Нужна ли нам промышленность

Jan 10, 2012 18:21

Бытует мнение, что вся вот эта промышленность - это экономически нецелесообразно, потому как прошлый век. Она лишает экономику гибкости, требует огромного количества всех 4-х необходимых видов ресурсов (люди, технологии, капитал, природные ресурсы), загрязняет окружающую среду и вообще ни фига не гламурна.
Гораздо лучше сидеть в чистом светлом хорошо проветриваемом офисе на берегу озера Байкал и делать высокоинтеллектуальную работу по программированию новых игрушек или торговать фьючерсами. Ну в крайнем случае можно оказывать юридические и бухгалтерские услуги.

Если не провалиться в медитативное созерцание Байкала и сделать еще одно умственное усилие, то возникает - ведь приближается ужин. Если все в течение всего дня торговали фьючерсами, то кушать будем что? Фьючерсы - они ведь даже не бумажные. Они вроде как есть, но их нет. В любом случае они совершенно несъедобны.
Можно сделать смелое предположение, что еду нам привезут, скажем, белорусы - у них там все равно дичь дикая, а мы им денег дадим. Откуда деньги? Хм.. Мы их заработали на фьючерсах.
Ага. Всенепременно. Фьючерсы, их хоть и нет, но являются давним традиционным инструментом по перераспределению капитала. Не генерации, нет.. По ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЮ. Играют в них профессиональные игроки, и если есть выигравшие, то есть и проигравшие. Более того, любые деривативы - это ВСЕГДА производная от какого-то натурального продукта, промышленного или банковского. А это значит, что в портфеле оппонентов, которые по недомыслию развили и промышленность и банковскую систему, помимо деривативов всегда есть и сам продукт, который худо-бедно, но тренд на рынке задает. Если ваш портфель достиг определенной доли на рынке, но у вас нет доступа к самому продукту, вы проиграли изначально, т.к. без козырей, конечно, играют, но чтоб стабильно-успешно - редко.

Так вот, в последние пару десятилетий рынок деривативов достиг невиданного размаха. Основные игроки - это банки и всевозможные хеджфонды, у которых с уходом экономики от реальной производственной базы резко снизились возможности по обоснованному заработку своих процентов. А вкладчики хотят получить доход, значит банку нужно где-то его взять. Именно поэтому возник рынок высоколиквидных инструментов, абсорбирующий огромное количество свеженапечатанных долларов. За фасадом которого зияет пустота.

Отчего у нас с периодичностью менее чем в 5 лет стали случаться всевозможные кризисы? Отчего нефть, которой красная цена была 45 долларов за баррель, вдруг за последние 6 лет утвердилась на средней отметке в 100 и продолжает методично ползти вверх? Не дОбыча же вздорожала в самом деле. И дефицит пока не постиг. Дело в том, что нефть играет очень интересную двоякую роль в нашей жизни - во-первых, это основа всей нашей хрупкой современной цивилизации, т.е ее прямое или косвенное участие есть везде, кроме кустарных продуктов балийских мастеров, произведенных при свете дня; во-вторых, это высоколиквидный товар, активно торгуемый во всем мире. Однако, торговля нефтью есть удел избранных - нефтетрейдеров, т.е. выход на этот рынок ограничен серьезными капитальными и инфраструктурными барьерами. Посему, очень было бы логично расширить количество участников игры, нужно только разделить физический и капитальный потоки.
Тут очень помогло изобретение фьючерсных контрактов, свопов и прочих деривативов. Во-первых, ограничения, накладываемые необходимой экспертизой в нефтетрейдинге, автоматом снимаются - деривативные контракты за крайне редким исключением давно не предусматривают физической поставки со всеми ее операционными заморочками. Во-вторых, стандартизация биржевых лотов на уровне 1’000 баррелей делает возможным участие в торговле даже для очень мелких спекулянтов. А при соответствующей кредитной поддержке частных инвесторов количество всевозможных игроков становится вообще нерегулируемым. Как, впрочем, и их ответственность за свои действия/финансовую устойчивость, которую в идеале должны оценить банки перед выдачей кредита. Ну и собственно все, вот вам готовый мощный насос для надувания пузырей.

Играют все - банки, хеджфонды, нефтетрейдеры, частные инвесторы и даже отдельно взятые брокеры. Ставки растут по мере аппетита играющих и притока капитала (благо бесперебойный приток капитала надежно обеспечивает станок ФРС). Периодичски из игровых залов вылетают взъерошенные товарищи с криками «я разорен», с другой стороны пухнут инвестиционные портфели владельцев заводов, газет, пароходов, которые, кстати, тоже дорожают в геометрической прогрессии. Жизнь бьет ключом.
Отдельно следует отметить, что ценообразование на физический поток происходит исходя из... правильно, стоимости деривативов с поправкой на локальные перекосы на отдельных рынках, фрахт и спецификацию торгуемой нефти.
Что происходит дальше? Ну, во-первых, дорожание всех энергоресурсов, а через них и всех остальных товаров и услуг с лагом в 3-4 месяца (в зависимости от сроков поставки и длины производственного цикла). Во-вторых, те, кто не успевает сориентироваться, быстро теряют свой негибкий бизнес (волна разорения судовладельцев не прекращается с 2008-го, нефтепереработка давным давно является убыточным занятием и т.д.). Происходит быстрая консолидация производственных активов теми, кто имеет доступ к дешевым деньгам, либо имеет сверхдоходы от всей этой вакханалии.
Кто же в итоге является бенефициаром? Казалось бы, в первую очередь нефтяные компании. Ан нет. Нефтяные компании выигрывают только на 1-м витке праздника жизни, т.е. когда стартует безумный рост цен на сырье. Но далее этот рост распределяется на все остальные товары и услуги, в т.ч. на те, которые требуются нефтянке для нормального фунционирования. Далее, нефтяные компании не могут до бесконечности поднимать цены на топливо для конечного потребителя - конечный потребитель просто будет не в состоянии платить. Да и механизмы защиты со стороны государств срабатывают (обязательные квоты продажи внутри страны, регулировка цен при помощи налогов или прямым ограничением роста). Со временем доходы нефтянки падают, снижаются инвестиции в развитие производства, разведку, бурение. Доступность кредита до какой-то степени компенсирует нехватку средств, но ровно до той степени, пока совокупная стоимость кредитов не сравняется с общей рентабельностью производства. Далее инвестиции сокращаются - нерентабельно.
По цепочке все то же самое происходит в других хозяйственных отраслях (мы же помним, что нефтяная составляющая есть в любом товаре). А далее на каком-то моменте игры происходит громкое бум!!! - и все в одночасье летит в тартарары.

Как правило, источником бум!!! становится какой-нибудь не последней руки банк, который также играет активную роль в перераспределении капиталов между различными рынками. Отчего же попал банк? Оттого, что получив деньги вкладчиков, он, оставив n процентов обязательного резерва, предусмотренного Базалем и/или законодательством, остальные запустил в дело. Т.е. стал кредитовать всех, кому нужны деньги, в т.ч. заведомо некредитоспособных граждан (в случае кризиса сабпраймов) и азартных игроков, которые иногда разоряются.
Далее, когда, грубо говоря , у потребителя стало туго с деньгами ввиду роста цен на все на свете, он урезает расходы в первую очередь на всякие игрушки да гаджеты. Производители игрушек да гаджетов начинают терпеть убытки из-за резкого спада спроса на их продукцию, в себестоимости которой есть и стоимость банковского кредита. А далее... В один прекрасный момент они оказываются не в состоянии расчитаться с банком. Банк в свою очередь оказывается в затруднительном положении, т.к. он тоже должен своим кредиторам. Когда нарастает критическая масса, кредиторы начинают настаивать на немедленном возвращении долга.. И... правильно, дефолт. И банка и производителя игрушек. Далее, либо приходит на помощь государство за счет собранных в жирный период налогов (если банк системообразующий и государство в состоянии помочь), либо.. Вы проиграли!! Вы - в смысле вкладчики банка, держатели акций банка и производителей гаджетов, работники, оставшиеся на улице.. А т.к. вкладчиками банка всегда являются другие банки, то цепная реакция пошла гулять по миру.

Что дальше? Ну, в первую очередь, армии безработных, т.к. все производство резко снизило темп. Во-вторых, унылые времена, т.к. индустрия развлечений приказала долго жить ввиду отсутствия платежеспособного спроса.
Однако, кушать хочется всегда. И несмотря на страшную нищету, декларируемую отдельными гражданами РФ, чувство голода в массе им испытать пока не удавалось. Также, несмотря на царящую в стране разруху, пока мало кто замерз, либо не смог доехать до места назначения. А это значит, что работает как минимум пищевая, нефтяная и энергетическая промышленность, а также транспорт. Причем не в убыток.
Но вот с банковскими, бухгалтерскими услугами и производством компьютерных игр существует временная накладка - платить за все за это некому (юридические услуги при этом вполне могут цвести).

Вот и давайте думать, стоит ли отказаться от промышленных атавизмов, или все ж нехай живут. Причем в количествах, способных обеспечить как минимум все 142 млн населения нашей прекрасной страны, которая, к слову, несмотря на ускоренное вымирание, все еще находится на 9-м месте в мире по числу конечных потребителей. У меня отчего-то есть сильные сомнения, что трудолюбивые белорусы/китайцы/индусы будут нас всех кормить, в обмен на гаджеты и фьючерсы (последние двое точно не будут, поверьте на слово). А заинтересовать их цветными бумажками от печатного станка вряд ли получится - у нас станок не той модели. Об этом нужно помнить, когда в очередной раз посещает снобизм.
Previous post Next post
Up