К Дню Победы: кому молился Сталин в годы войны?..

May 07, 2012 12:23

«Я каждое утро встаю и молюсь Богу, чтобы Сталин был жив и здоров. Только Сталин может спасти мир... Что бы не говорили о Сталине, таких история и народ не забывают» ( У. Черчилль)
18 декабря 2010 г. на радиостанции «Свобода» к годовщине рождения И.В. Сталина была приурочена передача, одним из участников которой стал заместитель директора Института российской истории РАН доктор исторических наук Владимир Михайлович Лавров, который в начале 1990-х гг. был членом «ДемРоссии» и на выборах голосовал за Ельцина. Будучи руководителем Центра истории религии и Церкви ИРИ РАН, В.М. Лавров особо подчеркнул в этой передаче, что имеет «духовное образование». И вот с высот этого, так сказать, «образования» он решил развить на радио линию вл. Илариона (Алфеева), который без конца поносит Сталина «духовным уродом»: http://expertmus.livejournal.com/39415.html Видимо, вспомнив приписываемое Сталину изречение о «Фаусте» Гёте, Владимир Лавров вошел в раж и договорился до того, что обвинил самого Сталина в сделке с нечистым: «Сталина подпитывали темные силы… Он молился дьяволу во время войны… Если хотим жить, надо отказаться от Сталина… Я это точно знаю. Это порождение дьявола…. Мы не являемся никакими продолжателями и правопреемниками СССР. От СССР надо тоже отказаться. На свалку такую историю…»: http://www.svobodanews.ru/audio/broadcastprogram/250701.html
К сожалению, услышать от профессионального историка какие-либо ссылки в качестве обоснования его «точных» утверждений было нереально:-) Поэтому приходится обратиться к ФАКТАМ и СВИДЕТЕЛЬСТВАМ ОЧЕВИДЦЕВ для верификации «версии В.М. Лаврова». Тем более что Владимир Лавров наверняка знаком с некоторыми из них. Ведь широко известно, например, о том, как Сталин, подбирая библиотеку для ближней дачи накануне войны, приписал для сведения исполнителей: «Прошу, чтобы не было никакой атеистической макулатуры!». Точно также достоверно известно, что Сталин, действительно имевший духовное образование, временами любил цитировать Библию, которую хорошо знал. Более того, в целом ряде докладов бывшего инструктора ЦК КПСС Э. И. Лисавцева, курировавшего в 1960-1980-е гг. религиозные вопросы в СССР, были указаны факты сворачивания с началом войны антирелигиозной пропаганды в СССР, в т.ч. первая краткая встреча Сталина с митрополитом Сергием уже в июле 1941 г., которой, как утверждается, оба остались довольны (Доклад религиоведа Э. И. Лисавцева (Институт научного атеизма) на конференции в Петербурге памяти о. Александра Шмемана в мае 1993 г.;  его же доклад «Исторический путь Православия в России после 1917 г.» на конференции Петербургского отдела общества «Мемориал» в РГИА 2.6.1993 г. // Поспеловский Д. В. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. М., 1996. С. 297-298; История Русской Православной Церкви. От восстановления Патриаршества до наших дней. Т. I. 1917-1970. СПб., 1997. С. 319-320). По устному свидетельству Анатолия Васильевича Ведерникова, секретаря Патриарха Алексия I, в сентябре 1941 г. Сталин распорядился запереть митр. Сергия (Страгородского) вместе с келейником в Успенском соборе Кремля, чтобы он 3 дня молился пред чудотворной Владимирской иконой Божией Матери: http://expertmus.livejournal.com/53393.html

Глава безбожников Губельман-Ярославский с началом войны получил, через А. Н. Поскребышева, рекомендацию Сталина отметить патриотическую позицию Церкви, и к октябрю 1941 г. прекратился выход всех специальных антирелигиозных изданий, а созданный Ем. Ярославским Центральный музей истории и атеизма оказался фактически выброшенным на улицу (Алексеев В.А. «Штурм небес» отменяется. Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР. М. 1992. С. 184). Осенью 1941 г. прекратились и аресты священнослужителей. Местоблюстителю Сергию (Страгородскому), митрополитам Алексию (Симанскому) и Николаю (Ярушевичу) не препятствовали распространять их патриотические воззвания к пастве. В чин Божественной Литургии были введены специальные молитвы о даровании победы нашему воинству и избавлении томящихся во вражеской неволе, а также служился особый молебен «В нашествии супостатов, певаемый в Отечественную войну». В октябре 1941 г. Сталин приезжал в Царицыно к св. прав. блж. старице Матроне (Никоновой), которая ему сказала: «Красный петух победит. Победа будет за тобой. Из начальства один ты не выедешь из Москвы» (Сказание о житии блаженной старицы Матроны. Сост. З. В. Жданова. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь. 1994. С. 26-27). По воспоминаниям монахини Сергии (Клименко), «в 1941 г., когда немцы были уже в Химках, из Москвы хотели вывозить мощи святого благоверного Князя Даниила (Мощи преподобного Сергия Радонежского были уже вывезены историко-археологическим обществом для сохранения). В ночь на 23 ноября по ст.ст. Князь Даниил Московский сам явился Сталину (при Сталине ночью Кремль был освещен и все работали) и сказал: «Я хозяин Москвы, не трогайте меня, а то вам плохо будет». [...] О том, что Сталин видел Князя Даниила, рассказал мне архим. Иеремия (Лебедев, 1885 -1.3.1953), казначей Патриарха Алексия, когда я после войны приехала в Москву» (Монахиня Сергия (Клименко). "Минувшее развертывает свиток...". М. Издательство Московской Патриархии; "Благо", 1998. С. 118-119). Наконец, есть известие, что зимой 1941 г. «изрядно смутившийся Сталин [...] призвал к себе в Кремль духовенство для молебна о даровании победы; тогда же, продолжает легенда, чудотворная Тихвинская икона Богоматери из Тихвинской в Алексеевском церкви была на самолете обнесена кругом Москвы и Москву от врага спасла. А 9 декабря после первого успешного контрнаступления, предшествовавшего московскому, был освобожден г. Тихвин» (Паламарчук П.Г. Сорок сороков. Т. 1. М. 1992. С. 16).




Для справки: Фельдмаршал Б.П.Шереметев был спасен от пули образком Тихвинской иконы во время Полтавского боя. Он основал в своем имении Борисовский Тихвинский женский монастырь, а его потомки поколение за поколением дарили иконе в Тихвине богатые подарки. Тихвинскую икону Божией Матери почитали все российские императоры и императрицы. По их повелению, с чудотворного образа снимали списки. В 1812 г. с иконы был сделан великолепный список, который называется «Тихвинская-Ополченная». С этим списком чудотворного образа русские воины шли в битву и одолевали французов. «Тихвинская дружина ополчения в 1812 году, сентября в 14 день исходя на брань против Галлов и сообщников их двадесяти язык, вторгшихся в Отечество наше, в самыя недра России, получила от чудотворныя Тихвинския Пресвятыя Богородицы иконы, по отпении Ей молебна, чрез Тихвинскаго Архимандрита Самуила, в благословение сию Богоматери икону, которую воины сии во всех достохвалъных против неприятеля подвигах имея предшественницею удобно врагов поборали и прогоняли, так что ни один из членов дворянства во многократных битвах не пал: ни от ядер и пуль, ни от смертоносных болезней». В знаменитой битве при реке Березине 16 ноября 1812 г., «промыслом Богоматери, мужественным воинам дружины Тихвинской предоставлено было» спасти серебряную ризу, снятую в Москве с чудотворного образа Тихвинской Богоматери. «Сии воины, окончив компанию, возвратились с предшественницею своею, иконою Богоматери, со славою в град сей, быв встречены вне града с крестами, духовенством и гражданами, в 1814 году июня в 22 день, и с благодарными чувствами пред чудотворною иконою Богоматери; тому же Архимандриту вручили данную им в благословение икону. А вместе с нею благоговейно посвятили и искупленное кровию их серебро и пожертвовали каждый по своей силе денег, всего 1800 рублей, на украшение иконы сей и на создание приличнаго памятника в память бывшаго ополчения».
На иконе была сделана надпись: «Возлюбленные братия и соотечественники! Взирая на сие, помяните в молитвах подвизавшуюся дружину воинов за веру и Отечество и сохраните памятник сей до позднейших потомков к подражанию в напутствование самих себя на славу и защиту Отечества». «Тихвинская-Ополченная» икона находилась в Русской Армии и во время Крымской войны в 1855 - 1856 гг. «Доблестные защитники Отечества, подражая примеру дружины ополчения 1812 года, вместе с иконою Богоматери 27 июня 1856 года, чрез начальника дружины ополчения майора Певцова, принесли в дар монастырю 260 рублей серебром». 26 июня (9 июля) 1855 г., в праздник Тихвинской Богородицы, великий полководец Павел Степанович Нахимов за два дня до того, как получил смертельное ранение на Малаховом кургане, исповедовался и причастился перед этим образом и прошел с ним крестным ходом вокруг Владимирского собора в Севастополе.



Как известно, в самом начале Великой Отечественной войны началось формирование дивизий народного ополчения по почину ленинградцев. В ночь на 2 июля 1941-го года ЦК ВКП(б) одобрил этот почин и предложил распространить его на другие города. 4 июля ГКО принял постановление «О добровольной мобилизации трудящихся Москвы и Московской области в дивизии народного ополчения». В ноябре 1941 г. прямо с парада 7 ноября на Красной площади многие ополченцы ушли в бой, когда враг стоял под самой Москвой (см. фото «Бронебойщики. С парада в бой» фотокорреспондента А.В. Устинова, на которой бойцы уходят на фронт с пулеметами Льюиса обр. 1915 г. на плече). По всей видимости, именно тогда и произошел облёт Москвы с чудотворной иконой Тихвинской Божией Матери, временно взятой по приказу Сталина из храма в Алексеевском. Так, до ноября 1941 г. на Волховском фронте, несмотря на отчаянное сопротивление советских войск, продвижение фашистов продолжалось, и лишь узкая полоска земли разделяла немецкие армии и финские. Если бы они замкнули кольцо на реке Свирь, тогда Ленинград был бы обречен. 10 ноября 1941 г. в ходе Тихвинской операции наша армия смогла продвинуться вперед на 100 - 120 км и отбросить противника за Волхов. Опасность того, что немецкая армия соединится с финской, миновала. 5 декабря 1941 г. состоялась знаменитая битва за Москву, и началось долгожданное наступление Красной Армии, вскоре освободившей Тихвин, - так, что не только непокоренную Гитлером Москву, но и «дорогу жизни» на Ладожском озере верующие связывают с Тихвинской иконой.

В этой связи история храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском, откуда была взята, по преданию, Сталиным чудотворная икона, заслуживает отдельного упоминания. Тихвинская церковь в Алексеевском (см. илл.) была построена в 1673-1680 гг. (по другим данным, 1676-1682) в составе комплекса одного из путевых дворцов царя Алексея Михайловича, расположенных по дороге в Троице-Сергиев монастырь. 31 октября 1680 г., спустя 14 лет после смерти Алексея Михайловича, состоялось освящение церкви. Из Кремля к ней отправился крестный ход с Патриархом и царем Феодором Алексеевичем, который подарил храму главную святыню - чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери (см. илл.). Об этом имеется запись в журнале повседневных дел царя, в котором отмечались все его «выходы» за пределы дворца: «1680 года октября в 31 день Великий Государь изволил идти с иконою Пресвятые Богородицы Тихвинская ко освящению церкви в село Алексеевское… И Великий Государь был на освящении в церкви, а после освящения из села Алексеевского шел Великий Государь в Преображенское». Одна из отличительных особенностей храма - две небольшие двухэтажные молельни, устроенные в западных углах его интерьера. По преданию, в юго-западной молился царь (здесь сохранилась круглая изразцовая печь XVII в.), а в северо-западной - царица. Широкая двухсветная трапезная первоначально, видимо, была соединена переходом с царским дворцом, разобранным в XIX в. С запада к трапезной примыкает колокольня, построенная в 1824 г. из кирпича разобранной тогда же второй дворцовой церкви Алексия Человека Божия, известной с 1648 г. В память о первой церкви в Тихвинском храме по южной стороне хор спустя почти два столетия в 1890-х гг. был устроен придел во имя св. Алексия, Человека Божия. 4 ноября 1917 г. в Тихвинском храме был освящен придел во имя св. вмч. Трифона. А в 1922 г. в подклете храма была устроена церковь Воскресения Христова. После упразднения этого придела именно там, в подклете Тихвинского храма, до 1980 г. действовал свечной завод Патриархии, ныне находящийся в Софрино. В храме находится барочный иконостас середины XVIII в., в трапезной же иконостасы XIX в. Настенная живопись выполнена в 1836 г. Д. Скотти.



После Великой Отечественной войны чудотворная Тихвинская икона как главная святыня храма была с почетом помещена в иконостасе справа от образа Спасителя (см. илл.). Раз в году, в престольный праздник, ее извлекают для торжественного богослужения и по обычаю, благоговейно обносят с крестным ходом вокруг храма. В церкви хранятся также святыни: «истинный образ и мера Святого Гроба Господня, что в святом граде Иерусалиме» в Трифоновском приделе, иконы Божьей Матери «Недреманное око» и «Прибавление ума». В церковной ограде расположено Алексеевское кладбище, где находится одна из самых почитаемых православными верующими могил в Москве - иеросхимонаха Иннокентия (Орешкина, 1870-1949). На ограде прикреплена табличка с цитатой из его заповедей пастве: «Умудряйтесь. Не скорбите прежде времени, предавайтесь воле Божьей и просите помощи у Господа». В свое время о. Иннокентия призрел знаменитый старец-затворник смоленской Зосимовой пустыни Алексий (Соловьев), который на Поместном соборе 1917 г. в храме Христа вытянул жребий на патриаршество митрополиту Тихону (Белавину). Рекомендуя как-то Иннокентия его будущим подначальным, старец писал: «Он хороший монах, смиренный, рассудительный и умеет себя держать в вашем круге». После революции о.Иннокентий подвергался всяческим гонениям, суду, аресту, высылке. Слава о. Иннокентия как мудрого, прозорливого пастыря и духовника выходила далеко за пределы Москвы.

Примечательно, что храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском чудом уцелел во время великой сталинской стройки в рекордные сроки - за 4 года - ВДНХ, когда II съезд колхозников-ударников в 1935 г. принял решение о строительстве, и под Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВСХВ) отдали 136 га бывших угодий графа Шереметева. В разработке проекта участвовали лучшие архитекторы страны. Вячеслав Олтаржевский, подготовивший первый проект ВСХВ, спланировал её как космос на земле: в центре - как Солнце - гигантская статуя Ленина (в окончательном варианте её заменят на Сталина), вокруг - как девять планет - девять павильонов. А расходящиеся аллеи, если смотреть с высоты птичьего полёта, образовывали православный крест. Как видим, в этом «земном раю» нашлось место и для православной церкви, на которую ориентирована вершина «креста»... Интересно, что до сих пор никто не удосужился поинтересоваться столь уникальным замыслом Сталина, зато хулителей хоть отбавляй:-)

Когда в сентябре 2001 г., Святейший Патриарх Алексий II освятил на ВВЦ новую часовню Василия Великого, сооруженную по инициативе самих работников выставки - к 60-летию со дня ее основания, то она была приписана к Тихвинскому храму. Известно, что Патриарх Алексий с теплом относился к храму в честь Тихвинской иконы Божией Матери и регулярно совершал здесь, начиная с 1962 г., Божественные Литургии во время храмовых престольных праздников (см. илл.).  Как признался однажды наш Предстоятель, «меня всегда особенно привлекала намоленность стен Тихвинского храма. Замечательна была любовь к нему царя Алексия Михайловича, который совершал сюда паломничество и оставался даже ночевать в своей келье - так сильно чтил он своего Небесного покровителя». Да и страдальческая кончина Святейшего Патриарха Алексия пришлась на 5 декабря 2008 г., словно в напоминание паки и паки о чуде Тихвинской иконы при Сталине…

Чуркасталин, Великая Отечественная 1941

Previous post Next post
Up