Вечером второго "японского" дня, нагулявшись по
Токио до темноты и гудящих от усталости ног, мы отправились на вокзал и уехали в город Одавара. В самой Одаваре мы смотреть ничего не планировали, просто хотели переместиться поближе к следующей точке нашего маршрута - Хаконе - и переночевать там, чтобы на следующий день не тратить утро на переезды. От Токио до Одавары около 90 километров, но ехали мы на синкансене и поэтому дорога заняла даже меньше получаса. Быстрые поезда - это прекрасно :)
Приехав в Одавару, отправились искать гостиницу. Мы знали, что она совсем недалеко от вокзала, но у нас не было точного плана, а адрес на распечатке, подтверждающей бронирование, был написан только по-японски. Мы рассчитывали ее найти сами, но, побродив немного по узким улочкам и так и не увидев нужной вывески, решили спросить у кого-нибудь дорогу. У ближайшего отеля как раз стоял то ли швейцар, то ли какой-то другой его сотрудник, к нему мы и обратились. Он точно не знал, где находится наша гостиница, да и по-английски не говорил совсем, но тем не менее, все равно выразил рьяное желание помочь. Позвонил в гостиницу по телефону (взятому из нашей резервации), поговорил с ними, попытался объяснить нам дорогу - по-японски, и мы, конечно же, вообще ничего не поняли. Хотя, похоже, он старался специально для нас говорить просто и четко, наверное, были бы у нас хоть минимальные познания в японском, может быть и уловили бы что-то, кто знает. Но увы. И тогда он, позвонив еще раз по телефону и вызвав какого-то своего коллегу, чтобы тот его заменил, отправился нас провожать до гостиницы! Идти там действительно было недалеко, но сами мы бы не сразу нашли нужный проход, так как в одном месте надо было хитро пройти насквозь через одно здание. Мы и потом еще несколько раз сталкивались с ситуациями, когда японцы так же охотно стремились нам помочь, даже несмотря на то, что английского не знали и объясниться мы не могли. Было очень приятно.
В той гостинице в Одаваре нам это было еще в новинку, а потом мы привыкли, - очень часто в номере постояльцев ждут тапочки и юката - повседневные простенькие кимоно из хлопка. А еще куча куча полезных мелочей - расчески, зубные щетки, одноразовые бритвы и т.п. После европейских гостиниц непривычно, в Европе в гостиницах подобного класса обычно есть только мыло и шампунь. Но так же непривычно после Европы и то, что японские номера очень маленькие. В Токийской гостинице мы с трудом могли развернуться. В Одаваре номер был побольше, но все равно невелик. И это тогда мы еще не знали, какой крохотный номер будет ждать нас в один из грядущих дней в другом городе! :))
Проснулись в начале седьмого, за окном уже было совсем светло. Позавтракали в гостинице и снова отправились на вокзал Одавары. Там купили Hakone Free-Pass, который дает право бесплатного проезда на всех видах транспорта в Хаконе в течение двух дней (проездной JR-pass там не действует). Нам это было выгодно, так как мы собирались совершить классический круговой маршрут по Хаконе, проехаться на поезде, канатной дороге и кораблике по озеру - все это покрывается проездным и если покупать билеты на все виды транспорта отдельно, то получается дороже. А так как мы кроме вышеперечисленного еще и на автобусах там несколько раз проехались, то проездные у нас точно окупились. Цены на проездной (он может быть на 2 или на три дня, а также купленный на разных станциях) можно посмотреть
тут, там же и схемы движения всего транспорта.
Самое время рассказать, что же за место такое - Хаконе - и почему мы туда так стремились.
Хаконе - это гигантская кальдера потухшего вулкана, сейчас там национальный парк. Красивая и разнообразная природа, замечательное озеро и множество горячих источников-онсенов. А в хорошую погоду из Хаконе еще и отлично видна гора Фудзи. Последнее, конечно, не гарантируется, так как небо может быть затянуто дымкой, но мы надеялись :)
По Хаконе мы передвигались очень "многоступенчато" :) Сначала из Одавары добрались до станции Хаконеюмото на обычной местной электричке, ехать минут 15. Там воспользовались очень удобной возможностью - службой доставки багажа. В Японии эта услуга довольно широко распространена, путешествуя, люди могут сдать багаж в одном месте и вечером получить его в другом, очень удобно, если между точками А и Б планируется что-то, где неудобно таскаться с чемоданами. Мы же отправили свой багаж со станции Хаконеюмото в нашу следующую гостиницу, которая располагалась там же в Хаконе, но в стороне от нашего предполагаемого маршрута. Можно было бы довезти чемодан и самим, но мы бы потратили время, нам пришлось бы делать крюк и потом возвращаться, так что мы решили сэкономить время и силы. Заполнили бланк, назвали адрес нашего отеля, заплатили (не помню уже, сколько стоила услуга, но было это не очень дорого) и налегке отправились дальше. Багаж же пообещали доставить в гостиницу к 3 часам дня.
Мы же сели на Hakone Tozan Train, который идет до станции Gora.
Дорога очень живописная, поезд едет по горам, через лес, это очень красиво. По пути он несколько раз "разворачивался" - просто заезжал в тупик, машинист переходил из первого вагона в последний и поезд начинал ехать задом. Машинисты меня поразили. Мы сидели в самом начале первого вагона, так что было отлично видно, что происходит в кабине. Всякий раз, прежде чем тронуться, машинист делал необычные движения руками - сжимал руку в кулак, оставляя вытянутым указательный палец, и очень широкими, размашистыми и четкими движениями поочередно указывал на находящиеся в разных местах кабины приборы. В последнюю очередь он так же четко указывал пальцем вперед в окно, после чего начинал движение. Повторялось это на каждой остановке. Не могу сказать точно, зачем это делалось, но возникло ощущение, что это что-то типа памятки самому себе - дескать, я проверил показания этого прибора, и этого, и этого, потом посмотрел вперед, все чисто, могу ехать. Так делали разные машинисты в разных поездах, никто на них при этом не смотрел (ну, кроме нас, любопытных :)) так что, похоже, такие действия входят в некую обязательную программу проверки всего перед отправкой. Удивительно.
Добравшись до Гора, поняли, что проголодались, и захотели какого-то перекуса. На станции был ларечек с шоколадками-печеньем-орешками и тому подобными вещами, Д. взял что-то традиционное, а я - странный пакетик с чем-то, напоминающим сушеную рыбу. Это и оказалась какая-то мелкая соленая рыбешка, сушеная до состояния чипсов, но при этом покрытая каким-то сладковатым раствором и посыпанная кунжутом! Звучит просто ужасно :) Но было на удивление вкусно.
Где-то там же наконец-то увидели свой первый красный кленовый лист (мы же ехали в ноябре в Японию не просто так, мы стремились попасть на момидзи - сезон любования красными кленами). Похоже, у дерева он тоже был первый... :))
В Гора мы пересели на фуникулер до станции Sounzan, а там - на канатную дорогу. Вот так выглядит первая станция, на которой садятся в вагончики канатки.
Вагончики плавно плывут над лесами. Видно, что здесь, в отличие от Токио, осень все-таки вступает в свои права. Деревья не только зеленые, то тут, то там есть уже и желтые и красные пятна. Конечно, еще самое начало сезона цветных листьев, но хоть что-то. Представляю, как там красиво стало на 2-3 недели попозже.
Вот впереди очередная опора канатной дороги, вагончик поднимается к ней, преодолевает ее, начинает скользить вниз и в этот момент раздается дружное "А-а-а-ах!" всех, кто едет в кабинке. После спокойных лесистых холмов перед глазами внезапно открывается долина Овакудани, название которой переводится с японского как "долина великого кипения".
Зрелище и правда потрясает своей внезапностью и контрастом с пейзажами, которые были видны внизу всего несколько секунд назад. Долина образовалась после извержения вулкана около 3000 лет назад. Вулкан затих, а здесь из-под земли по-прежнему вырывается пар, бьют горячие серные источники (температура в них достигает 100 градусов), образуя целые серные озерца. Никакой растительности, склон горы коричнево-желто-серого цвета, всем начинает казаться, что сейчас мы высадимся на Марсе :)
В этот момент мы посмотрели направо, увидели большую гору и... не узнали ее :)
- Смотри, какая-то очень большая гора! - сказала я, и сфотографировала ее. И только через несколько секунд до меня дошло, что это и есть Фудзи. Поверить в это было как-то сложно, даже несмотря на то, что я знала, что в хорошую погоду она должна быть отсюда видна. То ли потому, что на Фудзи совсем не было снега (а на всех фотографиях я привыкла видеть ее с характерной снежной шапкой), то ли просто от неожиданности. Вот такая она, Фудзи-сан.
Вскоре после этого вагончики делают первую остановку. Она так и называется - Овакудани - и располагается на высоте 1044 метра. Выходить нужно в любом случае, даже если хочешь ехать дальше - придется пересесть в другую кабинку. Впрочем, на этой станции стоит задержаться, так как тут есть еще одна необычная местная "достопримечательность" - "куро тамаго", яйца с черной скорлупой.
Яйца варят в тех самых серных источниках, которых так много в долине Овакудани. Именно из-за серы скорлупа их приобретает такой необычный оттенок. Считается, что подобное яйцо (если его съесть, конечно же :)) продлевает жизнь на 7 лет. Поэтому куро тамаго считаются главным местным сувениром и продаются как горячие пирожки, в пакетиках по 5 штучек. Проверить факт увеличения жизни трудно, видимо, поэтому все и верят :) Мы, конечно, не смогли пройти мимо :)) И пообедали, и жизнь себе продлили. Внутри эти яйца, кстати, совершенно обычные, белые. Вкус тоже не отличается от традиционного. Так что необычна у них только скорлупа.
А дальше канатка спускается к озеру Аси, тоже образовавшемуся после извержения вулкана, делая последнюю остановку на станции Тогендаи.
По озеру можно покататься на маленьких катамаранах в виде лебедей, а Hakone Free Pass позволяет прокатиться еще и на большущем "пиратском" корабле, пересекающим озеро из конца в конец.
Корабль делает две остановки - можно плыть до Мотохаконе ("старый" Хаконе), а можно до Хаконемати и оттуда пройтись до Мотохаконе пешком. Мы выбрали второй вариант.
По пути видны стоящие в воде у берега Мотохаконе красные тории - ритуальные ворота, которые устанавливаются перед синтоистскими святилищами. Красиво :)
В Хаконемати, проходя мимо какой-то лапшичной, с призывно выставленными в витрине пластиковыми муляжами блюд (в Японии это повсеместно - практически все рестораны ставят в витринах муляжи того, что предлагают посетителям. Надо сказать, очень удобно, если ты иностранный турист и не понимаешь японского), почувствовали приступ голода и решили зайти, съесть по мисочке лапши. Лапша (удон или гречневая лапша - соба) в Японии является очень популярным перекусом. Мы видели множество ресторанчиков, которые предлагали исключительно разные виды лапши, и в них всегда было полно японцев. Впрочем, оно и понятно - горячая и сытная еда, вариаций множество, готовится быстро, стоит недорого. Мы выбирали практически наугад, ткнув в картинку. Получили удон с грибами шитаке
и собу с мелкими грибочками
намеко.
Вкусно, только есть не очень удобно :) Предполагается, что ложка используется для съедания бульона, а вот содержимое надо есть палочками. Длинную и скользкую лапшу палочками подцеплять, конечно, трудно.
В Хаконемати есть музей-реконструкция одной из застав старой дороги, соединявшей Киото и Токио (в то время называвшийся Эдо) во время периода Эдо (1603-1867 г.). Феодальное правительство Японии тех времен (Сёгунат Токугава) устроило 53 подобные заставы по всей стране. Застава, находившаяся в Хаконе, была самой крупной и считалась самой важной. Главным ее назначением было контролирование поступающего в Токио оружия. Кроме того, в задачи заставы входило предотвращение побегов женщин из Токио. До наших дней застава не сохранилась, то, что видят туристы сейчас, - это реконструция. Впрочем, довольно точная и воспроизведенная на том же самом месте.
Можно подняться на холм к наблюдательной вышке.
Кроме всего прочего там еще много сувенирных магазинчиков, когда мы зашли поглазеть в один из них, хозяева угостили нас каким-то горячим напитком с лимонным вкусом и плавающими в нем золотыми блестками :) Было очень необычно.
А вот, кстати, типичная для Японии картина - когда продается что-то съедобное, то очень-очень часто продавцы выставляют образцы продукции для дегустации, так что очень многое можно попробовать и решить, хочется тебе этого или нет.
Гулять там приятно - много зелени, сосен, красивое озеро.
А еще там есть чудесная аллея из старых кедров. Она - тоже часть той старой дороги, на которой стояла застава. Кедры там высоченные. А какой там приятный душистый запах!..
День близился к вечеру, мы сели на автобус и стали двигаться в сторону своей гостиницы. В этот день в гостиницу хотелось попасть пораньше, чтобы по полной программе насладиться вечером. Дело в том, что у нас была запланирована ночевка в рёкане - гостинице в традиционном японском стиле.
Еще на стадии подготовки я поняла, что съездить в Японию и не остановиться хотя бы на одну ночь в рёкане - это лишить себя массы интереснейших впечатлений. Рёканы бывают очень разные, но есть детали, которые характерны для всех них. Например, в рёканах нет кроватей, постояльцы спят на футонах прямо на полу. Полы в рёканах покрыты татами, причем, поскольку татами имеют строго определенный размер (90х180см), то площадь комнаты измеряется в татами же. В рёканах обычно нет ванной комнаты, но зато почти всегда есть традиционная японская баня, часто на горячем источнике (если местность такая, где они есть). В рёканах обычно нет привычной европейцам мебели. Традиционно есть низкий столик котацу (с подогревом), сидеть за этим столиком полагается прямо на полу, на подушках. Часто есть специальная ниша под названием токонома, где располагается икебана или каллиграфический свиток. В рёканах постояльцам выдают юката (домашние кимоно). И еще очень часто проживание в рёкане предполагает традиционные ужин и завтрак с блюдами высокой японской кухни - она называется кайсеки. Иногда ужин накрывают в номере, иногда нужно идти в ресторан - это уже зависит от отеля. В общем, понятно, что переночевать в рёкане хотя бы один раз стоит ("хотя бы" я пишу потому, что по сравнению с традиционными гостиницами ночь в рёкане стоит заметно дороже, так что проводить так все ночи в поездке может выйти весьма накладно).
И вот именно в такой гостинице нам и предстояло провести следующую ночь. Когда мы приехали, багаж наш уже благополучно добрался и ждал нас в номере. А кроме него в номере нас ждал чайный столик, чай, японские сладости, устроенная прямо на татами постель, тапочки (для комнаты одни, для туалета другие, японцы очень трепетно относятся к процессу переодевания тапочек), юката, к ним пояса. И самое главное - выход на собственный балкончик, где был наш персональный онсен - ванна в камнях (она называется ротэмбуро), вода в которую поступала прямо из горячего источника. И онсен, конечно, был гвоздем программы - мы именно потому и решили устроить ночевку в рёкане именно в Хаконе, что там много горячих источников. И, когда выбирали гостиницу, обязательно хотели, чтобы онсен был в номере персональный (так бывает не всегда). В нашем рёкане был еще и общий онсен, но туда мы так и не сходили, наш персональный показался нам просто прекрасным :)
Кое-что конечно смутило. Например, в самом номере был только туалет, душа не было. Душ располагался рядом с онсеном, т.е. фактически на улице. Плетеные "занавесочки" отлично закрывали от посторонних глаз (да с той стороны никто и не ходил, балкон выходил в японский садик), но вовсе не от холодного воздуха, а по ночам там холодало где-то до +10, если не сильнее. Но с душем мы решили разобраться позже, а пока нас ждал ужин.
В ресторан принято ходить в юката. Вернее, я читала, что принято, на деле в ресторан некоторые из постояльцев пришли в обычной одежде. Но и тех, кто был в юката, тоже было много. Среди них и мы (вживаться в образ - так по полной!). На ужин нам принесли кучу всего, причем, наверное, только про 80% еды мы понимали, из чего она. И как ее есть :)
Тут вот точно узнаваемым был лишь один компонент - ломтики ветчины. Рядом с ним лежит нечто, похожее по вкусу на рыбу, в мисочке - что-то мелкое и моллюскообразное.
На горелке был бульончик с овощами, тофу и грибами, туда нужно было самостоятельно класть ломтики мраморной говядины (которая видна справа) и вынимать по мере готовности. Говядина была тончайшая, так что готовилась буквально за секунды.
Вот тут мы тоже сразу узнали только спаржу :) Остальное походило на сладкий картофель или сладкие бобы.
А что это у нас тут?..
А там был супчик тоже с множеством неопознаваемых ингредиентов. Вкусный. Впрочем, вкусно было практически все, даже то, что непонятно :) Нам еще пару раз приносили маленькие порции чего-то на небольших тарелочках (это тоже особенность кухни кайсеки - очень много видов разных блюд, но всего по чуть-чуть), а под конец основное блюдо - темпуру (обжаренная во фритюре рыба). Пожалуй, темпура была единственным, что мне понравилось не очень, я не люблю еду с таким количеством масла. В остальном же было потрясающе. На десерт - шарик мороженого и зеленый чай. Из чего было мороженое, я опять не поняла, но вкусное и очень освежающее.
Как правило в рёканах ужин проходит тоже за низкими столиками (сидеть нужно на полу), но в нашем случае мы сидели за обычными стульями. Для европейцев это, конечно, намного удобнее - не уверена, что мы бы высидели час, сидя в правильной позе. Но все-таки было немного жаль, что не совсем аутентично :)
А после ужина мы верулись в номер и залегли в свой персональный онсен. Перед погружением туда нужно принять душ, так что протестировать этот наш уличный душ пришлось, но это оказалось не так уж страшно - под горячей водой холод не чувствуется, так что сложно только в первые моменты. Было даже приятно. А когда после этого опускаешься в горячую минеральную ванну, вот тогда наступает просто КАЙФ. Это было очень, очень, очень, просто невероятно приятно. Кажется, там-то я и осознала наконец, что у меня отпуск, что впереди еще много свободных дней, выбросила из головы все повседневные и - самое главное - рабочие мысли (которые в последние перед отпуском дни уже даже спать мне нормально не давали, у меня и по ночам во сне была только работа-работа-работа нон-стопом и это страшно изматывало). В общем, онсен - это была просто вершина наслаждения в тот день. Вечером купались дважды и спали потом как убитые. Кстати, спать на традиционной японской постели очень удобно и приятно.
Продолжение следует
Оглавление:
Часть 1: Организационные подробности Часть 2: Токио Часть 3: Хаконе Часть 4: Хаконе (продолжение), дорога до Такаямы Часть 5: Сиракава-го Часть 6: Такаяма Часть 7: Первый день в Киото Часть 8: Японский продуктовый магазин Часть 9: Арасияма и вечер в Киото Часть 10: Нара Часть 11: Киото и гейши Часть 12: Священный остров Миядзима Часть 13: Хиросима и день отлета