"Путь Художника" Джулии Кэмерон: неделя восьмая.

Aug 13, 2014 09:27

Первая неделя «ПХ».
Вторая неделя «ПХ».
Третья неделя «ПХ».
Четвёртая неделя «ПХ».
Пятая неделя «ПХ».
Шестая неделя «ПХ».
Седьмая неделя "ПХ".

Моя восьмая неделя, как и седьмая, уже давно прошла, но с отчётом я опять же затянула. 8я глава у Джулии особенно длинная и заданий особенно много, так что будем считать, что я растянула её на подольше, чтобы всё обдумать и выполнить.



В который раз с удивлением замечаю поразительную синхронность событий в своей жизни и мыслей с главами "ПХ". Часто какие-то мысли или выводы приходили ко мне в "утренних страницах", а потом я читала о них у Джулии в следующей главе. В 8й главе речь шла об утратах и об "обрамлении" этих утрат - нашего к ним отношения. Ну и мне не пришлось далеко ходить - жизнь предоставила возможность попробовать на себе эти приёмы почти сразу.

... Утрату сначала необходимо осознать и с кем-нибудь поделиться этим...

Непережитое разочарование становится барьером, отделяющим нас от наших стремлений.

- с этих фраз начинается 8я глава "Пути Художника", где автор настоятельно рекомендует не стесняться своих разочарований и неудач. Ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает. Нет ничего стыдного в том, что ты ждал чего-то большего от своей затеи, что ты лелеял какие-то мечты, а они вдруг рухнули - такое может случиться с каждым, кто прикладывает хоть какие-то усилия на пути к желанной цели. Примириться со своей потерей и оплакать её сразу - это как стереть пятно от разлитого на пол кофе, не дав ему засохнуть и окончательно испортить ковёр.

Однако, Джулия не советует надолго оставаться в состоянии печали и оплакивании разрушенных надежд. Она рекомендует

... Пережив потерю, спрашивать себя "Что дальше?", а не "Почему я?"...

и попробовать посмотреть на ситуацию с прямо противоположной стороны:

Каждая потеря может оказаться потенциальным приобретением; всё дело в обрамлении.

Каждое окончание - это начало чего-то нового... Ошеломлённые потерей, мы, ясное дело, сосредоточиваем внимание на том, что осталось позади, на утраченной мечте... Нам просто необходимо сосредоточиться на том, что впереди.

... Задайте себе вопрос в лоб: "Чем эта потеря может мне пригодиться? Куда она направляет мою работу?"...

Все эти советы очень очевидные и понятные - shit happens, как говорится, но нужно двигаться дальше, ведь "в движущуюся мишень труднее попасть". Но на деле бывает трудно моментально переключиться и перестроиться, для этого нужна привычка, воспитание себя.

Помню, в детстве я легко переключалась с каких-то неудач на другие занятия и забывала печали. Не получилось? Попробуем по-другому! Всё-таки детство - такой удивительный мир. От внешних неурядиц нас защищают большие и сильные родители, а внутри - огромный простор для фантазии и игры, без чьих-то ожиданий и отчётов перед кем-либо и перед собой в том числе.

Сейчас для меня отношение к неудаче во многом зависит от понимания её как ситуации, которую либо я никак не могла изменить (как, например, травма), либо которой я сама могла стать катализатором - грубо говоря, проиграть, прошляпить по собственной глупости. То, что случилось у меня - а мне пока не хочется делиться подробностями - произошло настолько внезапно и под давлением стольких мелких и больших обстоятельств, что я всё ещё не в силах осознать - случайно ли звёзды сошлись или действительно всё произошло по моей вине. Время покажет, как говорится. И в данный момент мне очень хочется, чтобы оно показало мне как можно скорее.
Но хватит о грустном.

Ещё одну интересную тему поднимает Джулия Кэмерон в 8й главе - тема нерациональной, уничижительной критики.

Критика, которая приносит... вред, - высказана она с добрыми намерениями или нет - лишена спасительного зерна истины, при этом в ней есть некое укоризненное порицание или непререкаемое и неконкретное осуждение, которое невозможно рационально опровергнуть.

И тут мне вспомнился один очень яркий случай такой критики из детства, правда, не связанный с творчеством. Кому интересно, поделюсь:

Родители как-то оставили меня у нашей родственницы на время своего отсутствия. Мне было лет 11, а у родственницы был внук около 2х лет от роду. Сама родственница была задёрганной бытом матрёной, которая носилась полдня между кухней, уборкой, стиральной машиной и магазином, а как только появилась свободная минутка - засела за сериал. Внука своего она по какому-то внутреннему саморешению спихнула на меня, естественно, не удосужившись меня об этом даже предупредить. Я сидела в другой комнате, не в той, где она смотрела телевизор, и спокойно читала книжку. Ребёнок возился в прихожей с грязными ботинками, а потом то ли упал, то ли прищемил палец и начал истошно кричать и плакать. Родственница пулей влетела в комнату, где была я, и устроила мне нагоняй, что я не слежу за ребёнком, в конце несколько раз обозвав меня эгоисткой.

При чём тут эгоизм, справедливо спросите вы? А ни при чём. Даже в том возрасте я понимала, что это слово означает нечто другое, не подходящее к данной ситуации. Я слушала всё это с огромными глазами и в шоке, потому что не могла понять, в чём я виновата. Я даже не знала, что должна была, оказывается, следить за этим малышом! Я чувствовала порицание в словах родственницы, что я сижу тут и читаю (хотя мама мне сказала именно так себя и вести, чтоб никому не мешать), чувствовала её крайнее недовольство мной и самое главное - я была в ужасе от этого страшного, наполненного отвращением слова "эгоистка"!..

Это я сейчас прекрасно понимаю, что родственница поступила крайне неправильно. Она должна была мне сказать, если хотела, чтобы я поиграла с её внуком - ведь это её была задача перед родителями малыша. И если с ним что-то случилось - отвечать придётся ей, и она это понимала. Было очень удобно разрядить свой гнев и страх на чужого ребёнка, который даже не мог ничего возразить. Но как же слова западают в душу - сколько мне потом, в более взрослом возрасте, стоило сил принять свой эгоизм! Ведь меня так напугало это полное отвращения слово "эгоистка". Я из кожи вон лезла, чтобы опровергнуть то брошенное мне обвинение, в любой ситуации стараясь поступиться со своими желаниями и угодить другим.

И только относительно недавно я поняла, что слово "эгоистка" вообще было применено без контекста, а разумный эгоизм - это очень полезное и хорошее качество, и очень хорошо, что он у меня есть.

Этот примитивный с виду случай из моего детства как раз характеризует ту самую критику без рационального зерна истины, в которой "есть некое укоризненное порицание или непререкаемое и неконкретное осуждение, которое невозможно рационально опровергнуть".

А вот эта цитата как нельзя лучше подходит к описанию того, что происходило у нас в университете на средних и старших курсах:

... С откровенной враждебностью несложно встретиться лицом к лицу. Гораздо более опасной и обескураживающей бывает едва заметная недооценка, которая тихо отбивает у студента охоту творить.

Эта тема стоит отдельного поста, может быть, я когда-нибудь решусь на него, потому что мыслей очень много и нужно постараться изложить их более-менее кратко.

Самой интересной и мотивирующей частью 8й главы стал раздел "заполнять форму", суть которого сводилась к

... Каждый день вам необходимо сделать всего лишь какое-нибудь одно дело, связанное с творчеством.

Именно об этом говорила и Натали Ратковски на встрече с читателями в октябре прошлого года, когда я спросила её, как она успевает делать и повседневные дела, и работу, и при этом уделять время творчеству. "Делайте в день только одно большое дело" - сказала Натали о творчестве. Не нужно сразу ставить себе несколько сверхзадач, достаточно одной: написать статью, обработать фото, набросать разворот в арт-буке. Так мы "заполним форму" на сегодняшний день и при этом не будем метаться, что ещё не сделано вот это и это.

К 8й неделе Джулия предлагает довольно много заданий, направляющих нас на более конкретную визуализацию своего творческого пути, той жизни, к которой мы стремимся и ради которой, собственно, и задумались над прохождением "ПХ". Мы должны не только наконец-то оформить словами свою цель, но более подробно продумать её, конкретизировать направление своей мечты. Чего мы хотим? Стать актёром? А каким - кино или театра? Каких достижений мы хотим - внимания папарацци или "Золотую маску"? А что мы можем сделать для этого уже сейчас?.. Это очень интересное и продуктивное задание. Честно говоря, нечто подобное приходило мне в голову ещё год назад, когда я осознала, что если хочу писать хорошо, то нужно хотя бы начать вести более-менее регулярно свой блог.



"Утренних страниц" было в этот раз у меня не очень много - они были грустными из-за недавних событий, мне хотелось поскорее повернуться к позитиву и переменам, а "утренние страницы" предлагали вновь и вновь обращаться к своей потере и погрязнуть в унынии.

Которое "творческое свидание" я провожу в книжном магазине. Я помню свои обещания не покупать чересчур много книг, не прочитав уже купленные, а так же не читать по несколько книг одновременно. Но в последнее время появилось столько давно ожидаемых книг, что я не могу удержаться. Я ставлю их в очередь, чтобы читать постепенно, но список растёт как на дрожжах и у меня уже лёгкий приступ паники, что я не успею прочитать многие из них даже до конца этого года... Так же на 8й неделе я выполнила часть заданий 6й недели - купила открытки для друзей, их осталось теперь послать, и купила себе приятные и полезные вещички. С "творческими свиданиями" вообще стало гораздо легче с тех самых пор, когда я их действительно разрешила себе.

8я глава была большой и объёмной по количеству информации для размышлений, задания тоже потребовали времени. Так что, советую вам оставить на неё побольше дней или растянуть на две недели, чтобы воспринять всё, что хотела донести до нас в ней Джулия Кэмерон. Ну а я приступаю к 9й неделе.

about me, проект, путь художника, "секреты зрелости", цитата, личная практика, memories

Previous post Next post
Up