Не знаю, какой величины здание надо было бы отвести под библиотеку книг, написанных о причинах и о виновниках мировой империалистической войны. Сколько сотен тысяч страниц, сколько миллионов строк и слов написано в обвинение и в оправдание, в опровержение и в доказательство, в раз’яснение и в затемнение фактов, совершившихся в августе тысяча девятьсот четырнадцатого года!
Мировую империалистическую войну подготовляли одновременно много буржуазных государств. Каждое из них внесло свою долю в организацию чудовищной бойни. Каждое из них пришло к огромному костру со своей охапкой дров, большей или меньшей. Работала сложная машина военной и политической разведки, дипломатии, прессы, пропаганды, провокации, обмана, разжигания страстей, - конечно, раньше или позже эта адская машина должна была взорвать, и взорвала так называемое мирное сожительство народов между собой.
Сейчас положение во много раз острее, чем это было двадцать четыре года тому назад. Острее, хотя и гораздо менее торжественно. Теперь война начинается не с того, что посол, надев новый сюртук и цилиндр, об’являет министру другого государства: «Позвольте мне мои паспорта. Идем на вы». Нет, эти патриархальные времена кончились. Войска завоевателей нарушают границу, вторгаются на чужую территорию, бомбардируют с воздуха города чужой страны, они встречают отпор населения, они прибавляют войск, снаряжения, они рассылают победные реляции о своих успехах и перспективах, они публикуют списки убитых и раненых, и вот затем, примерно на четвертом-пятом месяце военных действий, в дипломатических канцеляриях других стран начинают медлительно соображать: что бы это могло обозначать? Что за конфликт? Какие формы он принимает? В какой форме надо на него откликнуться? Надо ли откликнуться? Или, может быть, не заметить?
Уже было подсчитано, что сейчас, в наше «довоенное время», в фактически происходящих войнах участвует уже четвертая часть человечества. А ведь мы еще не слышали ни одного об’явления войны. Не знаю, услышим ли даже тогда, когда половина человеческого рода уже будет сидеть в окопах.
Нужно отдать должное фашистам - они ввели новый милитаристический стиль и методы. Хотя гитлеровцы и клянутся тенями старых прусских генералов, париком Фридриха и усами Бисмарка, они ушли от них далеко. Старики отпрянули бы в ужасе, видя, как орудуют их потомки. Сравнение такое же, как между старыми лихими разбойниками в широких шляпах, верхом, озорных и смелых и нынешними гангстерами, которые потихоньку убивают банкового кассира удушливым газом.
Фашистский милитаризм далеко шагнул вперед в методах и технике шпионажа и терроризма. Раньше этим делом занимались «узкие специалисты» или иные националистические фанатики. Сейчас фашизм имеет подлейшего из подлых Троцкого и его сообщников - передовой отряд поджигателей войны.
Совсем недавно в Париже на французском языке вышла книга Макса Ригера: «Шпионаж в Испании»*. Книга эта не должна затеряться! Ее место - в собрании документов, характеризующих нашу эпоху, эпоху «войн без об’явлений», которые ведет фашизм против целых народов, целых стран, при преступном бездействии одних и враждебном «невмешательстве» других.
Книгу составил боец интернациональных бригад, беспартийный, антифашист. Он пришел помочь испанскому народу в трудный час. Сначала дрался, как рядовой солдат, затем был командиром пулеметной роты. Был два раза ранен: на Гвадалахаре и на арагонском фронте. Там же, на фронте, он натолкнулся на предательскую, разлагающую деятельность троцкистов - она ужаснула и возмутила его. После второго ранения он решил продолжать борьбу уже с пером в руке: он собрал документы и рассказал, пусть бесхитростно, но убедительно, о том, что проделывают троцкисты в Испании.
К книге Ригера написал интересное предисловие Хосе Бергамин. Очень характерен и самый факт предисловия беспартийного, католического писателя-антифашиста к книге, разоблачающей троцкистов. Интересны и отдельные места из предисловия.
Бергамин, поэт-идеалист, христианин, писатель, выступает как активный борец за свою родину, против иностранных захватчиков, хотя они об’явили себя защитниками церкви и религии против «красных безбожников». Он негодует по поводу фашистского крестового похода в Испанию:
«Марокканцы Франко явились нелепыми крестоносцами этого похода. Деликатная чувствительность европейца была крайне растрогана этими экзотическими защитниками христианской цивилизации. Процессии по улицам Теруэля и других городов «рыцарской» Испании, на которых фашистские варвары носили в качестве трофеев окровавленные куски человеческого тела, вырванные из живой плоти испанского народа, получили публичное благословение князей церкви и, когда теруэльский епископ решился остановить варварское шествие поднятием руки, то жест его был так нерешителен и настолько искусен, что в нем не трудно было узнать классическое фашистское приветствие, к которому рукам священника пришлось привыкнуть, применяя его вместо благословения».
Бергамин говорит о троцкистских бандитах в Испании:
«Своим участием в мятеже в мае 1937 года испанская троцкистская организация ПОУМ показала, что она является действенным оружием в руках фашизма, которое последний применяет на территории республиканской Испании. Контрреволюционную работу под маской революционной организации можно вести только до поры до времени. Ожесточенность войны, разделяющей воюющий лагерь кровавым рубежом, толкает скрытых врагов на открытые выступления, и тогда они для осуществления своих планов вынуждены снимать маски.
«Анализ майских событий показал, что под прикрытием партии на территории республиканской Испании действовала шпионская организация, даже не состоявшая в каких-либо договорных отношениях с врагом, а просто находившаяся в его полном распоряжении. Разоблачение ПОУМ должно послужить грозным предупреждением для многих: ни одна партия, ни один свободомыслящий человек, не имеют права брать под защиту лиц, виновных в столь тяжелых преступлениях. Защищать таких преступников может только адвокат перед судом. Но вступаться за троцкиста, изменника и шпиона - это значит защищать не человека, а его преступление. Во время войны это означает прямое сотрудничество с врагом. Защищать троцкизм - равносильно переходу в лагерь врага. Тот, кто на это решается, должен иметь мужество открыто об этом заявить»… «Испанская война вскрыла подлинную роль международного троцкизма, как агентуры фашизма на службе у Франко: роль троянского коня. Внимательный читатель сумеет сделать надлежащие выводы, понять правду, которую, в силу ее очевидности, не удастся извратить, исказить даже жульническому перу бандита Троцкого, вожака этих организаций и подлогов».
Первая часть книги Ригера посвящена непосредственно шпионской деятельности троцкистов в Испании. Это - полученные от следственных органов документы, копии расшифрованных писем, донесений, директив и приказов из главной квартиры Франко троцкистам - агентам на республиканской территории. Большая часть этих документов уже была опубликована в иностранной и в советской печати. Перелистывая их еще раз в совокупности, испытываешь то же чувство омерзения и ненависти, что и на троцкистско-бухаринских процессах в Москве: люди пробовали изображать из себя каких-то политических деятелей, оппозиционеров, а на поверку оказались просто платными шпиками, продажными шкурами, наемными убийцами на службе у мракобесов, у палачей народа.
Особый смысл приобретает вторая часть книги Ригера, где он приводит примеры политической деятельности ПОУМ'а, если ее можно так назвать.
Это набор заявлений испанских троцкистских вожаков, цитат из троцкистских газет, воззваний и листовок. Доподлинно - большей наглости, большего бесстыдства не приходилось видеть никогда!
Как известно, парламентские выборы в феврале 1936 года принесли победу блоку партий народного фронта. Против парламента и правительства, созданных в результате этих выборов, поднял мятеж генерал Франко. И вот - после полутора лет борьбы испанского народа за свои закрепленные парламентскими выборами завоевания - троцкистская «Баталья» призывает:
«Надо похоронить мадридский парламент».
С огромными усилиями налаживается организация регулярной народной армии на сопротивление фашизму. В разгар этой организации троцкисты выступают с лозунгом:
«Рабочий класс не может позволить, чтобы, под предлогом военных нужд, была возрождена армия...»
С величайшими трудностями идет об’единение отдельных частей армии, установление единого командования на всей республиканской территории. В тот день, когда это достигнуто, барселонская газета троцкистов протестует:
«Каталония потеряла свою армию. ПОУМ не может этого допустить и протестует».
По стратегическим соображениям, испанское правительство переезжает из Валенсии в Барселону. Рабочие и все трудящиеся радушно и гостеприимно встречают главу правительства Хуана Негрина и всех министров народного фронта. Троцкисты расклеивают клеветническую листовку против переезда.
Вы думаете, это уже предел? Нет, это еще не предел. Предела низости для троцкистской банды нет. Зачем подражать Франко, когда можно просто дать его в оригинале. В очередном номере газеты «Баталья» весь правый нижний угол занят большим воззванием самого генерала Франко, осыпающего грязной руганью республиканское правительство.
В любое место, где только рабочий класс, трудящиеся об’единяются для противодействия фашистским палачам, милитаристам, захватчикам - сейчас же туда, встревоженные, раз’яренные, мчатся троцкистские провокаторы.
Вот троцкисты узнали, что в городе Картахене об’единилась вся антифашистская молодежь. И тотчас же троцкистский листок приходит в исступление:
«Мы узнали из ежедневных газет, что в Картахене анархистская молодежь, об’единенная социалистическая молодежь, левореспубликанская молодежь, молодежь республиканского союза и федеральная республиканско-демократическая молодежь постановили слиться в одну общую организацию. Мы не можем этому поверить. Это было бы чудовищно, неслыханно и недопустимо».
Стоит ли продолжать эти примеры?! Им нет числа. В лице троцкистов фашизм располагает бандой самых бесстыдных, самых отпетых наемных провокаторов и убийц - бандой негодяев, которым нечего терять, которые берутся за самую черную преступную работу, за такие «мокрые дела», которыми погнушается иной «регулярный» фашист.
Книга Ригера рассказывает о троцкистских преступлениях только в одной воюющей стране, в Испании. Мы знаем, что и в Китае, и в Австрии, и в Чехословакии, и в Мексике, и в Палестине кровавые молодчики Троцкого выступают на тех же ролях - подручными японского, германского, итальянского империализма. Они вошли как передовые разведывательно-диверсионные отряды в состав кадровых сил государств-агрессоров.
Наша страна, которая тщательно, зорко и бдительно подготовляет свою оборону от фашистской агрессии, разоблачила эту роль троцкизма, разгромила и добивает его. Большие трудности создадут для себя те народы, которые во-время не выведут у себя злых и ядовитых насекомых. || Михаил Кольцов.
__________
* Max Rièger. Espionnage en Espagne. Préface de Jose Bergamin. Les Editions Denoëll. Paris. 1938.
+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
СССР - наша надежда
В то время как в Испании, Китае, Чехословакии идет борьба за демократическую свободу, глаза всех борющихся за эту свободу направлены на Советский Союз, как на свою мощную поддержку. Мы все знаем, что Советский Союз - сильнейший оплот, сильнейшая крепость свободы. Мы все знаем, что сила Советского Союза - наша сила. || Лион Фейхтвангер.
+ + + + + + +
Источник: «Правда» №210, 1 августа 1938 года
# Р.Джонсон.
Циничные признания бандита Троцкого || «Правда» №29, 30 января 1937 года
# Б.Смелов.
Расовые бредни германских фашистов** || «Правда» №360, 31 декабря 1936 года
# «
Советский Союз - самая интересная страна на земном шаре» || «Правда» №192, 14 июля 1938 года