May 13, 2024 17:56
Я понимаю, что сказать по этому поводу что-то умное и не очень банальное крайне трудно. Но вдруг...
Очередной раз удивился, как это неловко получается. Есть много людей, которые художественную гениальность хотят, предпринимают для овладения ею массу усилий, хорошо понимают, что она дает, имеют хороший вкус - с одним лишь изъяном: они не способны понять, что бесталанны. Это удивительное обстоятельство. Человек прекрасно понимает теорию и говорит очень красивые и правильные вещи. Вкладывает массу труда - он трудяга, никак не лентяй. Работает, критикует себя, правит, старается вновь и вновь - и при этом ремесло его становится лучше, а художественная бездарность - прежняя.
Многие очень заслуживают художественной гениальности, но нету. А многие ее имеют, причем зря. Они мало работают, неряшливы, ничего не понимают, вкус у них ужасный, и люди - мягко говоря, посредственные, а то и просто дрянь. И вот что ты будешь делать - спьяну намаляканная почеркушка талантливее, чем плод многолетнего неустанного труда... Дурацкая песенка, написанная для смеха - лучше, чем серьезный труд, целая оратория.
И невозможно объяснить бесталанному поэту, который мнит что он "ничего себе", и нет возможности понять этого самого треснутого гения. Который гений - как по недосмотру: ну не тянет, и мелок, и жалок, и глуп, а вот смотри - может. И наоборот. У вас ведь есть знакомые поэты? Которые ну совсем не, а что им скажешь? "Ты не понимаешь", будет их ответ.
Я смотрел работы людей, которые считали для себя важным заниматься искусством. Создавали скульптуры. Рисовали. Писали пьесы. Все мудро, связно, оправдано, поучительно - и деревянно. Они объясняли - мне в случае знакомства, в письмах к кому-то там, когда я читал о них - они объясняли, отчего именно они замечательно талантливы, как они работают и сколь весомы их результаты. Но вроде бы очевидно, что - деревянные они, не идет у них. Что же это за штука такая неуловимая, что работой не берется? Вдруг кто-то набрел на мысль - отчего же так.
Насчет "случайно", "Бог дал" и "ну не нравишься ты Мне" - это все понятно и можно не воспроизводить. Насчет "десяти тысяч часов" - ну вот как раз в том и дело, что эти 10000 помогают только тем, что и без них - очень ничего. А если нету, то хоть 500000 - не помогает.
Сейчас есть убеждение, что главное - труд. Из кого угодно можно сделать кого угодно. Вложенный труд - это деньги. Были б деньги - можно нанять учителей, оборудование поставить и сделать кого хочешь. А прочее - случайная редкость. Ну да, бывают, случаются такие неожиданности, как талант. Но их, к счастью, мало. Можно не учитывать. А так - деньги и труд, предложишь деньги - получишь любого спеца.
Мне кажется, что это относится к индустриальной ступени, это логика станка и деталей. На ступени информационной всё иначе. На планету - всего один ресурс, прочее достигается работой его и копированием результата. Это прежде "предприятий" надо было много, сейчас один гугль на всех. И в художественном, в искусстве - речь не о рафаэле на каждую деревню. Рафаэль один, и его работы могут быть доступны каждому. И тогда, если мы об информационном обществе, а не об индустриальном. возникает этот вот вопрос: так что же такое художественный талант?
alchemical notes,
art3