Достаточно ли достоинства

Jan 18, 2021 09:26

Вот, опять же, клишированное выражение: чувство собственного достоинства. А в самом деле, как сейчас определяют, что у человека это дело есть? Сами понимаете, время наше новое, многое тогокнулось, и в новых условиях мне это не понятно. По каким признакам? Как узнать, что достоинтво у кого-то есть? как понять, на что смотрят окружающие, решая, есть ( Read more... )

psychology4

Leave a comment

hugan January 18 2021, 06:58:15 UTC
мне кажется, достоинство - это вообще не чувство, переживаемое субъективно, а качество, обнаруживаемое извне. Это некая "настоящесть", самостоятельность/аутентичность поведения человека: он проявляет достоинство там, где не является проводником чужой воли, и где сам не скрывается за другими субъектами, вовлеченными в его волю, не действует чужими руками, т е действует полностью и исключительно от своего имени и своими средствами. Соответственно, уязвление достоинства - это размытие автономии/границ человека. Интересно, что и нарушение человеком чужих границ (агрессия, манипуляция), и размывание его собственных (неавтономность) - равно повреждают достоинство (собственно, не важно, чьи границы нарушены ( ... )

Reply

alienist_l January 18 2021, 07:51:24 UTC
Хорошее размышление, спасибо. из Ваших слов, а также из комментария ниже получается, что достоинство проявляется непосредственно в ситуациях противостояния, давления. Как верно отметил автор ниже- это сплошные "не ( ... )

Reply

hugan January 18 2021, 08:13:20 UTC
мне кажется, явление достоинства в ситуациях противостояния - исключительно частный случай. Есть какой-то стереотипный дискурс, заточенный на конфликт ("партизан на допросе") и коренящийся в романтическом, дворянском понимании достоинства в терминах "чести", с которым я невольно полимезирую, и тем самым сам же его привношу. Вот концепт чести мне как раз кажется устаревшим: культуры чести сплошь и рядом паразитичны: от тех же дворян до криминальных/"пацанских" сообществ ( ... )

Reply

konstantinovf January 18 2021, 09:53:49 UTC
hugan! Большое спасибо. Очень емкое и хорошее размышление.
Признаюсь, начал писать дополнение и был вынужден стереть. Уложить все в объем публикации в ЖЖ оказалось за пределами моих способностей.

Reply

hugan January 18 2021, 11:10:16 UTC
спасибо вам :)
зачем же стирать.., Не все со мной согласятся, но, мне кажется, длинный импульсивно и неясно написанный текст - само тело реальности. Не у всех есть к этому вкус, но меня часто волнуют попытки выразить на грани безнадежного. всегда же у читающего есть шанс угадать, почувствовать, попасть в резонанс

Reply

konstantinovf January 18 2021, 22:07:27 UTC
Импрессионизм- прекрасен. Тексты, размещенные в Вашем журнале, склонны к подобному восприятию мира.
Однако всему есть время и место. Даже Вы, публикуя размышления вне своего журнала, стараетесь использовать иной, более ;жестко структурированный стиль изложения.
Точно также, выражая свое мнение в «чужих монастырях», стараюсь делать это наивозможно кратко и доходчиво для собеседника.:)
В данном случае, мой черновик, увы, не отвечал этим критериям.

Reply

hugan January 19 2021, 07:16:32 UTC
да, понимаю, это да.

Reply

alienist_l January 19 2021, 09:29:51 UTC
Нормальное размышление. И ничего, что сумбурное. Впрочем, мне кажется, что предложенное автором понятие "чувство собственного достоинства" мы наделяем схожим объемом и смыслом. Просто слова разные. Но это уж кому как удобней. Что же касается связи толерантности к фрустрации с сепарацией, так она же вполне очевидна. Сепарация-это процесс, непременно сопровождаемый фрустрацией и способность ее осуществлять и заканчивать возможна только при наличии этой самой толерантности.

Reply

irviktoretti January 18 2021, 11:56:23 UTC
Думаю, что если это качество не "переживается субъективно", то и обнаружить его извне крайне маловероятно. Ну да и вообще, как и как правило всё настоящее в жизни, ЧСД, в отличие в ЧСВ, растущего в сознании как сорная трава, требует регулярной прополки - самоанализа, самообразования, совершения некоторых поступков, иногда противоречащих ЧСВ и собственным эгоистическим, семейно-эгоистическим и т.п. интересам ( ... )

Reply

hugan January 18 2021, 12:43:52 UTC
да, уязвить (исключительно) извне, наверно, невозможно. Но проблема в том в любом человеке ведь есть уязвимости, крючки, за которые можно потянуть и спровоцировать нарушение вот этой целостности ( ... )

Reply

irviktoretti January 18 2021, 13:48:07 UTC
"Потянуть за крючки", чтобы спровоцировать недостойное с точки зрения самого этого человека поведение, теоретически наверное можно, но в общем то ЧСД измеряется и в сопротивляемости "крючкам ", если она низкая, то это наверное и не ЧСД, а ЧСВ ( ... )

Reply

hugan January 19 2021, 07:33:30 UTC
мне кажется, при хорошем, счастливом детстве человек все время движется в русле достоинства, собственно, взросление и есть его обретение - совместная задача ребенка и родителей, решаемая с обоих сторон - задача создания у ребенка ясного видения персональных границ ( ... )

Reply

alienist_l January 19 2021, 09:34:19 UTC
браво, отлично сказано. Это и есть тот гуманизм в его изначальном смысле. Который в наше время, к сожалению почему-то свелся к куцему милосердию, фальшивой терпимости и нетерпимой толерантности.

Reply

hugan January 19 2021, 14:03:38 UTC
спасибо)
- но я, надо сказать, надеюсь на настоящую терпимость и терпимую толерантность. Если ценность заявлена - это уже очень немало, это уже полдела, ей уже легче следовать

Reply

irviktoretti January 19 2021, 12:32:56 UTC
И сколько по-вашему процентов таких вот детств даже на сегодняшних 7,8 миллиардов жителей Земли, не говоря уже о прошлых периодах войн, революций, голода и прочей здешней свистоляски ?

Reply

hugan January 19 2021, 14:00:00 UTC
ох((
это, мне кажется, парциально как-то бывает в человеке. В чем-то одном - все в порядке, пока травмы не затронуты. И тут происходит провал, прокол, уязвление - большее или меньшее.. А все-таки - здоровые участки есть, и счастье концентрируется вокруг них! И, кстати, наверно, одно из качеств этих здоровых участков в том, что они способны осушать топкие места вокруг себя постепенно, способны соседствовать с неидеальным и медленно вытягивать его, вот как Чехов раба по капле.
Вот наши с женой дети растут - и мы с ней не можем сказать, что все идет как хотелось бы, не ко всему мы оказались готовы, других каких-то (собственных) проблем ожидали, а реальные, другие - просмотрели. А может быть и создали..

Reply


Leave a comment

Up