Илья Сельвинский. Чувство неба || «Красная звезда» 30 апреля 1943 года

May 15, 2018 13:32




Знаменитый русский художник Серов, работая над портретом, всегда искал в человеке сходства со зверем, птицей или рыбой. Это, как он уверял, давало ему возможность увидеть в обычном необычное. Однажды он писал портрет светской дамы. Портрет ему не удавался. Необходима была какая-то определяющая деталь, черточка, мелочь, которой он никак не мог найти. И вдруг понял: «Свиной глазок!». Вот что, оказывается, было в светской даме характерного. Образ найден. Портрет получился.

Если бы Серов встретил на своем пути Дмитрия Глинку, ему не пришлось бы ломать голову над поисками остроты в его облике. Тонкие губы, крупный черкесский нос, широкие, зоркие глаза и особенно веки, нависшие, складчатые, как у очень пожилых людей или птиц высоколетной породы. Орел! Вот кого мгновенно вспоминаешь, взглянув хотя бы мельком на Дмитрия Борисовича. Орел. Таков внешний вид Глинки.

Однажды в Крыму, стоя у Фороса над огромной пропастью, обрывающейся к морю, я увидел у самых своих ног орлицу, учившую летать орленка. Они делали плавные круги от скалы к бухте и снова к скале. Орленок летал старательно и прилежно. Трогательная детская сосредоточенность чувствовалась в его сгорбленных плечах, в боязливо втянутой шее. Орлица же плыла по воздуху так, точно стояла неподвижно и точно весь мир двигался ей навстречу. У самой скалы орленок, плохо рассчитав дистанцию, сделал такой резкий разворот, что орлице, которая парила справа, не осталось места для поворота. Тогда она изумительно точным, свободным и изящным движением опрокинулась с крыла на крыло, как самолет, и пошла от скалы к морю на спине, не потеряв ни секунды времени и ни пяди пространства.

Таков же и внутренний облик летчика Дмитрия Глинки. Глинка принадлежит к той породе советских ассов, которые чувствуют себя в воздухе полновластными хозяевами стихии. На языке авиаторов это искусство зовется «отличной техникой пилотирования»; на языке ученых - «безотказностью условных рефлексов»; на языке поэтов - «чувством неба».

Сам Глинка говорит об этом так: «Слабый летчик всё время вертится в машине флюгером, напряженно следит за приборами, за горизонтом. Выходит, что он сам по себе, а его самолет - сам по себе. Они друг другу чужие. А машину надо чувствовать спиной, плечами, подошвами. Инстинктом надо ее чувствовать».

Есть в кавалерии слово «всадник». Поразительное по точности слово. Всадник не просто человек на коне: это человек, сросшийся с конем. Такого слова еще нет в авиации. Но понятие такое уже есть. Когда летчики класса Глинки садятся в машину, они действительно чувствуют себя спаянными с ней. Все органы самолета ощущаются ими, как органы собственного тела. Перебой мотора отзывается физической болью, перегрев - как температура собственной крови. И всё это органически. Как бы впереди сознания.

В 1942 году на Крымском участке фронта с Дмитрием Борисовичем произошел поразительный случай. Получив задание сопровождать ИЛ'ы, Глинка в составе пятерки двигался к передовой. Он шел замыкающим и зорко озирал небо. Вдруг на линии фронта возникла стая «Юнкерсов», летевших к нашему переднему краю. Вот уже отделился ведущий, взял скорость и перешел в пике. Глинка рванулся к ним. В поле его зрения шли три немецких аэроплана: они готовились пикировать вслед за ведущим. Имея преимущество в высоте и превратив высоту в скорость, Глинка сразил всех трех. Первый, вспыхнув и вертясь с крыла на крыло, стал быстро падать в море. Второй снижался планирующим спуском. Третий пытался оттянуть на свой участок. Впрочем, дальнейшая судьба их Глинку уже не интересовала. Он заметил появление четвертого «Юнкерса» и кинулся на него. Расстояние между ними быстро уменьшалось. Вот уже отчетливо видно металлическое поблескивание его левого крыла. Но что это? Странно... Ведь это же не крыло! Это никелированная спинка металлической кровати, а вот это, слева - не облачко, а подушка соседа по койке.

«Где ж это я?» - удивленно подумал Глинка.

- Вы в госпитале, - ответил молодой женский голос.

Оказывается, Глинку нашли в бессознательном состоянии далеко от останков разбитого самолета. Лежал он целым и сравнительно невредимым на широких шелковых волнах своего парашюта. Что произошло с ним в воздухе, как он заметил аварию, каким образом выбросился из самолета, - ничего этого Глинка не помнит. Последнее его впечатление: атака на четвертого. И всё. Повидимому, он был контужен еще в небе, потерял сознание и всё дальнейшее проделал уже автоматически.

Вот это и называется талантом. Талант - не просто отчетливо выраженное дарование. Это дарование, помноженное на школу. Но и этого мало. Это школа, перестроившая всю психику человека в одну стремительную и всепоглощающую направленность. Такая направленность как бы наделяет сознанием самую мышцу, сухожилие, кость. У человека становятся умными руки, плечи, колени. Воля его удваивается, утраивается волею каждой клеточки его тела.

Когда Лев Толстой умирал, вслед за последним вздохом, прекратившим существование гения, продолжал еще вздрагивать указательный палец правой руки. Толстой... писал!

Никакое событие, даже сама смерть, не в силах убить в творческом человеке стремление к тому, чему он посвятил всю свою жизнь, всего себя до последнего дыхания.

Дмитрий Глинка посвятил себя битве с врагами советского народа. Когда спрашиваешь его, какие личные качества дали ему возможность сбить 21 фашистский самолет, он пожимает плечом, растерянно улыбается и говорит:

- Да, собственно, только одно... Я крепко усвоил нашу новую поговорку: «Хочешь жить - убей немца».

Эту фразу Глинка произносит очень просто, без нажима, без тени патетики. Уничтожение врага стало для Глинки в полном смысле слова глубочайшей потребностью. Погибнет ли он в бою - это еще большой вопрос, но лишите его боя, и он задохнется!

Вот он стоит на аэродроме у элегантного своего истребителя. Эта маленькая машина хорошо знакома немцам. Глинка стоит у своей машины в ожидании сигнала: скоро он вылетит на задание во главе группы истребителей. В ближайшее время должны появиться бомбардировщики, которых ему поручено сопровождать.

Глинка стоит у машины в синен комбинезоне, с шлемом подмышкой. Ветер играет его золотистым чубом. Он ждет. У него еще пять минут. Мало? Но летчики говорят: целых пять минут.

Что же делает в это время Глинка? Он достает записную книжку, вынимает вкладыш и читает его, беззвучно шевеля губами. Слывя грозою в небе, Глинка очень лиричен на земле. Он любит музыку и поэзию. В записной его книжке хранится стихотворение Исаковского, вырезанное им из «Правды». Некоторые строфы подчеркнуты. Чувствуется, что эти строки задели в Глинке что-то очень большое, очень важное:

Прости, прощай.
Что может дать рабыне
Чугунная немецкая земля?
Наверно на какой-нибудь осине
Уже, готова для меня петля.
Прости, родной.
Забудь про эти косы.
Они мертвы.
Им больше не расти.
Забудь калину, на калине - росы.
Про всё забудь.
Но только отомсти!

И Глинка мстит.

Илья СЕЛЬВИНСКИЙ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФРОНТ.

+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

Высшая офицерская кавалерийская школа

Исполнилось 25 лет существования Кавалерийских курсов усовершенствования командного состава Красной Армии отныне переименованных приказом Наркома Обороны товарища Сталина в Краснознаменную Высшую Офицерскую Кавалерийскую школу Красной Армии имени С.М.Буденного. Это военно-учебное заведение имеет большие заслуги в деле подготовки командных кадров. Отсюда вышли выдающиеся генералы Красной Армии. Здесь учились Маршал Советского Союза Жуков, генерал армии Рокоссовский, генерал-полковник Еременко, генерал-лейтенант Кириченко и многие другие полководцы, прославившиеся в боях с врагами нашей Родины.

В 1918 году Военный Совет Петроградского укрепленного района создал школу образцовых учебно-инструкторских кавалерийских формирований. Эта школа была создана на базе старейшей офицерской кавалерийской школы России, возникшей в 1809 году. В офицерской кавалерийской школе на протяжении более ста лет выковывались кадры русской конницы, рождалось ее оперативно-тактическое искусство. Офицеры, обучавшиеся здесь, участвовали во всех войнах, которые вела Россия. Возникнув за три года до начала Отечественной войны 1812 года, школа подготовила сотни офицеров. Слушатели школы участвовали в Севастопольской кампании и, наконец, в первой мировой войне. Работа школы не прекращалась во время войны. Она всегда являлась центром усовершенствования командного состава.

Одним из слушателей этой школы был генерал Брусилов. Окончив в 1883 году курс отдела эскадронных и сотенных командиров по разряду «отличных», он в том же году был переведен в постоянный состав школы. В 1902 году, будучи уже генерал-майором, Брусилов был назначен начальником школы и оставался в ней до 1906 года.

Созданная по инициативе Военного Совета Петроградского укрепленного района школа образцовых учебно-инструкторских кавалерийских формирований продолжала традиции офицерской кавалерийской школы. Здесь формировались маршевые кавалерийские эскадроны для отправки на фронт. Слушатели школы прямо из классов, с манежа отправлялись в бой. Первые два эскадрона выбыли весной 1918 года на фронт. Летом 1919 года эскадрон школы и часть ее командного состава приняли участие в боях на Юге. Осенью того же года на Северо-Западном фронте отличилась курсантская кавалерийская бригада. Курсанты дрались позднее против Юденича, Врангеля, Махно. Они выступали на защиту Петрограда, участвовали в подавлении Кронштадтского мятежа.

В тяжелые дни для нашей родины продолжалось обучение командиров Красной конницы. Люди учились и воевали. Возвращались с передовых позиций и снова шли на манеж. Позже из этой школы были созданы кавалерийские курсы усовершенствования командного состава. За активное участие в боях гражданской войны и успешную подготовку квалифицированных командиров Красной конницы курсы в день 15-летия своей работы были награждены Красным Знаменем.

Здесь, по существу, формировались мысли о применении конницы на полях современных сражений. Люди с богатым боевым опытом, прибывавшие сюда на учебу, не только пополняли свои знания, но и помогали обобщить всё новое, рожденное в боях.

В октябре 1706 года Петр Первый, организатор русской конницы, писал: «Коннице же отнюдь из ружей не стрелять, прежде того, пока с помощью божьею неприятеля в конфузию приведут...» В этих словах уже тогда была выражена мысль о том, что конница должна действовать исключительно внезапно, ошеломляя врага стремительным ударом. Позднее Суворов в одной из своих инструкций писал: «Кавалерийское оружие - сабля! Строевых лошадей на учениях приучать к неприятельскому огню, к блеску оружия его и крику; при быстром карьере каждый кавалерист должен уметь сильно рубить».

Высокие оперативные и тактические качества Красной конницы общеизвестны. Они зародились в годы гражданской войны, они проявляются сейчас, в дни отечественной войны, показавшей во весь рост ударную силу и маневренность наших кавалерийских частей и соединений. Своими стремительными ударами, при поддержке мощных огневых и технических средств, наша конница не раз достигала крупных успехов, не раз громила врага.

В школу офицеров Красной конницы стекается весь этот богатый опыт, прибывают люди, творившие его. Задача школы состоит в том, чтобы пополнить теоретические знания наших командиров, подготовить их к новым, еще более сложным боям.

Грудь гвардии капитана Погорелова украшена тремя боевыми орденами и медалью «За отвагу». Его эскадрон находился шесть месяцев в тылу у противника. За это время Погорелов провел немало боев с немецкой пехотой и танками. Бывали случаи, когда его эскадрону приходилось действовать против десятков фашистских танков. Погорелов хорошо изучил тактику врага, практически знает все виды взаимодействия конницы с другими родами войск, был и на штабной работе. Потребовалось подкрепить теорией богатую боевую практику, и Погорелов прибыл в офицерскую школу.

Таких растущих командиров здесь много. Они получают именно те знания, в которых больше всего нуждаются, которые крайне необходимы для их боевой деятельности. Среди слушателей школы есть подполковники, майоры, капитаны, лейтенанты. Сюда прибыло много политработников, которые занимают теперь командные должности.

Почетна деятельность командиров и преподавателей, работающих над подготовкой офицерских кадров нашей родной конницы. Указом Президиума Верховного Совета награждены орденами начальник школы генерал-майор Могилевчик, его заместитель по политической части полковник Новоселов, полковник Буклин, бригветврач Бусыгин, капитан Смирнов и ряд других товарищей, добившихся серьезных успехов в воспитании офицерских кадров Красной Армии. Переименование курсов в Краснознаменную Высшую Офицерскую Кавалерийскую школу обязывает весь ее личный состав с еще большим упорством, с еще большей ответственностью трудиться над воспитанием офицеров.

Слова приветствия товарища Сталина, в день 25-летия школы, награждение орденом Красного Знамени вдохновляют весь ее личный состав на еще более высокое качество работы по воспитанию командирских кадров Красной конницы. || Майор 3.Абрамов.

+ + + + + + + + +

Источник: « Красная звезда» №101, 30 апреля 1943 года

# Ал.Исбах. Воля к жизни || «Правда» №93, 9 апреля 1943 года
# К.Симонов. "Сталинград" || «Красная звезда» №59, 12 марта 1943 года
# Н.Тихонов. Советская гвардия || «Красная звезда» №55, 7 марта 1943 года

весна 1943, советская авиация, 1943, апрель 1943, газета «Красная звезда», Илья Сельвинский

Previous post Next post
Up