Какой-то автор писал нечто похожее недавно. Забыл кто именно, но приходит на ум:
"Где правота, когда священный дар, когда бессмертный гений - не в награду любви горячей, самоотверженья, трудов, усердия, молений послан, а озаряет голову безумца, гуляки праздного?.. "
Но в целом там - занудно и вяло, тема не раскрыта.
Ниже, что пишет Вики. Вы считаете это неправильным? _________________
Ученик и последователь К. В. Глюка, автор более чем 40 опер, многочисленных инструментальных и вокально-инструментальных сочинений, Сальери был одним из самых известных и признанных композиторов своего времени и не менее прославленным педагогом: среди его учеников - Людвиг ван Бетховен, Франц Шуберт, Ференц Лист. В Вене на протяжении 36 лет (1788-1824) Сальери занимал пост придворного капельмейстера - один из самых важных музыкальных постов в Европе[6][7].
Проклятием Антонио Сальери стал миф о его причастности к смерти В. А. Моцарта, распространившийся в некоторых странах, несмотря на постоянные опровержения, главным образом благодаря «маленькой трагедии» А. С. Пушкина[8][9]. Состоявшийся в 1997 году суд официально признал Сальери невиновным в смерти коллеги[10].
А при чём тут Вики? У Пушкина - басня. Вы ведь не станете замечать, что ворона и лисица не умеют разговаривать. Так и тут. Пушкин пишет о конфликте таланта и бесталанта.
ИИ правильно укажет, какое из двух произведений лучше с художественной точки зрения, и правильно объяснит, почему оно лучше
Но при попытке самому что-то создать, он произведет на свет нечто убогое. И при этом будет горячо доказывать, что плоды его усилий очень даже неплохи
Если эти плоды ему показать в новом диалоге, где он не будет знать, кому они принадлежат, его реакция будет совершенно нормальной: он верно укажет на недостатки и отметит общий низкий уровень
С этой точки зрения, художественный талант по большей части, наверное, просто сводится к способности адекватно оценивать плоды своих усилий
Удивительнее всего то, что этой способностью обделены не только большинство людей, но и бездушные ИИ-модели
Непонятно, каким образом способность адекватно оценивать свои результаты дает способность создавать что-то значительное. Вроде бы, по логике, она "всего лишь" дает способность не травмировать зазря окружающих своими бездарными попытками.
На этот вопрос невозможно ответить без штук 20 примеров талантов и не талантов, хотя бы по мнению автора. И желательно не живших несколько веков назад. Иначе это просто личные оценки, а также мифы и легенды. Причем в основном, я считаю, распространяемые теми, кто ни разу не пробовал сделать что-то действительно хорошо. Я думаю, каждый, кому удалось сделать что-то путное, не в мировом масштабе, конечно, и не обязательно художественное, просто сделать что-то хорошо и от души, с этим сталкивался. Кто-то тебе сразу же скажет, что ты талант, мегамозг, Бог дал, хотя только что был ничем не примечательным человеческим юнитом, для кого-то окажешься этим самым описанным талантливым лентяем и убожеством, который пальцем о палец не ударил и сразу все круто. Это, конечно, все неправда. Каждый может сделать что-то, что может не каждый. Что это было - звезды сошлись, интуиция или много работы, какая разница. Может быть, этого вообще никогда больше не повторится. Но кто-то сделал, а кто-то тратит время в попытках понять.
Ага, и это тоже. И даже тем более. Современникам объективно не оценить. Мы сейчас понимаем, почему Рафаэль и Рембрант гении. Потому что мы можем сравнить с работами их современников, и понять, что это был прорыв. Да и вообще какая может быть объективность. Если бы были примеры, был бы предмет разговора. Можно было бы сравнивать одну группу людей с другой.
Есть такое про талант, да и про гениальность. Дырка, она же отверстие. Наверно, у талантливого человека дырка, а у гения отверстие, или же наоборот. Допустим, низшая сфера это медиумические способности, способность быть захваченным просто каким то духом, небольшая щель в информационном теле. Способность чуть побольше - дырка - в нее уже влезает целый мир, это признак талантливого, какая то надрывная тяга к целостности, желание охватить большее. А у гения отверстие прямо наверх, из которого хреначит прямо свет, оно больше саморефлексии, потому гений не размышляет мучительно о недостаточности или достаточности своего таланта. Так, я гений, я пошел. Или не пошел, в общем, гениальность это отверстие в самоопределении, которое делает его ненужным
( ... )
"А у гения отверстие прямо наверх, из которого хреначит прямо свет", -
Вот это прямо духоподъёмно. Если открывается какая-то дырка, отверзается отверстие хоть бы и для гения, значит ТАМ оно есть. Отверзаются небеса, конечно, не всем, но утешение для всех. Гений - связь между землёй и небом.
Comments 387
Какой-то автор писал нечто похожее недавно. Забыл кто именно, но приходит на ум:
"Где правота, когда священный дар, когда бессмертный гений - не в награду любви горячей, самоотверженья, трудов, усердия, молений послан, а озаряет голову безумца, гуляки праздного?.. "
Но в целом там - занудно и вяло, тема не раскрыта.
Reply
Пушкин вроде бы на все эти вопросы ответил в "Моцарте и Сальери"))
Reply
_________________
Ученик и последователь К. В. Глюка, автор более чем 40 опер, многочисленных инструментальных и вокально-инструментальных сочинений, Сальери был одним из самых известных и признанных композиторов своего времени и не менее прославленным педагогом: среди его учеников - Людвиг ван Бетховен, Франц Шуберт, Ференц Лист. В Вене на протяжении 36 лет (1788-1824) Сальери занимал пост придворного капельмейстера - один из самых важных музыкальных постов в Европе[6][7].
Проклятием Антонио Сальери стал миф о его причастности к смерти В. А. Моцарта, распространившийся в некоторых странах, несмотря на постоянные опровержения, главным образом благодаря «маленькой трагедии» А. С. Пушкина[8][9]. Состоявшийся в 1997 году суд официально признал Сальери невиновным в смерти коллеги[10].
Reply
Reply
К сожалению, Пушкин приписал таланту и бесталанту конкретные имена. В результате с одной стороны получилась басня, а с другой, клевета.
Reply
ИИ правильно укажет, какое из двух произведений лучше с художественной точки зрения, и правильно объяснит, почему оно лучше
Но при попытке самому что-то создать, он произведет на свет нечто убогое. И при этом будет горячо доказывать, что плоды его усилий очень даже неплохи
Если эти плоды ему показать в новом диалоге, где он не будет знать, кому они принадлежат, его реакция будет совершенно нормальной: он верно укажет на недостатки и отметит общий низкий уровень
С этой точки зрения, художественный талант по большей части, наверное, просто сводится к способности адекватно оценивать плоды своих усилий
Удивительнее всего то, что этой способностью обделены не только большинство людей, но и бездушные ИИ-модели
Reply
Вроде бы, по логике, она "всего лишь" дает способность не травмировать зазря окружающих своими бездарными попытками.
Reply
Reply
Совсем нет.
Reply
Иначе это просто личные оценки, а также мифы и легенды. Причем в основном, я считаю, распространяемые теми, кто ни разу не пробовал сделать что-то действительно хорошо.
Я думаю, каждый, кому удалось сделать что-то путное, не в мировом масштабе, конечно, и не обязательно художественное, просто сделать что-то хорошо и от души, с этим сталкивался. Кто-то тебе сразу же скажет, что ты талант, мегамозг, Бог дал, хотя только что был ничем не примечательным человеческим юнитом, для кого-то окажешься этим самым описанным талантливым лентяем и убожеством, который пальцем о палец не ударил и сразу все круто. Это, конечно, все неправда. Каждый может сделать что-то, что может не каждый. Что это было - звезды сошлись, интуиция или много работы, какая разница. Может быть, этого вообще никогда больше не повторится. Но кто-то сделал, а кто-то тратит время в попытках понять.
Reply
/Иначе это просто личные оценки/
да и "не иначе" (т.е. по оценкам современниками современников) тоже
Reply
Да и вообще какая может быть объективность.
Если бы были примеры, был бы предмет разговора. Можно было бы сравнивать одну группу людей с другой.
Reply
Я читал Ореста Сомова - он писал на ту же тему, что и Гоголь в "Вечерах...".
Но да, не Гоголь.
Reply
Reply
"А у гения отверстие прямо наверх, из которого хреначит прямо свет", -
Вот это прямо духоподъёмно. Если открывается какая-то дырка, отверзается отверстие хоть бы и для гения, значит ТАМ оно есть. Отверзаются небеса, конечно, не всем, но утешение для всех. Гений - связь между землёй и небом.
Жизнь - без начала и конца.
Нас всех подстерегает случай.
Над нами - сумрак неминучий,
Иль ясность Божьего лица.
Но ты, художник, твердо веруй
В начала и концы. Ты знай,
Где стерегут нас ад и рай.
Тебе дано бесстрастной мерой
Измерить все, что видишь ты.
Твой взгляд - да будет тверд и ясен.
Сотри случайные черты -
И ты увидишь: мир прекрасен.
Познай, где свет, - поймешь, где тьма.
Пускай же все пройдет неспешно,
Что в мире свято, что в нем грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума.
А. Блок.
Reply
Leave a comment