Подавляющее большинство прибывающих в Сингапур людей с европейской школой ценностей обнаруживает, что категорически не в состоянии общаться с сингапурцами. Провал поджидает всех, не взирая на степень благонамеренности и интенсивность попыток установить контакт. Поэтому фактически существует два Сингапура - один - витрина - это благополучное экспатовское сообщество, второй - задворки - сингапурский Сингапур, куда экспаты попадают крайне редко. (есть еще экзотическая прослойка колбасной миграции из постсоветского пространства, но это совершенно отдельная история).
Сингапурец оказывается совершенно непостижимым для европейца - его образ жизни и ценности вызывают остолбенение, постепенно сменяющееся брезгливостью.
В жизни сингапурца существуют две основные ценности - это иттинг (в смысле жрачка) и шоппинг. Шопятся люди самозабвенно до полного изнеможения. В шоппинг-моллах проводится весь сингапурский досуг, в светских беседах обсуждаются скидки и акции разнообразных брендов, в коих сингапурец подкован, пожалуй, лучше самой Божены. Малочисленные театры и музеи интересуют строго экспатовскую часть населения Сингапура, потому что нормальный сингапурский сингапурец не видит смысла в столь бесполезном времяпрепровождении.
Еда же - это даже не ценность, это религия. Жральни с дешевым кормом находятся на каждом божьем углу. Причем, несмотря на их явное изобилие, они никогда не пустуют. Вкусовая палитра чикен-райса (любимое сингапурское лакомство - рис с курицей) может стать предметом беседы часа на три - все участники разговора будут смаковать подробности сожранного блюда до посинения, а ежели в беседе принимает участие не приобщившийся к пожиранию, то он проявит чудеса любознательности, задавая самые непредсказуемые для европеида вопросы относительно свойств предмета обсуждения.
Отдельная песня - это культура поглощения пищи - со свистом, брызгами и громким чавканьем. В особо клинических случаях несъедобное содержимое рта без всяких колебаний смачно выплевывается прям на стол. Но последнее, скорее, уже экзотика - 40 лет воспитания не прошли даром..
Меня всегда умиляют жалобы соотечественников на недостаточно бережное отношение к ним со стороны нашей милой славной власти. Так вот, Ли Кван Ю, будучи человеком дела, разбирался со своим населением крайне просто - всем раздали правила поведения и разъяснили, что отступление от них будет чревато в лучшем случае 100 долларами штрафа (харкание на улице, бросание мусора мимо урны и т.п.), в худшем же непонятливых ждут палки (да-да, тут они практикуются, наряду с повешеньем, кстати).
Когда снесли первые хибары в местных уютных кампонгах (колхозах) на болотах и возвели современные кварталы муниципального жилья с невиданными доселе лифтами, остро встала проблема с обоссыванием лифтов (потому что что еще человеку делать в железной коробке, пока он едет на свой 20-й этаж?!). Правительство отреагировало в свойственной ему решительной манере - не поскупясь, закупило датчики аммиака и оборудовало ими лифты. При срабатывании датчика двери блокировались и сигнал отправлялся на ближайшую полицейскую станцию, откуда незамедлительно прибывал наряд с палками, извлекал зассанца и публично его порол. Ссать довольно быстро перестали.
Тяжелым колониальным наследием стала поголовная наркозависимость, которая однозначно мешала развиваться молодому амбициозному государству. Поэтому команда Ли Кван Ю ввела смертную казнь через повешение за распространение наркотиков. Пойманных с поличным продолжают методично вешать по сей день, не взирая на гражданскую принадлежность (это, кстати, относится ко всей ЮВА - цивилизованные колонизаторы подсадили на опиум всех).
Мелкую коррупцию искоренили подобными методами - за нее полагается штраф в 100 тыс сингодолларов или 5 лет тюрьмы, или оба двое вместе с последующим поражением в правах на трудоустройство в госструктурах. Крупной же коррупции здесь нет по причине принадлежности львиной доли сингапурских активов правящему клану (дададад, привет вам, любители справедливости).
Ну и завершающим штрихом стал фактический запрет на любую политическую активность, включая недовольный публичный трандеж. Ибо нехуя по митингам мотаться, когда страну строить надо.
Далее, каждый гражданин Сингапура обязан обучаться в сингапурской школе - никаких вам частных школ в Швейцариях. Как подрастете годков до 16, так и отправляйтесь за знаниями, а личность формироваться будет здесь, под бдительным надзором. В сингапурской школе учат любить родину, уважать ее законы, подчиняться старшим по званию и соревноваться с равными. Стремление обскакать всех культивируется на государственном уровне. Есть даже специальное понятие - киасу. В переводе на человеческий шибанутый мазефакер, который переступит через что угодно для достижения своей цели. В рамках закона, разумеется.
Подобные нещадящие и далекие от демократичных методов, конечно, сказались на менталитете населения - многим оно чрезвычайно напоминает тупых роботов. Хотя, врожденная азиатская предпринимательская жилка несколько разбавляет общее гнетущее впечатление - тебя постоянно стремятся немного наебать. Нужно всегда быть к этому внутренне готовым.
Так вот, в результате на выходе имеем граждан, с которыми совершенно невозможно поддержать беседу на темы, отличные от физиологии и шопинга. Бо сингапурцы не любят:
- путешествовать (пустая трата денег и грязные туалеты)
- читать (это еще зачем?)
- ходить в театр (куда???)
- совершенно не знают истории (откуда бы)
- ну и ничем не интересуются, за исключением пополнения банковского счета и азартных игр (хотя очень распространено членство в разных клубах активных молодых женщин, обществах помощи окружной пожарной команде и т.д.)
Зато сингапурцы очень любят заканчивать разнообразные двух-дневные курсы а-ля 7 привычек эффективных людей - список этих идиотских названий в резюме поначалу повергал меня в тяжелый шок.
И еще одна страсть сингапурцев - это гаджеты. Преимущественно выражается обилием смартфонов, в которые сингапурцы пялятся даже на ходу (отчего врезаются в прохожих и прочие объекты). Был даже случай исполненный трагизма - девушка, сосредоточенно писавшая на ходу смс, не заметила, как попала на проезжую часть, где ехал дедушка на велосипеде. Произошла велокатастрофа, по результатам которой скончался упавший с велика дедушка. Девушку оштрафовали за переход дороги в неположенном месте.
Привычная сцена в ресторане - сидит компания из 4-5 человек, и все сосредоточенно лупятся в игры на своих телефонах.. Общаются люди так. Невербально..
Поэтому и живем мы с ними в разных мирах - не получается у нас найти точек пересечения... Даже если вдруг оказываемся обитателями одного кондо (что редкость - большинству сингапурцев этот вид жилья не по карману).