Здравствуйте уважаемые!
Продолжим с Вами тему об иереях (пресвитерах), начатую вот тут:
http://id77.livejournal.com/205579.html и поговорим сегодня о тех «девайсах», по которым внешне можно отличить иерея от диакона.
Но для начала вспомним о том, что говоря о диаконах, мы упоминали о такой важной части облачения как стихарь. Так вот у иереев тоже есть свой стихарь, точнее говоря его разновидность, которая называется подризник. Это длинная до пят одежда с узкими рукавами из льна, хлопка или шелка. Канонично она белого цвета, но иногда (редко) бывает иных цветов.Символизирует хитон Христа.
Подризник делается с узкими рукавами, так как на них должны надеваться поручи (которые также являются элементом одеяния иерея). Рукава подризника имеют разрезы на концах, обозначающие раненное Копьем Судьбы ребро Иисуса. К одной из сторон разреза пришивается шнурок. Этот шнурок знаменует собой путы, связывавшие руки Спасителя, ведомого на суд. Иногда (но не всегда) оплечья подризника делают из материи другого цвета. Это символы язв Христа от бичевания.
В отличие от стихаря подризник не верхнее богослужебное облачение, а нижнее. Само слово подризник говорит о том, что на него сверху надевают ризы. О них чуть ниже.
Подризник
Теперь поговорим о Епитрахили. Нет уважаемые, это вовсе не ругательство, и не название особого сорта мягких сыров, так что удалять от компьютера особо впечатлительных барышень и детей не следует :-))))) Епитрахиль - это такой вид священнического облачения, для иереев и архиереев. Представляет собой модернизированный орарь, который огибает шею и обоими концами спускается на грудь. Вообще само слово επιτραχηλιον с греческого языка так и переводится - «то, что вокруг шеи». Говорят, когда то так просто складывали диаконовский орарь, но нынче епитрахиль несколько уже ораря, и обе стороны оного скрепляются пуговицами спереди. Соответственно символика у этого атрибута одежды точно такая же, как и у ораря - крылья ангелов. Хотя есть версия, что это стилизация того полотенца, коим Христос вытирал свои (и не только) ноги.
Епитрахиль
На епитрахили нашито 7 крестов. По 3 на каждой полосе, плюс один на шее. Символика следующая - 6 крестов обозначают 6 Таинств, которые может совершать иерей, а 7 говорит о том, что пресвитер принял своё священство от епископа и подвластен ему, а также то, что он несёт на себе бремя служения Христу. Епитрахиль надевается на подризник (при так называемом большой облачении) или прямо на рясу (при малом облачении).
В крайних случаях (например, в условиях гонений на церковь, если священник находится в заключении) заменой епитрахили может служить любой длинный кусок материи или веревки, благословленный как епитрахиль. Впоследствии такой благословлённый предмет надлежит использовать только как епитрахиль либо уничтожить.
Про цветовую гамму (как впрочем, и всего одеяния священнослужителей) мы с Вами поговорим позднее подробнее.
Священник надевает епитрахиль
Дальше следует сказать о фелони. Чаще всего в обиходе эта часть одеяния называется ризой, но насколько я понял, ризы - это общее наименование всех верхних богослужебных одежд иереев и архиереев, а фелонь - это в единственном числе конкретная одежда. Символика ее проста - она пошла от верхней одежды, которую носил Христос и его ученики - этакая длинная накидка из грубой власяницы. Фелонь на сегодняшний день (и это важно, ибо с веками ее «дизайн» несколько менялся) представляет собой большую плащ-накидку из длинного прямоугольного куска парчовой материи с большим полукруглым вырезом спереди и твердыми и высокими оплечьями сзади. Последнее привело к тому, что теперь фелонь как бы возвышается над плечами священника в виде трапеции. Символика этого оплечья несколько неожиданна - ибо она схожа с воинской. И соответственно - это своего рода доспех, защищающий голову и шею священника сзади. Надевая на себя фелонь, иерей помнит слова апостола Павел: "Облекшись в броню праведности" (Еф. 6, 14).
Фелонь - вид спереди.
Если старейшие фелони по покрою представляли собою почти круг с вырезом в центре для головы, что символически означало полноту Божественной благодати, то нынешние, коли их правильно разложить, больше похожи на полукруг. Это вполне объяснимо. Ведь раньше фелонь была также и одеждой архиереев, и только позже у них появился саккос (о нем поговорим в других частях), а фелонь осталось одеждой и символом иереев.
На современной фелони можно различить 4 полосы. Совместно они обозначают 4 канонических Евангелия и божественную помощь при совершении Таинств, а по отдельности имеют дополнительное значение. Полосы на вырезе для головы и по краю подола знаменуют собой путы, которыми был связан Иисус, ведомый на суд. Полоса, идущая по груди и спине - следы бичеваний Христа. Полоса, пересекающая грудь и идущая вдоль краев фелони, не доходя до них - это символика крови Христа, истекшей из ребер на кресте, после удара копьем Лонгина (э-эх, так и не написал книгу об этом) :-))
Вид сзади.
На спине в верхней части фелони под плечевой полосой обычно нашивается крест. Кроме того на спине, ближе к подолу, на одной линии с крестом можно увидеть восьмиконечную звезду. Этот часто встречающийся символ в Христианстве в данном контексте обозначает не Вифлеемскую звезду и не символику Пречистой Девы, а наступление Царства Небесного, новую землю и новое небо. Это новой время по-другому называется 8 веком, так как, по мнению христианства, человеческая цивилизация насчитывает 7 этапов (или веков). Соединение креста и восьмиконечной звезды на фелони - это начало и конец, альфа и омега, спасения человечества во Христе Иисусе. Кроме того, соединение Ветхого (звезда) и Нового (крест) Заветов.
Священник в фелони
Следующий элемент одеяния священника - пояс. Он представляет собой не очень широкую полосу материи, с отделкой в виде полос иного цвета или оттенка по краям и с нашитым крестом посредине. Надевается пояс поверх подризника и епитрахили и связывается сзади, на пояснице.
Пояс священнослужителя
Пояс - это знак духовной силы, подаваемой Богом для борьбы, символ целомудрия, и знак определенной духовной высоты и власти. Обо всем этом говорит молитва, которую должен прочесть иерей при надевании пояса: "Благословен Бог, препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой, совершаяй нозе мои, яко елени, и на высоких поставляяй мя" (Пс. 17, 33, 34).
Отец Федор (Пузанов) в партизанском строю. Настоящий герой войны
Ну и, конечно же, нельзя не сказать о наперсном кресте. Наперсный крест священнослужителя, то есть тот, который носят на груди (на персях) следует отличать от нательного креста, который имеет у себя каждый крещеный человек, принимающий учение Христа. Если до 18 века только епископы могли носить наперсные кресты, а для иереев они служили видом награды, то ныне они выдаются священнику в процессе хиротонии (о чем мы с Вами уже говорили). Впрочем, как иерархическая иерейская награда наперсный крест тоже сохранился, он несколько другой, но об этом позднее.
Собственно то, о чем мы с Вами говорим :-))
Наперсный крест священника изготовлен из серебра (чаще позолочен), он восьмиконечной формы с рельефным изображением распятого Спасителя на лицевой стороне и надписями в верхней части: "Гдь, Црь, Слвы" ("Господь - Царь Славы"); в концах широкой перекладины "IС, ХC" ("Иисус Христос"), под нижней косой перекладиной - "Ника" (греч. - победа). На обратной стороне креста надпись: "Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою (1 Тим. 4, 12).
Наперсный крест носят поверх риз при так называемом полном облачении (для священнодействий) и поверх рясы при повседневном ношении. На шее крест закрепляется посредством особой серебряной цепи, крупных плоских звеньев, соединенных двойными мелкими кольцами. В середине цепи - перемычка, так что цепь спереди охватывает шею, а сзади спускается на спину. В этом тоже есть своя символика. Сам крест свидетельствует о том, что иерей служитель Иисуса Христа, пострадавшего за грехи мира, должен иметь Его в сердце своем и подражать Ему. Сама цепь - знак пастырского попечения за заблудшими, а что она имеет конец и на спине - намек на то, что свой крест на Голгофу Христос нес как раз на спине.
Cлужебник Варлаама Хутынского Начал XIII века.
Ну и наконец, Служебник (Летургион) - это особая книга, содержащая богослужебные тексты, произносимые священниками и диаконами во время богослужения.
Закончим в следующий раз.
Приятного времени суток!