Здравствуйте уважаемые!
Мы с Вами вот тут:
http://id77.livejournal.com/205579.html начали, а вот тут продолжили:
http://id77.livejournal.com/206110.html разговор о втором уровне священнослужителей РПЦ - иереях (пресвитерах), ну а сегодня предлагаю эту тему закончить.
В первой части нашего повествования мы говорили о разных титулах внутри 2 ступени священства. Давайте разберем, что идет за чем.
У «белого духовенства» чины от младшего к старшему идут в следующем порядке: 1) собственно говоря, иерей, 2) протоиерей, 3) протопресвитер
У «черного»: 1) иеромонах, 2) игумен, 3) архимандрит
Про, собственно говоря, иерея я думаю уже все понятно. Так сказать «капитан православного войска РПЦ» (если диаконов считать за лейтенантов) - священник, который только начинает свое служение. Добавлю только, что обращаться к нему принято «Ваше преподобие».
Протоиерей Василий Брылев, в 1942 добровольцем ушел на фронт
А вот протоиерей - это уже формально говоря «майор». Это уже награда иерею за долго служение и (или) за какие-то заслуги перед церковью. Слово произошло от греческого πρωτοιερεύς, что можно перевести как первосвященник. Сейчас часто можно слышать наименование старший иерей (вместо протоиерей), а в 18-19 столетиях пользовались другим термином - протопоп. Старообрядцы, правда, до сих пор именно так называют своих старших иереев.
Тот самый знаменитый протопоп Аввакум
Как я уже говорил в предыдущем абзаце протоиерей - это награда (а об иерархических наградах мы подробнее поговорим чуть ниже), которую священнослужитель обычно может получить в 2 случаях: 1) как очередную иерархическую награду (4 по счету из 12 возможных); 2) как поощрение за 10 лет служения иереем, при условии, что священник назначен на какую-то важную и ответственную должность. Существует, правда, и 3 способ. При нем протоиереем может стать протодиакон, минуя стадии иерейства (пресвитерства). Правда, в этом случае желания местного епископов для подобного награждения недостаточно - обязательно нужно согласовывать свое решение с Патриархией. Обращение к протоиерею такое: «Ваше Высокопреподобие».
Протоиерей Василий Ермаков ведет службу
Самым известным, пожалуй, на данный момент протоиереем РПЦ является Всеволод Чаплин. Чин не самый высокий (протоиереев полно), но зато должность важная - он Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата, да и просто медийное лицо. Впрочем, чуть подробнее о нем поговорим в посте о персоналиях современной РПЦ.
Протоиерей В. Чаплин в облачении
Надо отметить, что среди протоиереев есть своя внутренняя иерархия. И выше по значимости и влиянию считаются не только те, кто занимает важные должности, но также и те, кто обладает особой иерархической наградой - митрой (7 из 13 по счету награда для этого уровня). Таких священников называют митрофорными протоиереями, и в своем формальном рейтинге назвал бы «подполковником православного войска РПЦ»
Настоятель Свято-Никольского собора Алмаатинской епархии митроносный протоиерей Валерий Захаров.
Ну а венцом карьеры «белого духовенства» максимально возможным и допустимым чином является сан протопресвитера. Согласно правилам РПЦ награждение саном протопресвитера производится «в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси». Сами понимаете, протопресвитеров крайне мало и навскидку на данный момент я могу вспомнить только 4 здравствующих. Некогда это было высшей наградой для белого духовенства, но с 2011 года появился «докторский крест», который насколько я понимаю для ограниченного круга священников является равной по значимости наградой, как и сан протопресвитера. Последних я, формально говоря, называю «полковниками православного войска РПЦ».
протопресвитор Матфей Стаднюк, один из самых уважаемых иереев РПЦ
Возникает вопрос, а может ли полковник стать генералом? И да, и нет. Нет - потому что как я уже сказал, это высшее звание, пик для «белого духовенства». Но вот если вдруг он решит принять малую схиму (и у него для этого будет желание, а главное возможности), то есть перейдет в духовенство "черное", то имеет все шансы продолжить церковную карьеру и обогатить свою биографию новыми чинами.
После того как вроде худо-бедно разобрались с «белым духовенством», следует перейти к «черному»
Иеромонах Роман, современный (и знаменитый) провославный поэт
Иеромонах - это чернец (монах) -священник. Соответственно иеромонахами становятся обычные монахи через рукоположение или белые священники через монашеский постриг.
Наместник Чуфаровского монастыря игумен Вениамин
Игумен - это на данный момент настоятель (руководитель) монастыря. Еще до 2011 года это было иерархической наградой для монашествующих, которой отмечали особо отличившихся иеромонахов, но ныне тут идет четкая привязка к руководству монастырем. Соответственно игуменом может быть и архимандрит и даже архиерей, а вот игумен занять подобные чины может редко. Игумена можно отличить по особому посоху, который похож на те, которыми обладают архиереи (об этом в следующих постах).
Собственно говоря...
Ну и наконец, высшей степенью 2 ступени священства для «черного духовенства» РПЦ является сан архимандрита. Произошло название этого титула от греческого αρχιμανδρίτης, то есть главный в монастыре. По своей сути и значимости сан архимандрита соответствует митрофорному протоиерею у «белого духовенства». К архимандриту также нужно обращаться как ««Ваше Высокопреподобие».
Архимандрит легко можно отличить от других монашествующих этой ступени. Потому что на своей мантии от носит так называемые скрижали (то есть особые платы из ткани) Кроме того вместе с возведением в сан архимандрита происходит награждение митрой. Это высшая степень награды для монашествующих.
Мантия архимандрита со скрижалями
Ну, коль мы столько говорили об иерархических наградах, предлагаю на них, собственно говоря, иерейскую тему и закончить.
Согласно действующим на данный момент правилам РПЦ для иереев (пресвитеров) существует 13 наград:
- Набедреник,
- Камилавка
- Наперстный крест.
- Сан протоиерея.
- Палица.
- Крест с украшениями.
- Митра/ сан архимандрита
- Служение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни.
- Служение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до "Отче наш".
- Право ношения креста на митре.
- Патриарший крест.
- Сан протопресвитора.
- Докторский крест
Первые 11 идут по очереди одна за другой, с последними 2 все несколько посложнее. Все описываемые мной сроки несколько произвольны, так как не всегда соблюдаются. Но я пишу о том, как оно должно быть.
Итак, самой первой наградой для священника является пожалование ему набедренника. Он представляет собой прямоугольный кусок ткани, в середине которого нашит крест. Символика неожиданно для многих (но не для нас, ибо мы с Вами уже много разобрали тут всякого) не просто духовная, а скорее духовно-военная. Символизирует набедренник «меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6:17). Вешается на длинной ленте справа. Получить его можно от местного епископа по истечению 3 лет после рукоположения за беспорочную службу.
Набедренник
Фиолетовую камилавку (о ней мы с Вами уже говорили вот тут вот:
http://id77.livejournal.com/204223.html) можно получить через 3 года после набедренника.
Затем идет Наперсный крест. В предыдущей части мы с Вами рассуждали о том серебряном восьмиконечном наперсном кресте, который получает священник при хиротонии. Так вот наградной наперсный крест - это несколько иное. Он золотой и 4-х конечный. Иногда его называют пресвитериям, иногда павловским, так как взят за основу тот дизайн креста, который установил в 1797 году император Павел I для награждения духовенства. Награда наперсным крестом производится должна не менее чем через 3 года после награждения камилавкой, при условии, что рукоположение прошло не менее 5 лет назад.
Наградной наперсный крест
Про сан протоиерея мы с Вами поговорили уже достаточно, а вот следующая награда - это палица. Суть у нее точно такая же, как и набедренника - стилизация духовного меча, только статус гораздо выше, так как одновременно это и часть полотенца, коим Иисус вытирал ноги своим ученикам. Представляет собой платок ромбовидной формы с изображением креста посередине, одним углом прикрепленный к ленте и носится с правой стороны, навешивается через плечо под фелонь. При этом ранее полученный набедренник перевешивается с бравого бедра на левое.
Палицу можно получить в качестве награды 5 лет пробыв протоиереем и не менее 10-ти иереем. Ну и естественно, если есть предыдущие награды.
Палица с правого бока
Следующей наградой опять идет крест. На этот раз с украшениями. Награждение производится указом Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после награждения палицей. Обычно это золотой крест с различными драгоценными и полудрагоценными камнями. Кстати, часто таким крестом награждают и представителей других конфессий. Так, например им награждены епископы Англиканской церкви из Дерби Роулинсон и Оксфорда Карпентер.
Варианты наперсных крестов с украшением
Следующий уровень награды это митра (для белого духовенства) и сан архимандрита (для черного). Про архимандритов мы с Вами уже поговорили. А что такое митра, спросите Вы? Так вот, митра это такой головной убор, околосферической формы, который символизирует терновый венец Христа. Часто сбоку на митре размещаются иконы. По сути, она близок к короне и таковой является. После того, как в 1453 году при осаде Константинополя турками погиб последний византийский государь, его стемма (или корона) перешла к патриарху Константинопольскому. Патриарх на тот момент являлся духовным владыкой всего православия (за некоторым исключением). Вот митра очень похожа на византийскую стемму. Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не менее чем за 30 лет беспорочного служения
Митра
Следующие 2 уровня связаны с литургическими моментами и на них подробно мы с Вами останавливаться не станем
Затем идет ношение креста на митре, коим награждают чаще всего заслуженных архимандритов.
Митра с крестом
Вторым крестом (или по-другому патриаршим) производится награждение в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Надевается во время богослужения поверх облачения, в повседневной обстановке - поверх рясы. Раньше награждали часто и без очереди. Так, например второй крест получил в 1954 году архимандрит Пимен, будущий Святейший патриарх Московский и всея Руси.
Патриарх Пимен
Наконец 12-13 уровнем награждения является сан протопресвитера и особый докторский крест, который вручается докторам богословия по указу Патриарха.
Честно скажу, так и не разобрался какая из наград почетнее, поэтому они у меня на одном уровне.
В общем, то это, что я хотел рассказать Вам об иереях.
Продолжение следует на следующей неделе.
Приятного времени суток.