Вот, опять же, клишированное выражение: чувство собственного достоинства. А в самом деле, как сейчас определяют, что у человека это дело есть? Сами понимаете, время наше новое, многое тогокнулось, и в новых условиях мне это не понятно. По каким признакам? Как узнать, что достоинтво у кого-то есть? как понять, на что смотрят окружающие, решая, есть
(
Read more... )
Оттолкнувшись от этих двух комментариев, стал думать. А что же такое достоинство само по себе? Что позволяет человеку реализовывать эти самые "не"? Какой это набор личностных характеристик и умений? или это одно умение/характеристика?
Если взять этот вопрос за отправную точку для дальнейших размышлений, то...можно увидеть, что человек, являющий носителем чувства собственного достоинства, умеет проявлять его в различных ситуациях. Обычно эти проявления более заметны в неординарных, конфликтных, просто трудных ситуацях. Ну, как в примерах Ваших. Но в обыденной жизни этот человек тоже умеет проявлять чувство собственного достоинства. Каким образом? Как это увидеть?
Рассматривая этот вопрос "изнутри", как некую внутреннюю реальность, мне кажется более вероятным, что чувство собственного достоинства-это набор из небольшого количества ( 3-4) качеств, твердо сцепленных между собой и определяющих паттерн реагирования на действительность. Ну например, такой набор: устойчивость к собственным негативным чувствам+эмпатия+ умение присваивать себе свои душевные качества и черты характера( не прощать, не пресловутое "принятие себя", а именно присвоение), умение вести параллельно два когнитивных процесса( осмысление внутренних процессов, когнитивно-социальный( планирование и осуществление действий в социальном пространстве)
Reply
Достоинство отлично видно вне конфликта: свобода, способность к прямому и ровному взгляду, ощущение, что человек... ох.. не могу с хожу выделить ключевые внешние признаки, но так ясно вижу этот образ, ничего не имеющий общего с "дворянской гордостью" - скорее, если уж мы опять о дворянах - с "дворянским чувством равенства", как это названо в ДоктореЖиваго.
но это не о дворянах совсем. Позвольте мне оставить ссылку на образную картинку, которая это более или менее иллюстрирует: https://hugan.livejournal.com/16348.html - там как раз принципиально показано, что конфликт - это вообще не о том.
Я бы сказал, что достоинство - по своему механизму - это устойчивость позитивной мотивации и, как ее основа, сепарированность (отсутствие тенденции к зависимом отношениям). Это близко к тому, что описываете вы, и, пытаясь объяснить дело еще более компактно, я бы в качестве базового низкоуровнего условия всего этого назвал - устойчивость к фрустрации, способность в условиях фрустрации сохранять когнитивную сложность, на регрессировать к неспецифическим реакциям типа fight or flight, и/или к т. н. незрелым/примитивным психологическим защитам.
Связь толерантности к фрустрации и успеха сепарации не сразу очевидна, но я зависаю при попытке осветить ее в двух словах....
Но я чувствую, что довольно сумбурно тут все это написал. У меня где-то есть более или менее удачные/понятные посты с анализом всего этого, и я чувствую, что неудачно повторяюсь..
Reply
Признаюсь, начал писать дополнение и был вынужден стереть. Уложить все в объем публикации в ЖЖ оказалось за пределами моих способностей.
Reply
зачем же стирать.., Не все со мной согласятся, но, мне кажется, длинный импульсивно и неясно написанный текст - само тело реальности. Не у всех есть к этому вкус, но меня часто волнуют попытки выразить на грани безнадежного. всегда же у читающего есть шанс угадать, почувствовать, попасть в резонанс
Reply
Однако всему есть время и место. Даже Вы, публикуя размышления вне своего журнала, стараетесь использовать иной, более ;жестко структурированный стиль изложения.
Точно также, выражая свое мнение в «чужих монастырях», стараюсь делать это наивозможно кратко и доходчиво для собеседника.:)
В данном случае, мой черновик, увы, не отвечал этим критериям.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment