«Атения» (англ. S.S. Athenia) - британский пассажирский лайнер. 3 сентября 1939 года, всего через несколько часов после объявления правительством Соединённого Королевства войны Германии, подводная лодка U-30 под командованием оберлейтенанта Фрица-Юлиуса Лемпа потопила «Атению», приняв её по ошибке за вспомогательный крейсер. «Атения» стала первым судном, потопленным немецкими подводными лодками во Второй мировой войне. 1 сентября 1939 года «Атения» под командованием капитана Джеймса Кука вышла из Глазго, направившись в Ливерпуль, для того, чтобы забрать дополнительных пассажиров и грузы. 3 сентября 1939 года «Атения» вышла из Ливерпуля, уже после этого на её борту было получено сообщение о вступлении Великобритании в войну. U-30 встретила лайнер в 250 милях к северо-западу от ирландского острова Иништрэхалл и в 19:39 выпустила две торпеды без предупреждения. В 19:45 по центральноевропейскому времени обе торпеды попали в цель. Различные суда, включая британский эсминец «Электра», американский танкер «Сити оф Флинт», и другие направились к месту атаки. Капитан «Электры» лейтенант-коммандер Сэмми А. Басс, старший из офицеров, принял на себя командование операцией. При затоплении судна погибли 117 пассажиров и членов экипажа. Атака на гражданское судно была признана военным преступлением, которое нарушало статью 22 Лондонского морского договора 1930 года, запрещавшую военным кораблям и подводным лодкам топить торговые суда, не эвакуировав предварительно пассажиров, членов экипажа и судовые документы (в том числе судовой журнал) в безопасное место. Также игнорировались положения Лондонского морского договора 1936 года, не только запрещавшие подобные действия, но и гарантировавшие безопасность мирного судоходства Потопление «Атении» вызвало крайнюю обеспокоенность, как в Верховном командовании ВМФ Германии (Oberkommando der Kriegsmarine), так и лично у Гитлера, поскольку прослеживались определённые параллели с потоплением в Первую мировую войну «Лузитании». Тревога усиливалась тем, что до возвращения U-30 в порт 27 сентября, об истинном виновнике инцидента можно было только догадываться. Среди погибших было 28 граждан США, и Германия боялась, что Америка объявит ей войну. Германия отрицала все обвинения в потоплении лайнера до 1946 года. Вследствие этого немецкая газета Völkischer Beobachter публично обвинила в гибели «Атении» Уинстона Черчилля, который якобы заложил бомбу на судно, рассчитывая, что в случае гибели лайнера американцы публично обвинят немцев в преступлении и объявят войну. Как позже выяснилось, гросс-адмирал Эрих Редер доложил Гитлеру о потоплении британского судна, и редакция газеты приняла решение опубликовать обвинения в адрес британцев, а подробности дела было решено засекретить. Также в день крушения Редер издал меморандум, направленный в министерство иностранных дел Германии, в котором фактически разрешал немецким подлодкам топить любые вражеские и нейтральные суда, при этом признав, что этим операциям не будет никакого юридического оправдания с точки зрения международного права и морского законодательства; от Деница он скрыл эту информацию.
01. Выживших доставляют на берег в Голуэе после спасения с корабля «Атения»
18. Капитан-лейтенант Фриц-Юлиус Лемп и Дёниц на U-30
А в это время где-то в Польше
19. Немецкое инженерное подразделение построило новый ступенчатый мост рядом с разрушенным мостом через Вислу за 2 дня. (в Фордоне около Быдгоща)
20. Пехотные части переходят мост, построенный саперами
21. Женщина, раздающая еду немецким солдатам в Данциге
22. Немецкая артиллерия на марше
23. Наступление 3-й армии в Западной Пруссии. Легкие бронеавтомобили Sd.Kfz. 222 авангарда проезжают через Диршау
24. Немецкая зенитная установка на барже в действии на польском фронте
25. Немецкие пехотинцы маршируют колонной по проселочной дороге
26. Немецкий танк во время атаки к востоку от Вислы
27. Разбитый польский бронепоезд после налета немецкой авиации
28. Совместная операция немецких пикирующих бомбардировщиков Ju-87 и танков против польских позиций у Тухелер-Хайде, Западная Пруссия