кросс-пост или - cмог ли Гуссерль стать феноменологом?
В прошлый раз мы обсудили по первому разу понятие интенционального, но практически не касались вопроса о роли и значения этого понятия для феноменологии. А ведь и Гуссерль и Хайдеггер считали, что это по существу ключевой для неё концепт. Дело тут, конечно, не в том, что “во всех своих
(
Read more... )
Comments 13
Reply
Да я сам был в ауте, когда понял, что многие этого не видят:) Как-то вот долго обсуждали всякие тонкие места у Х. с одним любителем и знатоком Х., причем всё по делу и содержательно..Пока не дошли до главного у Х. - до бытия. И оказалось, что здесь пустота. С его точки зрения - Х. всегда говорит о разном, когда говорит о бытии :)
Похоже, что и у Бибихина такое же отношение.
== как Вы относитесь к тому, что Бибихин переводит "Dasein" как "присутствие"?
Меня это бесит :) Не переношу поэтому переводы Бибихина - никогда нельзя быть уверенным, что он опять что-нибудь не придумал.
Имхо, он в основном и ответственен за репутацию Х. как сложного и путанного автора.
Reply
Reply
Конечно. И не только Хайдеггера, но и философии вообще (с точки зрения Хайдеггера). Он проводит это различение даже не от схоластов, а от греков, от Парменида.
== в России кардинально не понимают.
Ну, я бы уже не был так категоричен., Черняков, скажем, был в курсе :) И даже высказывался на эту тему ("Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера", например)
А так, да - интересная тема, посмотреть как обстоит с этим делом в целом. Хороший диагностический тест :)
Reply
Reply
Может, у кого-то онтология и теория бытия, Но мне они не очень интересны, поскольку это просто ерунда :)
У Хайдеггера это, конечно, не так. Посмотрите лекции 27 года, например, где это специально обсуждается. Понятие онтологии у Хайдеггера (да и вообще) задается оппозицией "сущее-бытие" (как и написано в в посте выше)
Собственно, здесь это и обсуждается ведь - феноменология как отрицание теоретического подхода в философии. Откуда же здесь может взяться теория бытия, если вообще отрицается необходимость и даже возможность теорий как таковых ( ... )
Reply
Reply
Reply
Reply
Так об этом и речь, задавшись таким вопрос, Гуссерль был потерян для феноменологии. Ушел в в какой-то вариант кантианства, тогда как Хайдеггер был как раз принципиальным оппонентом кантианцев.
И феноменология понималась им (как и всеми остальными по-началу) как подход, оппонирующий Канту и его последователям.
Reply
Reply
А мне - нет :)
== она все же противостоит психологистическим конструкциям.
Нет, не противостоит. Тот же Кант и теория сознания.
== поскольку даже современные физики провозглашают открыто объективность математических форм, как некую заданность общего идеального стандарта
Это так вообще платонизм, Гуссерль здесь глубоко вторичен и никуда не продвинулся.
Reply
Leave a comment