Продолжение автомобильных баек.
Уже было про "Виллис", который джип-джипович.
Про "Вартбург", который красивей сам себя и
про Хондоцикл-золотые крылья.
И Ролс-Ройс - машина не только для Ленина Мессершмитт - автомобиль, у которого не выросли крылья Принц и Запорожец.
Машина для спортсмена и джентльмена. ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК МАЛЕНЬКАЯ МАШИНКА СПАСЛА БОЛЬШУЮ ФИРМУ ОТ РАЗОРЕНИЯ
Говорят, что когда инженеры ныне всеми забытой итальянской фирмы «Изо Эрменеджильдо» Прети и Пьерлуиджи Рагги взялись проектировать для владельца этой фирмы Риволта Ренцо малолитражный автомобиль, то поступили они очень просто. Взяли два мотороллера и поставили между ними холодильник.
Это, конечно, неправда. Но описанная конструкция уж больно похожа на то, что мы знаем как «Isetta BMW».
Это Изетта из музея БМВ
История появления «Изетты» на авторынке Германии очень похожа на историю «Кабиненроллера» от Мессершмитта.
Мощная и процветающая перед войной авиационная фирма «БМВ» (Баварские моторостроительные заводы) в начале 1950-х откровенно бедствовала. Из пяти заводов четыре оказались в восточной зоне оккупации (Eisenach, Dürrerhof, Basdorf и Zühlsdorf), а мюнхенский был превращён в пыльный пустырь бомбардировками союзников. Оборудование, ещё пригодное для использования, было вывезено в США и Великобританию. Передовые технологии производства реактивных двигателей для самолётов и ракет попали под запрет.
Первым продуктом конверсии оказался велосипед с алюминиевой рамой. В 1948-1949 гг. удалось наладить производство и продажу мотоциклов. Но от былого величия остались лишь воспоминания, а средств на возрождение не было: на мотоциклах много не заработаешь…
В 1951 году начинается производство «Причудливого ангела» (точнее - барочного Barockengel) - новой престижной модели 501. Но машина чудовищна дорога (15.000 DM). При этом цена не покрывает затраты на производство, а спрос в разорённой Европе невелик. Нужно искать некий «срединный путь» между дешевыми массовыми мотоциклами и престижными лимузинами. От поглощения Даймлер-Бенцом славную марку спасло маленькое итальянское чудо…
В конце 1940 - начале 50-х годов реальностью для европейца был, скорее, мопед, чем полноразмерный автомобиль. Однако мопед - вещь непрактичная, а автомобиль - недоступно дорогая. И рынок «делали» забавные, но дешевые родственники «Антилопы-Гну» - различные мотоколяски. Времени на проектирование своей мотоколяски не оставалось. БМВ угрожало банкротство. Свой шанс на спасение представители баварской фирмы увидели на туринском автосалоне.
В 1953 году началось производство «самоходного холодильника» (это одна из презрительных кличек «Изетты»). Представьте себе яйцеобразный корпус на четырёх колёсах. Передние широко раздвинуты и между ними находится дверь, открывающаяся вперёд и влево. Чем не холодильник? Вместе с дверью откидывается и рулевая колонка с рулевым колесом, а водитель, пятясь задом, гордо занимает своё место и закрывается крышкой… пардон, дверью. Два вплотную сдвинутых задних колеса совмещены в одном блоке с одноцилиндровым двигателем в 250 (позднее 300) кубических сантиметров. Мощность двигателя 12−13 л. с. «Изетта» имела задний ход (что довольно необычно для такой малютки), но не имела дифференциала, что при колее задних колёс всего в полметра не мешало движению. Шасси могло быть отделено от кузова при ремонте. Багажник внешний. Под задним сидением помещалось запасное колесо. Нехитрые приборы и рычаги крепились к левой стенке кабины. А отделка салона была выполнена из картона. Выпускались даже прицепные домики-дачи. Этакий компактный молодежный шалаш для рая. По причине покатости крыши палатку на неё ставить не додумались. Такая идея придёт чуть позже восточным немцам и будет реализована на «Трабанте».
Машина продавалась не только в Германии, но и в Англии, где выпускалась по лицензии. Руль перемещать смысла не было - он и так был посередине. Американский вариант был оснащён увеличенными фарами-прожекторами и большими задними огнями, что ещё больше подчёркивало сходство «Изетты» с диковиной рыбой. На «тропическую» версию был установлен регулируемый воздухозаборник в передней (и единственной) двери. Выпускались и пикап (правда, большим спросом не пользовался), и кабриолет со складной крышей.
В 1957 году на рынок была выпущена четырёхместная «Изетта 600», у которой появилась дополнительная дверь на правом борту - как у взрослых! Двухцилиндровый двигатель объёмом в 585 кубиков развивал 19,5 л. с. Задняя колея увеличилась почти до нормальных размеров, соответственно улучшилась устойчивость. А запасное колесо переместилось на переднюю дверь.
С 1955 по 1962 было выпущено 161 728 «Изетт». Продажная цена в две с половиной тысячи бундесмарок была вполне доступна.
Так, маленькая и смешная машинка хотя и не предотвратила единолично финансовый крах Баварских моторостроительных заводов, но позволила накопить деньги, выиграть время и спроектировать новые, вполне «настоящие» малолитражные автомобили, которые и были поставлены на конвейер в начале шестидесятых годов двадцатого века.
Александр Иванов
Опубликованно в "Германия Плюс" - Русская газета в ГерманииФото Александра Иванова