Американская армия - самый большой миф ХХ века? Часть 9

Aug 17, 2013 02:25


Продолжение. Начало можно прочитать здесь, вторую часть здесь, третью здесь, четвертую здесь, пятую здесь, шестую здесь, седьмую здесь, восьмую здесь.

Напомню что я комментирую статью под названием "Американская армия - самый большой миф ХХ века", автор которой некто Константин Колонтаев - человек, который не только не имеет военного образования, но даже в армии не служил, но несмотря на это имеет наглость давать оценки действиям американской армии.

Предыдущую часть я закончил тем что прокомментировал вранье Колонтаева про американское военное образование. Здесь я продолжу эту тему.

Известно что офицеры могут продолжать свое обучение и повышать свою квалификацию в процессе службы. Вот что об этом пишет Колонтаев:
Ну а как дела с дальнейшей подготовкой и повышением уровня военного образования? В нормальных странах для этого существуют военные академии родов войск и академия генерального штаба со сроком обучения 2-3 года.

Я думаю всем ясно что с точки зрения Колонтаева США страна "не нормальная", а Россия "нормальная". Далее Колонтаев пишет:

А в США - система курсов усовершенствования командного состава под названием "военные колледжи" со сроком обучения 10 месяцев. Это командно-штабной колледж в Форт-Ливенуорте (штат Канзас) и армейский военный колледж в Карлайл-Бэнкс (штат Пенсильвания). Первое заведение готовит командиров уровня батальон-полк-бригада и офицеров для штабов дивизий и корпусов. Обучение в нём длится 10 месяцев. В год выпускается 400-500 человек. Второе заведение готовит командиров дивизий и корпусов, офицеров министерства армии и министерства обороны (в США существует не только общее Министерство обороны, но и министерства видов вооружённых сил). Выпускает по 170 человек в год. Срок подготовки - 10 месяцев очно или 2 года заочно.

Советской и нынешней российской Академии генштаба в США приблизительно соответствуют следующие структуры: штабной колледж в Норфолке (штат Вирджиния), который готовит командиров дивизий и корпусов и офицеров для штабов вооружённых сил, объединённых командований, комитета начальников штабов (убогого аналога советского и российского Генерального штаба), аппарата министерства обороны. Срок обучения - 5 месяцев.

Непонятно только почему Объединённый комитет начальников штабов США это "убогий" аналог "советского и российского Генерального штаба". В чем заключается его "убогость", Колонтаев не объясняет, но не это главное, а главное что в этой цитате Колонтаев опять сравнивает военное образование которое получают тупые американцы, с тем которое получают умные русские.

Само собой разумеется что с точки зрения Колонтаева российское образование лучше американского. И лучше оно по одной простой причине - в российских академиях учатся дольше чем в американских военных колледжах. Однако количество далеко не всегда переходит в качество. Например российские генералы, которые планировали штурм Грозного, о чем я писал в предыдущей части, закончили академии. Академии закончили и генералы, которые командовали во время войны в Грузии, когда, как известно, российская армия показала себя не с лучшей стороны.  Не в последнюю очередь именно поэтому в России заговорили о военной реформе, в том числе и о реформе военного образования.

Не так давно, на сайте еженедельной газеты "Военно-промышленный курьер" была опубликована дискуссия на тему военного образования в России, в которой приняли участие как профессиональные военные, так и политики. Я хочу процитировать мнение Председателя комиссии Общественной палаты Российской Федерации по проблемам национальной безопасности Александра Каньшина, который немножко больше разбирается в военном деле чем пионервожатый Колонтаев, так как окончил с золотой медалью Орджоникидзевское высшее общевойсковое командное училище и высшие офицерские курсы, а также в течение многих лет проходил службу в различных должностях от командира мотострелкового взвода до управления Главнокомандующего Сухопутными войсками. Вот что он пишет по поводу реформы военного образования в России. Сначала Каньшин дает краткую характеристику военного образования до реформы. Цитирую:

До недавнего времени подготовка военных кадров предусматривала получение военнослужащими в процессе служебного роста трех высших специальных военных образований - в военном училище, в видовой академии и в Военной академии Генерального штаба. Подготовка на каждом уровне осуществлялась на три-четыре и более воинских должностей. Квалификация офицеров повышалась не чаще, чем один раз в пять лет.

Кроме того, в военных вузах ранее широко использовались методы натаскивания обучающихся на решение типовых задач. И это ставило выпускников в довольно сложное положение при принятии решений в противоречивой, быстро меняющейся обстановке, например в боевых условиях. В результате, с одной стороны, из 25 лет службы на девять лет офицеры садились за парты. С другой - полученные знания быстро устаревали и утрачивали свою актуальность. Для современных частей боевой готовности такое положение оказалось неприемлемо.

А вот с точки зрения Колонтаева, учиться 9 лет это не только приемлемо, но он даже считает это большим преимуществом по сравнению с системой военного образования в "не нормальной" США. Так в чем же заключается реформа? Продолжаю цитировать Каньшина:

Во-первых, это получение в течение пяти лет фундаментального высшего профессионального образования и полной военно-специальной подготовки. Это дает офицеру возможность занимать должности в тактическом звене управления, создает основу для дальнейшего наращивания профессиональных знаний, а также обеспечивает социальную защищенность при увольнении с военной службы.

Во-вторых, подготовку офицеров в системе дополнительного профессионального образования мы спланировали по десятимесячной программе - высшей военной оперативно-тактической или оперативно-стратегической подготовки.

Ну и чем это принципиально отличается от подготовки офицеров в США? И опять умные русские делают то что задолго до них делали тупые американцы. А вот о том чье образование лучше, красноречиво говорит пример, который в той же дискуссии привел президент Коллегии военных экспертов РФ генерал-майор Александр Владимиров.  Цитирую:
Сейчас вообще произошел анекдот, когда на учениях, при отработке боя в городе, на показе единственный человек, который правильно умел показать, как стрелять из люка, из подвала, в комнату заходить, оказался американский капитан, который приехал по обмену. Все остальные просто не знают, что с этим делать.

Интересно, как бы Колонтаев прокомментировал эту ситуацию? Но это еще не все. Не меньше глупостей и вранья у Колонтаева про так называемую "вневойсковую" подготовку офицеров. Цитирую:

Если верить автору этого материала полковнику В. Ожгихину, то 75% офицеров вооружённых сил США по характеру своей подготовки не являются кадровыми офицерами. Это выпускники гражданских университетов, институтов, колледжей, которые во время своей основной учёбы дополнительно получали образование на так называемых "курсах войсковой подготовки офицеров резерва". По нашей терминологии - "военные кафедры". Такие курсы действуют в 1200 американских высших учебных заведениях. Программа обучения в них насчитывает 480 часов в течение 4 лет, в том числе 180 часов в первые 2 года обучения и 300 часов в последующие 2 года. После завершения курса обучения 6-недельные (полуторамесячные) лагерные сборы.

Чтобы оценить убогость этой системы подготовки 75% американских офицеров, достаточно сравнить её с аналогичной советской системой военных кафедр. В советских военных кафедрах обучение длилось 5 лет по 200 часов в год, всего около тысячи учебных часов. Лагерные сборы - после каждого года обучения.

Речь здесь идет о так называемой программе "Reserve Officers'Training Corps (ROTC)", так как Ожгихин, на которого Колонтаев ссылается, пишет следующее:

Курсы вневойсковой подготовки офицеров резерва армии (ROTC - Reserve Officers'Training Corps) функционируют при 1 200 колледжах и университетах. Обучение финансируется государством.

Программа курсов, рассчитанная на четыре года (480 ч), включает начальную и углубленную военную подготовку.

Совершенно очевидно что именно об этой системе пишет Колонтаев, с той только разницей что у Ожгихина ничего про то что 75% офицеров, которые приходит в армию после программы ROTC, не говорится. Более того, он вообще никаких цифр не приводит, а вот в статье в википедиа на основе статистики Министерства обороны, подсчитали что численность таких офицеров в целом по вооруженным силам не превышает 30%. Причем самый большой процент это в армии (сухопутные силы) - 38.5%, а самый маленький в морской пехоте, всего 1.8%. В ВВС - 38.1%, а в ВМФ - 16.7%. Но это еще не все.

Не соответствует действительности и количество учебных часов - 480 за  4 года. На самом деле продолжительность занятий по программе ROTC не меньше, если не больше чем на военных кафедрах в СССР.  Давайте убедимся в этом на примере программы университета Хендерсон штата Аризона.

Программа ROTC для всех колледжей и университетов практически одинакова, так как разработана она и утверждена в Министерстве Обороны США. Тогда наверное может возникнуть вопрос почему я выбрал именно этот университет? Ответ - потому что на сайте этого университета есть страница в которой в виде ответов на вопросы подробно объясняется эта программа.

По времени эта программа немножко разная для первокурсников и всех остальных. Первокурсники должны посещать одну лекцию, в неделю, а все остальные две. А кроме лекций еще есть 2 часа практических занятий и 3 часа физической подготовки в неделю (3 дня в неделю по одному часу каждый день). Итого получаем - для первокурсников количество часов в неделю равно - 1 час лекций + 2 часа практических занятий + 3 часа физической подготовки = 6 часов, для всех остальных - 2 часа лекций + 2 часа практических занятий + 3 часа физической подготовки = 7 часов. Учебный год в американских университетах, как и везде, состоит из 2 семестров: сентябрь - декабрь и февраль - май, то есть 8 месяцев. Для простоты полагаем что месяц состоит из 4 недель, тогда в учебном году 32 недели. Таким образом количество учебных часов для первокурсников равно 6*32=192 часов, а для всех остальных 7*32=224 часов. Но кроме этого, каждые два месяца, оба выходных, для студентов проводятся тренировки по боевой подготовке в полевых условиях, продолжительность которых в среднем равна 12 часм в день. Так как учебный год состоит из двух семестров по 4 месяца, получается что на тренировки уходит 2 выходных по два дня по два дня каждый семестр, то есть 4 дня в году или 48 часов. В результате количество часов для первокурсников равно 240 часов, а для всех остальных 272 часов. И наконец каждое лето 5 недель интенсивной тренировки в специальных лагерях.
Если сложить все вместе, то получается что реально количество часов в программе ROTC побольше чем в советских ВУЗах на военных кафедрах, тем не менее Колонтаев делает следующий вывод:Таким образом, американский офицерский корпус на 75% комплектуется из тупых, ленивых, неспортивных выходцев из бедных семей.

Почему тупых и ленивых, он объясняет так:
Дело в том, что стоимость обучения в американских высших учебных заведениях - самая высокая в мире. И для студентов существует только три способа не платить за обучение: либо сразу начать показывать высокие результаты в учёбе, либо заняться спортом, либо поступить на курсы офицеров резерва. В этом последнем случае учёбу студента будет оплачивать государство. Взамен после окончания вуза студент обязан три года отслужить офицером в вооружённых силах.

На самом деле для того чтобы не платить за учебу, или существенно уменьшить сумму оплаты, существует не 3 способа, как утверждает Колонтаев, а может быть 300, а может быть 3000.

В английском языке есть слово "scholarship". Дословно на русский язык оно переводится как "стипендия", поэтому в дальнейшем я буду использовать это слово, хотя это конечно не та стипендия которую получали советские студенты. Американские стипендии могут быть разных размеров. В идеале стипендии достаточно чтобы оплатить полностью все обучение, но чаще всего это определенная, фиксированная сумма.

Известно что у американских ВУЗов очень тесные связи с бизнесом, поэтому очень часто компании подыскивают себе будущих сотрудников в колледжах и университетах иногда начиная с первого курса и заключают со студентом контракт согласно которому компания частично или полностью оплачивает студенту обучение, а студент после окончания ВУЗа обязан отработать в этой компании определенное количество лет. Называются такие стипендии "tuition reimbursement". На этой странице, в виде слайд шоу показаны 10 компаний, которые предоставляют такие стипендии. Это конечно капля в море. Таких компаний очень много. На самом деле ROTC это и есть "tuition reimbursement", только по окончании ВУЗа студент обязан не в компании работать, а отслужить в вооруженных силах определенное количество лет.

Но это не единственный тип стипендий. Существуют множество других стипендий, выдавать которые могут кто угодно и за что угодно. Стипендии могут платить государственные организации, компании, благотворительные общества, церкви и частные лица. Например баптисты могут выдавать стипендии своим прихожанам, есть стипендии для чернокожих, индейцев, одиноких матерей и т.д. Вот например ссылка на сайт некоммерческого фонда, который платит стипендии американским студентам-латиноамериканцам. А на этой странице перечислены 200 разных стипендий для различных меньшинств. Кроме этого есть организации, которые платят стипендии спортсменам, о чем пишет Колонтаев. Например на этой странице далеко не полный перечень таких стипендий.

Более того, бывают очень экзотические стипендии. Например какой-нибудь рыжий миллиардер назначает стипендию всем рыжим студентам. Я не шучу. На этой странице собраны несколько примеров необычных стипендий.

В этом списке первым номером идет стипендия которую учредили некто Фредерик и Мария Бекли. Стипендия эта выплачивается левшам. Далее идет стипендия, которую учредила ассоциация под названием "The Little People of America" (Маленькие люди Америки). Само название организации говорит о том что они платят стипендии студентам маленького роста, а вот следующая организация наоборот называется "Tall Clubs International" (Международный клуб высоких). Это название тоже говорит о том, кому эта организация выдает стипендии. Она их выдает очень высоким студентам. И так далее. На этой странице перечислено большое количество различных стипендий, но и это далеко не полный список.

Стипендии это безвозмездные деньги. Возвращать их не надо, за исключением случаев когда студент прервал свое обучение или нарушил условие контракта tuition reimbursement, не отработал положенное количество лет на фирме, которая платила стипендии. Но кроме стипендий еще есть кредиты на обучение, которые делятся на 2 вида - коммерческие, когда кредит выдают банки, и государственные. На сайте Министерства образования США есть страница, на которой перечислены различия между федеральными кредитами и коммерческими. Назову самые основные:

Если студент взял коммерческий кредит, он обязан начать выплачивать его ровно в срок, оговоренный в контракте. Банк не волнует, закончил студент обучение или нет, а если он закончил обучение, банк не волнует, нашел студент работу или нет, а если студент закончил обучение и нашел работу, банк не волнует сколько бывший студент зарабатывает. Сколько прописано в контракте, столько он и обязан платить.

По условиям федерального кредита, бывший студент начинает выплачивать кредит только после того как он не только закончит учебу, но и найдет работу, а ежемесячные выплаты зависят от его дохода. Чем меньше доход, тем меньше он должен платить. Просто платить придется в течение более продолжительного периода времени.
Условия, на которых выдается кредиты тоже разные. Если при выдаче федерального кредита смотрят на успеваемость студента и доход его семьи, причем чем меньше доход, тем больший кредит у студента есть шанс получить, то при выдаче коммерческого кредита, условия полностью противоположные. Коммерческий банк мало волнует успеваемость студента, а чем больше доход семьи, тем больше шансов получить этот кредит. Банки смотрят также на кредитную историю. Иногда требуют чтобы был поручитель или даже требуют внести залог.

Но самое главное это то что никто не ограничивает количество источников финансирования. Студент может получать сколько угодно типов различных стипендий. Например чернокожий латиноамериканец, левша маленького роста и спортсмен, может получить как минимум 5 вышеперечисленных стипендий, кроме этого он может взять кредит в банке и у государства. В банке как правило берут кредиты только в крайних случаях, когда немножко не хватает. Даже сами банки рекомендуют так поступать. Вот что например пишут на сайте крупнейшего американского банка Chase:Студентам настоятельно рекомендуется исчерпать федеральные студенческие ссуды, стипендии, гранты и другие виды помощи прежде чем подавать заявку на частные студенческие ссуды. Частные студенческие займы предназначены в дополнение к федеральным программам кредитования студентов, когда федеральных кредитов и других видов помощи не достаточно чтобы покрыть все расходы на свое образование.

Но найти источник финансирования это уже второй этап, а первый это надо поступить в ВУЗ, а для этого нужно хорошо учится.

В США не существует единого стандарта, по которому ВУЗы определяют уровень знаний абитуриента. Существует несколько независимых типов экзаменов, результаты которых некоторые ВУЗы требуют от абитуриентов. Кроме этого существует так называемый "GPA" (grade point average). GPA это средний бал рассчитанный по 4-х бальной шкале с помощью специальной методики на основе оценок студента или абитуриента. ВУЗы сами выбирают какие источники взять за основу и какие результаты для них приемлемы. Например чтобы получить образование по специальности "registered nurse" в главном колледже Майами, надо иметь GPA как минимум 2.0. Колледж в Майами это конечно не Гарвард или Принстон, но в регионе он имеет очень неплохой рейтинг. Чтобы было понятно о чем идет речь, я хочу кратко объяснить что такое "registered nurse".

Если перевести дословно эти слова на русский язык, то получится - "дипломированная медсестра", однако на самом деле это не такая медсестра, которые бывают в России. В США nurse это очень высококвалифицированная специальность, которой обучают в колледжах и университетах, и самое главное, это довольно высокооплачиваемая работа. Сразу по окончанию колледжа зарплата nurse более 50 тысяч долларов в год, а у опытных nurse, зарплата может быть почти 80 тыс. Для того чтобы было понятно, много это или мало, приведу такой пример.

По данным статистики Бюро трудовой статистики при Министерстве труда США, средний доход американской семьи состоящей из супругов в возрасте от 25 до 34 лет равен примерно 58 тысяч долларов. Подчеркиваю что это доход семьи, оба супруга в которой как правило работают.

Итак допустим кто-то у кого GPA равно 2.0 поступил в колледж. Так вот, только после того как студент получил уведомление из колледжа что его взяли, он начинает рассылать заявления на получение стипендий в различные организации так как стипендии кроме вышеперечисленных отличий отличаются друг от друга тем, что есть стипендии которые даются независимо от того в какой ВУЗ абитуриент поступил, а есть стипендии которые выдаются только для определенного ВУЗа. Кроме этого стипендии делятся на так называемые "merit-based" стипендии и "need-based".

Merit-based это стипендии которые зависят от успеваемости.  Как правило такие стипендии выдаются при условии что GPA должно быть не меньше какого-то определенного уровня, но чем выше GPA тем выше стипендия. Need-based это стипендии которые зависят от дохода. Эти стипендии выдаются студентам из малоимущих семей, но не только.

Например на этой странице далеко не полный перечень грантов (Для студентов  гранты это тоже самое что и стипендии. Разница заключается в том что стипендии выдаются только для учебы, а гранты кроме учебы выдаются еще на финансирование каких-либо проектов, например научных исследований). Там про need-based гранты написано что большинство таких грантов получили семьи чей доход меньше 50 тысяч в год, но есть гранты которые выплачивались семьям с доходом до 180 тысяч в год. Таким образом в США ребенок даже из низко обеспеченной семьи может получить приличное образование.

А вот пример merit-based гранта для латиноамериканцев под названием "Educators and Community Helping Hispanics Onward (ECCHO)", но для того чтобы его получить, латиноамериканцем быть не достаточно. Надо еще иметь GPA не менее 2.5.

Все это я рассказал для того чтобы объяснить что ROTC, о котором собственно и шла речь, это тоже merit-based стипендия. Если вы посмотрите требования предъявляемые к кандидатам на получение этой стипендии, вы увидите что GPA тоже должно быть не менее 2.5.

Если вспомнить пример со студентом который при GPA 2.0 поступил в колледж, то получается что для поступления в колледж он тупым не считается, а вот для армии он туповат. В результате тупые и ленивые отсеиваются еще до начала учебы, а неспортивные тем более, так как к физическим качествам кандидата предъявляются очень жесткие требования.

Кроме того что кандидаты на получение стипендии ROTC должны обладать железным здоровьем и определенными физическими данными типа того что они не должны быть слишком толстыми и слишком худыми, то есть вес должен находится в определенных пределах, кандидаты на получение стипендии должны сдать специальный тест на физическую подготовку под названием "The Army Physical Fitness Test (APFT)", о котором я писал здесь.

Короче говоря среди офицеров тупых, ленивых и неспортивных быть не может в принципе, так как таких даже к учебе на офицера не допускают на пушечный выстрел. И вообще, если вы будете где-нибудь читать что в США в армию идут только потому что никаких других шансов получить образование нет, не верьте, это ложь. Как видите, образование на самом деле доступно практически всем и армия это всего лишь один из огромного количества способов получить его. Если человек не тупой и не ленивый, он всегда найдет способ оплатить учебу и без армии, а если он тупой, то и армия не поможет, так как в армию тупых не берут.

Чтобы попасть на службу в вооруженные силы США даже рядовым, кандидат должен сдать специальный экзамен под названием "The Armed Forces Vocational Aptitude Battery (ASVAB)". Этот экзамен бывает разных типов, в зависимости от образования. Для тех кто закончил школу, там вопросы по школьной программе, для тех кто закончил колледж, вопросы по программе колледжа в зависимости от специальности. Ну и конечно каждый кандидат должен сдать уже знакомый нам тест на физическую подготовку APFT. А учитывая что вопреки вранью о том что в США в армию якобы существует недобор, желающих пойти в армию больше чем требуется (подробности здесь), еще не известно что труднее, в армию попасть или в колледж поступить.

Продолжение следует.

Константин Колонтаев, kolontaev, Армия США, army

Previous post Next post
Up