Достаточно ли достоинства

Jan 18, 2021 09:26

Вот, опять же, клишированное выражение: чувство собственного достоинства. А в самом деле, как сейчас определяют, что у человека это дело есть? Сами понимаете, время наше новое, многое тогокнулось, и в новых условиях мне это не понятно. По каким признакам? Как узнать, что достоинтво у кого-то есть? как понять, на что смотрят окружающие, решая, есть ( Read more... )

psychology4

Leave a comment

irviktoretti January 18 2021, 11:56:23 UTC
Думаю, что если это качество не "переживается субъективно", то и обнаружить его извне крайне маловероятно. Ну да и вообще, как и как правило всё настоящее в жизни, ЧСД, в отличие в ЧСВ, растущего в сознании как сорная трава, требует регулярной прополки - самоанализа, самообразования, совершения некоторых поступков, иногда противоречащих ЧСВ и собственным эгоистическим, семейно-эгоистическим и т.п. интересам.
"Уязвить" ЧСД, в отличие от ЧСВ мне кажется невозможно. В значительной степени потому, что оно живет и растёт глубоко внутри и не связывает своего существования с мимолетными событиями и оценками окружающих. Признание же окружающих может иногда помочь формированию ЧСД, но может и помешать.
"Симуляцией" ЧСД наверное является ЧСВ и конечно же в глазах людей, которые вообще в основном заняты лишь собой, часто нет никакой разницы. Люди более тонко чувствующие в принципе способны уловить разницу - ЧСВ - это нечто неприятное и принижающее достоинства других, ЧСД наверное идёт от ощущения единства и возвышает других до себя хотя бы на краткий миг контакта.
Достоинство - предмет и основание для уважения как правило у достойных :) А вообще люди чаще уважают за другое - успех, власть, деньги и даже ЧСВ, которые могут быть и часто являются несовместимыми с ЧСД. Имхо.

Reply

hugan January 18 2021, 12:43:52 UTC
да, уязвить (исключительно) извне, наверно, невозможно. Но проблема в том в любом человеке ведь есть уязвимости, крючки, за которые можно потянуть и спровоцировать нарушение вот этой целостности..

переживается ли субъективно?.. ну, в каком-то смысле, наверно, да, как прочная опора на себя, удовтлетворенность собой, здоровое самоотношение.. Но поскольку это для такого человека норма - то как бы и не переживается, просто есть фоном всего.

ЧСВ как симуляция ЧСД - да-да. Точнее, ее попытка, более или менее жалкая. Может быть, чем хуже с достоинством у наблюдателя, тем больше у такой попытки шансов "проканать".

про уважение за успех, власть и всякие деньги - я бы это просто по-другому назвал, в спектре от "почтения" до "зависти". Впрочем это лишь вопрос терминов: вопрос того, какой смысл вкладывать. Я для себя слово "уважение" как-то уже закрепил за вот этим чувством настоящести человека, пониманием того, что он действует от себя и только, что он - единица разнообразия и свободы, не проводник чего-то и не скрывающийся за чем-то. Это именно тот аспект, который отличен от согласия, поддержки: уважать можно не соглашаясь, не поддерживая, для уважения (мне кажется) достаточно просто видеть, что человек честно идет своим собственным путем.

Reply

irviktoretti January 18 2021, 13:48:07 UTC
"Потянуть за крючки", чтобы спровоцировать недостойное с точки зрения самого этого человека поведение, теоретически наверное можно, но в общем то ЧСД измеряется и в сопротивляемости "крючкам ", если она низкая, то это наверное и не ЧСД, а ЧСВ.

Ну не знаю, как норма, если это обычно с рождением не даётся , а приобретается, вырабатывается, защищается? Вот ведь Чехов, к примеру, писал о том, что ему приходилось всю жизнь выдавливать из себя раба по капле. Как это можно не ощущать, ну если только принцем родиться, да и то не любым.

Ну уж если копаться в словах то да, "почтение", "зависть", даже "ненависть" и пр. тоже отражают спектр чувств, связанных людей с чужим успехом, властью, деньгами, но во всяком случае другие ноги о них поменьше могут вытирать, и это своего рода "уважение".

Но если всего этого у человека нет, а ЧСД таки есть, то спектр чувств к нему тоже будет разнообразен, и далеко не всегда и конечно не у всех определяться тем, "он действует от себя и только, что он - единица разнообразия и свободы, не проводник чего-то и не скрывающийся за чем-то", во всяком случае у большинства людей, имхо.

К тому же "действует от себя и только" - это по-моему вообще иллюзия, идущая скорее от ЧСВ, за всеми нами всегда стоят и другие силы и используют нас в своих интересах, "дергая за крючки", чем мы сами идём собственным путём. Мы в общем-то все проводники чего-то, даже когда сами толком не знаем чего ;) Но можем, например, выбрать быть проводниками лишь добра и истины, хотя бы в меру наших сегодняшних способностей, понимания и возможностей. И если постоянно и четко придерживаться этой линии, то наверное это и будет порождать такое ЧСД, которому никакие "крючки" не страшны :)
Кстати, почему для вас критерий "действует от себя и только" должен быть непременным показателем ЧСД, почему человек с ЧСД не может действовать от имени других людей, коллектива, каких-то сформулированных не им и (или) не сейчас идеалов?

Reply

hugan January 19 2021, 07:33:30 UTC
мне кажется, при хорошем, счастливом детстве человек все время движется в русле достоинства, собственно, взросление и есть его обретение - совместная задача ребенка и родителей, решаемая с обоих сторон - задача создания у ребенка ясного видения персональных границ.

Что мы проводники чего-то - разумеется, я бы вообще аггрегироал "психическое" не по людям, а по задачам: задачи внутри человека взаимодейсвтуют (договариваются, конфликтуют) так же, как и между людьми. И то, что человека решает задачи, выходящие за пределы себя самого, участвует в чем-то большем, вкладывает самого себя и свои силы вовне, в будущее, и, начерно, по большому счету только для этого и нужен сам себе - это понятно, собственно, это, кмк, и придает его существованию смысл.

Я, говоря, что достоинство - это действовать только от себя, имел в виду отсутствие внедиалогических, не кооперативных, зависимостей - принуждения, манипуляции - отношений, в которых диалог разорван. Смыслополагающие вещи, выходящие за пределы индивида - к ним не относятся. Они, этот контекст, эта сеть взаимных влияний с Другими - сама сущность личности. Достоинство рушится, когда, грубо говоря, в этой сети появляются недиалогические, не взаимно прозрачные, элементы.

Это очень приблизительный ответ, мне надо подумать..

Reply

alienist_l January 19 2021, 09:34:19 UTC
браво, отлично сказано. Это и есть тот гуманизм в его изначальном смысле. Который в наше время, к сожалению почему-то свелся к куцему милосердию, фальшивой терпимости и нетерпимой толерантности.

Reply

hugan January 19 2021, 14:03:38 UTC
спасибо)
- но я, надо сказать, надеюсь на настоящую терпимость и терпимую толерантность. Если ценность заявлена - это уже очень немало, это уже полдела, ей уже легче следовать

Reply

irviktoretti January 19 2021, 12:32:56 UTC
И сколько по-вашему процентов таких вот детств даже на сегодняшних 7,8 миллиардов жителей Земли, не говоря уже о прошлых периодах войн, революций, голода и прочей здешней свистоляски ?

Reply

hugan January 19 2021, 14:00:00 UTC
ох((
это, мне кажется, парциально как-то бывает в человеке. В чем-то одном - все в порядке, пока травмы не затронуты. И тут происходит провал, прокол, уязвление - большее или меньшее.. А все-таки - здоровые участки есть, и счастье концентрируется вокруг них! И, кстати, наверно, одно из качеств этих здоровых участков в том, что они способны осушать топкие места вокруг себя постепенно, способны соседствовать с неидеальным и медленно вытягивать его, вот как Чехов раба по капле.
Вот наши с женой дети растут - и мы с ней не можем сказать, что все идет как хотелось бы, не ко всему мы оказались готовы, других каких-то (собственных) проблем ожидали, а реальные, другие - просмотрели. А может быть и создали..

Reply

irviktoretti January 19 2021, 14:21:45 UTC
Интересно, но мы ведь вроде бы говорили о формировании и распространенности ЧСД, а не счастья?

Reply

hugan January 19 2021, 14:24:55 UTC
ну да, но, мне кажется, это и связанные вещи: вот такое прочное и обоснованное самоуважение - кажется мне каким-то фундаментом.

Кстати, да, чем больше я думаю, тем мне яснее, что это качество переживается и субъективно тоже. Определенно. И в этом качестве служит каким-то основанием для.. много для чего...

Reply

irviktoretti January 19 2021, 18:05:12 UTC
Прочное и обоснованное самоуважение - это для вас синоним ЧСД в данном случае? Для меня это не совсем одно и то же, ну да ладно.
Как-то да, наверное всё со всем связано, только ЧСД может и помешать тому, что люди обычно считают счастьем - и карьера, и отношения, и жизнь иногда могут не сложиться, например, когда отказываешься идти по головам, и иногда можно даже умереть раньше естественного срока, если например скажешь "нет" там, где это опасно.
Хоть возможно под конец жизни человек всё таки чувствует себя лучше, больше в мире с собой и может быть с Богом, чем другие. А может быть, и после смерти. Ну это только если он ненароком ЧСД и ЧСВ не перепутал, это ведь так легко :)

Да, тоже думаю, что переживается субъективно и служит основанием...для сближения во своей бессмертной сущностью, например, в котором находится ключ к долгосрочному решению всех наших даже земных задач, не говоря уже о вечном )

Reply

hugan January 19 2021, 19:10:18 UTC
нет, конечно, не самоуважение не синоним достоинства, скорее - сопутствующий атрибут..

ну да, это сближение я на своем языке называю интеграцией, внутренней связностью - она устраняет, как я понимаю, и слепые зоны в восприятии мира внешнего

Reply

irviktoretti January 19 2021, 19:42:32 UTC
Ну пусть будет интеграция :) Насчёт устранения всех слепых зон в восприятии мира внешнего не знаю, не уверена, но кое-что по идее постепенно должно бы и там проясняться , во всяком случае со временем.

Reply


Leave a comment

Up