше изолировать себя временно от подобных источников информации. Иначе есть риск разрушить тот хрупкий мир, который уже удалось восстановить в своей душе.
Джулия, конечно, ни о чём таком не говорит, это всё мои предположения и мысли. Знаю по себе, что как только появляется хоть малейшее сомнение в себе, социальные сети лишь усугубляют это состояние, а не вдохновляют на перемены. Тем не менее, суть одна и она совпадает с мнением автора "ПХ" - не допускайте взгляда по сторонам, не сравнивайте, сосредоточьтесь на себе и своих делах, тогда не будет места переживаниям о величине своих достижений.
О десятой неделе я могла бы написать и больше, но это растянуло бы мой отчёт до неприличного в блогосфере размера. Тем более, что когда я чересчур увлекаюсь, мои отчёты становятся похожими на личный дневник или разговор с психотерапевтом. Эта глава, с одной стороны, мне кажется, должна иметь место в начале книги, а с другой... Может быть поэтому она и далась мне так легко, что я имею за плечами опыт четырёх месяцев написания "утренних страниц"? Кто знает, нашла ли бы я эти ответы на вопросы в начале своего пути...