Есть такая таблица, которая показывает, что женщины в Западной Германии зарабатывают меньше, чем женщины в Восточной:
Источник -
https://interaktiv.morgenpost.de/gender-pay-gap/.
При этом в статье говорится о том, что в Германии один из самых больших разрывов в зарплате мужчин и женщин. И при этом не сказано, что женщины в Восточной Германии получали образование помимо школьного и работали, в то время как женщины Западной Германии были домохозяйками или получали среднее специальное образование и работали на полставки на самых простых профессиях вроде воспитательницы или продавца.
К тому же в Восточной Германии детские сады работали весь рабочий день и детей не отправляли обедать домой, как это принято в Западной Германии (да и в Швейцарии до сих пор). Поэтому женщины в Восточной Германии могли иметь более высокую квалификацию и занимать те же должности, что и мужчины, работая по 40 ч. в неделю.
В немецкой статистике за 2018 год говорится, что
матери в Восточной Германии чаще работают на полную ставку, чем матери в Западной Германии. 78% матерей по Германии считались трудоустроенными. Но при этом полный рабочий день работали только 50% женщин в Саксонии-Анхальт - и это самый высокий процент работающих матерей по Германии.
Доля работающих матерей, которые живут с партнером и имеют хотя бы одного ребенка, увеличилась с 69% в 2008 г. до 78% в 2019 г.
Занятость матерей в Германии, данные за 2018 г.
Синий цвет - процент матерей, работающих на полную ставку, красный - на пол-ставки, серый - не работающих.
В диаграмме учитывались матери с хотя бы одним ребенком в возрасте от 6 до 18 лет.
Вторая строчка - данные по Западной Германии, третья - по Восточной.
Источник -
https://www.destatis.de/EN/Press/2020/05/PE20_N023_132.html.
В этой таблице показано, как после рождения ребенка женщина начинает меньше зарабатывать, поскольку она переходит на работу на полставки. Средняя почасовая ставка в брутто.
Источник -
https://www.destatis.de/EN/Themes/Labour/Earnings/_Graphic/_Interactive/average-gross-hourly-earnings.html.
Причины разницы в доходах мужчин и женщин: уровень образования и профессиональный опыт, должность и отрасль экономики, число отработанных рабочих часов, опыт руководства и квалификационные требования.
Источник -
https://www.destatis.de/EN/Themes/Labour/Earnings/Earnings-Earnings-Differences/_node.html.
При этом женщины в Германии почему-то не идут в такие хорошо оплачиваемые отрасли, как компьютерные науки, информационные и коммуникационные технологии (ИТ), где 85% сотрудников - мужчины.
Сферы занятости мужчин - инженер по механике и автомобилестроению, преподавание в средних и высших учебных заведениях.
Истоник -
https://www.destatis.de/EN/Press/2019/11/PE19_N009_122.html.
Для сравнения: в сфере ухода за престарелыми
85% персонала - женщины, при этом 65% всех сотрудников работает на пол-ставки.
Из-за разницы в образовании, в квалификации, в количестве отработанных часов
женщины в Германии получают пенсию в 2 раза ниже, чем мужчины. Это самая большая разница в пенсиях среди стран ОЭСР.
Традиции образования в Германии тянутся из конца 19 в., поэтому выглядят запутанными для 21 века. Например, средним образованием считается то, что эквивалентно российским 9 классам неполного среднего школьного образования.
Крупнее эту таблицу можно посмотреть здесь -
https://wenr.wes.org/wp-content/uploads/2021/01/wenr-01-28-21-Germany-cp-Infographic2-scaled.jpg.
Так выглядит образовательная система Германии от детского сада до окончания ВУЗа. В правой стороне диаграммы - образовательная жизнь для самых глупеньких, Хауптшуле (приблизительно 7 классов школы с ограниченным списком предметов и меньшим числом начитанных часов, а затем - ПТУ), по центру - образование для большинства немецких подростков, Реалшуле (9 классов и среднее специальное образование), слева - образование для обычных детей, которые хорошо усваивают школьную программу, Гимназия (11 классов школы и ВУЗ). Судя по запутанному алгоритму стрелочек, у тех, кто получил 7 и 9 классов неполного среднего школьного образования, невероятно мало шансов когда-либо сдать экзамены для поступления в ВУЗ. Предварительно им нужно доучить пропущенные предметы и часы. Последнее время родители стали влиять на распределение детей по разным школам после окончания первых 4-х классов, традиционно решающее слово было за учителем.
Зачем были созданы Хауптшуле? Чтобы отдельно обучать тех школьников, которые не могут усвоить обычную школьную программу. Но их тоже нужно выучить на каком-то, пусть своем и более низком уровне, чтобы они потом могли устроиться на работу. В основном такие подростки осваивают какие-то простые профессии, связанные с работой руками. Ничего интеллектуального, никакой карьеры. Это дискриминация в образовании, когда группа детей преднамеренно обучается с более низкой эффективностью.
Со времени первого общеобразовательного теста PISA в 2001 г. и относительно невысоких оценок Германии, постоянно звучит тема малоэффективного школьного немецкого образования, "растрачивания человеческого капитала". Процесс исчезновения Хауптшуле в регионах Германии начался относительно недавно, в 2006-2010 году. Теперь таких детей зачисляют в Реалшуле.
Начальная школа в Германии начинается в 6 лет и длится 4 года. Учеба в гимназии длится 8 или 9 лет, в зависимости от региона.
Синим цветом отмечены регионы, где полное среднее школьное образование получают за 13 лет, зеленым - за 12 лет, желтым - гибридные школы. Родители в Германии считают, что если ребенок учится 12 лет - у него слишком большая школьная нагрузка и у него "отбирают детство". Детям в России, которые учились в средней школе 10 или 11 лет этого не понять. 5-6-дневка, учеба в 2 смены и по 6-7 уроков в день, домашние задания, факультативные занятия, продленка, кружки, секции были нормальным делом.
В Германии, в отличие от других европейских стран, при получении образования важен социально-экономический статус родителей. Хотя в Конституции написано, что никто из-за своего социального происхождения не находится в невыгодном положении, фактически различные образовательные исследования показали, что люди с низким социальным фоном находятся в невыгодном положении. Только если в 1970-х это касалось девушек из крестьянских семей или дочерей рабочих, то сейчас - детей турецких мигрантов.
По окончании 4 класса учителя дают рекомендации и таким образом распределяют учеников, кто в какую школу пойдет. Чем выше социальный класс родителей ученика, тем меньше баллов по чтению ему нужно набрать, чтобы быть зачисленным в гимназию. Т.е. это не крестьяне и рабочие не отдают своих детей в гимназии, а учителя препятствуют этому. Только с 2012 г. право решения о выборе средней школы перешло от учителей к родителям. Учителя только выдают
обязательную рекомендацию. Обычно на юге родители следуют рекомендациям учителей, а на севере 15% родителей выбирают более высокую по уровню школу. Таким образом в Хауптшуле попадают в основном дети рабочих, фермеров и людей без квалификации - 45%, а в гимназиях 50% составляют дети родителей с высшим образованием (при этом дети фермеров и рабочих составляют менее 20%).
Из статьи про плохое школьное образование в Германии -
https://de-m-wikipedia-org.translate.goog/wiki/Bildungsbenachteiligung_in_der_Bundesrepublik_Deutschland?_x_tr_sl=de&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru.
Для тех, кто заканчивает Хауптшуле, самые простые школьные выпускные экзамены. Обычно подростки после ее окончания идут работать в профессии, где не требуется интеллект, где нужно работать только физически, руками. Те, кто закончил Реальную школу, со временем могут доучиться, добрать необходимые часы и предметы, чтобы поступить в ВУЗ.
Для сравнения: в
1962 г. Хауптшуле заканчивали 72% всех школьников Германии. В период с 2007 по 2017 год количество Haupt- и Realschulen в Германии упало на 45 %.
Сравнение числа учеников в разных типах школ за 2006/7 год и 2016/17 год.
Gymnasien - процент учеников в гимназиях, Realdchulen - в реальных школах, Hauptschulen - в школах с самой короткой и неполной программой.
Полным средним школьным образованием в Германии считается гимназия. Это эквивалент российским 11 классам, после которых можно поступить в ВУЗ. После окончания немецкой гимназии можно поступить в технический или гуманитарный ВУЗ. После некоторых Реалшуле можно поступить в некоторые технические ВУЗы, но это всё нужно знать и выбрать наперед, когда ребенку всего 10 лет.
Как профессия отца влияет на образование детей: чаще всего гимназию заканчивают дети госслужащих, чиновников, учителей, 73%, за ними следуют дети самозанятых, ИП, 63%, и дети наемных сотрудников, 59%. Дети рабочих закончат гимназию с самой низкой вероятностью, 33%. Это данные 2007 г., но за 1997 г. они были почти такие же, т.е. это соотношение не изменилось.
Выбор абитуриентами специальности по высшему образованию сильно зависит от того, есть ли у родителей высшее образование.
Источник - отчет "Социальное неравенство при поступлении в ВУЗы", 2010 г. -
https://www.boeckler.de/pdf/p_arbp_213.pdf.
Слева - выбор специальности у студентов, родители которых не имеют высшего образования. Они выбирают специальности агронома, специалиста по питанию, учителя, строителя машин, социального работника, архитектора, строительного инженера.
Справа - выбор студентов из семей, где у кого-то из родителей есть высшее образование. Они выбирают факультеты психологии, медицины, юриспруденции, дизайн, искусство и культуру, физику и географию, профессию переводчика, IT, математика.
Самыми престижными в Германии считаются профессии юриста и врача.
В 2018 г. 48% всех школьников Германии обучались по программам профессионального обучения, это высокий показатель по стандартам ОЭСР. Это значит, что 2-3 дня в неделю (или не менее 12 часов в неделю) школьники проходили практику (в СССР и в России это называлось УПК, учебно-производственный комплекс). Таких подростков могут временно устроить на производство учениками, в этом случае им платят довольно скромно.
Хауптшуле достаточно закончить тем, кто хочет работать ремесленником или продавцом. Если есть желание работать младшим клерком в банке, в офисе, обслуживающим персоналом в гостиничном бизнесе - нужно получить неполное школьное среднее и затем - среднее специальное образование (оно длится от 2 до 3,5 лет). В 2019 г., получая среднее специальное образование, молодые люди чаще всего выбирали специальность "автомобильные технологии", а девушки - "делопроизводство".
Что касается доступа к высшему образованию, те, кто имеет среднее специальное образование, как правило, не имеют права на зачисление в ВУЗ, хотя иногда они могут быть приняты на основании специальных вступительных экзаменов или завершения испытательного срока, в зависимости от региона Германии. В последние годы правила в целом были смягчены, чтобы позволить большему количеству людей со средним специальным образованием получить высшее. Например, тем, кто получил среднее специальное техническое при поступлении в технический ВУЗ, возможно, придется пройти дополнительные курсы по общеобразовательным предметам, чтобы соответствовать академическим требованиям.
До 1960-х годов университетское образование в Германии было привилегией небольших слоев высшего общества. С 1947 по 2010 год количество студентов ВУЗов подскочило с 80 644 до 2,2 млн. За последнее десятилетие количество студентов выросло еще на 32 %, до 2,9 млн. в 2019/20 учебном году. В это число входят студенты из Восточной Германии (около 284 000 в 1989 г.) после воссоединения, а также иностранные студенты.
Число студентов в ВУЗах Германии:
Число студентов в ВУЗах Западной Германии с 1947 по 1989 гг.
Источник -
https://de.statista.com/statistik/daten/studie/1113491/umfrage/anzahl-der-studenten-an-deutschen-hochschulen/.
Реформы 1950-1970-х годов были нацелены на улучшение образования социально незащищенных слоев населения, а также на увеличение доли детей из неблагополучных семей в получении высшего образования. Эти меры принесли определенные успехи. Однако текущее исследование, проведенное ученым в области образования Гельмутом Фендом об эффективности общеобразовательных школ, приводит к выводу, что тип школы оказывает краткосрочное влияние на успехи в учебе и что большие образовательные ресурсы привилегированных семей имеют больший эффект в долгосрочной перспективе, чем равное обучение в общеобразовательных школах. Из статьи про плохое качество образования в немецких школах -
https://de-m-wikipedia-org.translate.goog/wiki/Bildungsbenachteiligung_in_der_Bundesrepublik_Deutschland?_x_tr_sl=de&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru.
Так выглядит квота на высшее образование в Германии с 1975 по 2000 г.
В 2018 году доля жителей Германии в возрасте от 25 до 65 лет с высшим образованием составляла 22%. Для сравнения: в 2013 г. квота на высшее образование составила в Ирландии 39,7%, в Новой Зеландии 40,6 %, в Великобритании 41 %, в Австралии 41,3 %, в Корее 41,7 %, в США 43,1 %, в Израиле 46,4 %,в Японии 46,6 %, в Канаде 52,6 %, в России 53,5 %.
Источник -
https://de.wikipedia.org/wiki/Akademikerquote.
Доля женщин среди студентов университетов Германии.
Красные столбики - Германия до Второй мировой, зеленые - Западная Германия, желтые - Восточная.
Источник - отчет "Социальная структура Германии, 2014" -
https://www.bpb.de/izpb/198038/ungleichheiten-zwischen-frauen-und-maennern.
Процент детей из семей рабочих, которые получали высшее образование в Германии, в т.ч. в ГДР и в ФРГ: если в начале 1950-х в Западной Германии философ Георг Пихт выступал за "общество равных возможностей", за уменьшение социального неравенства, за одинаковые возможности образования для всех, то в конце 1950-х дети рабочих с помощью тонких механизмов сегрегации фактически были вытеснены из университетов и их возможность поступить в ВУЗы фактически стала такой же, как и в начале 20 века.
Пихт был одним из инициаторов разгоревшейся в 50-е и 60-е годы дискуссии о необходимости реформы системы образования в Германии. В 1965 году за своё эссе "Катастрофа системы просвещения в Германии" Пихт был награждён премией имени Теодора Хейса и стал членом союза писателей. Пихт критиковал слишком низкое финансирование системы высшего образования по сравнению с другими промышленно развитыми странами и международными стандартами, низкую квоту выпускников средних школ, большое различие между выпускниками школ города и деревни.
В Восточной Германии хотя и сохранилось социальное неравенство, в начале 1950-х удалось уменьшить неравенство с помощью возможностей получения высшего образования.
В Восточной Германии доля женщин в ВУЗах после 1945 года была первоначально выше, чем в Западной, но затем значительно упала, поскольку в ВУЗы стали продвигать детей рабочих и крестьян. И хотя доля рабочих медленно увеличилась в 1950-х годах, доля женщин не увеличивалась до середины 1960-х годов. Меры по продвижению женщин в этот период оказались очень успешными, что привело к тому, что с начала 1980-х годов шансы женщин поступить в университет были равны шансам мужчин.
Процент женщин, получивших высшее образование в Германии с 1914 по 2000 г.
Выводы статьи:
- В Германии существует взаимосвязь между образованием и социальным происхождением. Причем сокращение классового неравенства намного труднее, чем сокращение гендерного неравенства.
- Люди с миграционным прошлым и высоким социальным происхождением иногда имеют лучшие возможности для получения образования, чем люди без миграционного фона и низкого социального происхождения.
- В разных социальных системах (Восточная и Западная Германия) успехи в образовании различаются для разных социальных групп и разных возрастных групп. Но при этом не зависят исключительно от социального класса или пола, также сильно влияние политических решений.
Источник - статья "Образование и социальное неравенство в сравнении Восточной и Западной Гемании" -
https://gegenblende.dgb.de/artikel/++co++09e21482-ee89-11e0-5d68-001ec9b03e44.
Карта Евростата за 2020 г. о распространении высшего образования (% среди молодых людей возраста 25-34 года).
Здесь карту можно рассмотреть крупнее -
https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/images/7/73/Tertiary_educational_attainment%2C_2020_%28%25_of_people_aged_25-34_years%2C_by_NUTS_2_regions%29_RYB21.jpg.
На севере Германии так же мало молодых людей с высшим образованием, как и на сельском юге Италии.
Карта распространенности полного среднего школьного образования, данные на 2019 г. Полное среднее образование обычно заканчивается, когда учащимся исполняется 17 или 18 лет. Эти программы предназначены в первую очередь для подготовки школьников к поступлению в ВУЗы (высшее образование) или к получению конкретной профессии (среднее специальное образование).
На севере Германии, а также в Баден-Вюртемберге и в Баварии каждый второй подросток получил неполное среднее школьное образование.
Крупнее карту можно посмотреть здесь -
https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/images/5/58/Students_enrolled_in_upper_secondary_education_-_general%2C_2019_%28%25%2C_by_NUTS_2_regions%29_RYB21.jpg.
Сравнительная таблица молодежи 25-34 лет в разных странах с высшим образованием, в % к аналогичной возрастной группе, данные за 2020 год. Россия занимает 3-е место после Южной Кореи и Канады. В Германии молодых людей с высшим образованием почти в 2 раза меньше.
Источник -
https://data.oecd.org/eduatt/population-with-tertiary-education.htm.
Теперь сравним высшее образование у наших матерей, возьмем группу женщин 55-64 лет с высшим образованием. Россия занимает 1 место. В Германии в прошлом женщины в 2,5 раза реже получали высшее образование.
Источник -
https://data.oecd.org/eduatt/population-with-tertiary-education.htm.
Несмотря на заметное увеличение студентов, уровень охвата высшим образованием в Германии чрезвычайно низок для промышленно развитой страны. В 2019 году только 33 % молодых людей в возрасте от 25 до 34 лет получили высшее образование по сравнению с 49 % в Нидерландах, 50 % в США, 52 % в Великобритании и 70 %
в Южной Корее .
Такое низкое соотношение объясняется, по крайней мере частично, давним разделением Германии между академическим и
профессиональным образованием , при котором последнее поглощает многих студентов, которые в других странах могли бы получить высшее образование.
Получение высшего образования в Германии в целом остается
социально несбалансированным , несмотря на то, что оно в большинстве регионов остается бесплатным, в том числе для студентов из малообеспеченных семей. В 2016 г. только в 28% семей в Германии хотя бы один из родителей имел высшее образование. Дети из таких семей составляли не менее
53 % студентов ВУЗов. В отличие от этого, только 30 % детей из семей, где хотя бы один из родителей имел среднее специальное образование, это 53 % населения, посещали ВУЗы.
Вот эта наглядная таблица из документа с данными на 2016 г. -
https://www.bildungsbericht.de/de/bildungsberichte-seit-2006/bildungsbericht-2018/pdf-bildungsbericht-2018/kapitel-f-2018.pdf. Здесь учитывались только жители Германии, без иностранных студентов. Т.е. основная группа немецких студентов в ВУЗах, 53%, это дети из семей с высшим образованием. Еще 45% - это дети родителей со средним специальным образованием.
Еще одна проблема, связанная с высшим образованием в Германии, заключается в том, что около 30 % студентов, особенно из семей с низким доходом, не завершают свою учебу из-за отсутствия академической подготовки или мотивации, а также
проблемы с финансированием.
Прием в ВУЗы Германии обычно основывается на итоговой оценке Abitur (это аналог ЕГЭ после 11 класса российской школы), которая определяет, насколько быстро абитуриенты будут зачислены на выбранную ими программу. Хотя все обладатели Abitur имеют право на зачисление, тем, кто имеет более низкие оценки, часто приходится ждать дольше, чтобы поступить. Принцип работы системы заключается в том, что ВУЗы учитывают количество семестров, прошедших с тех пор, как абитуриенты закончили гимназию, и каждый семестр ожидания увеличивает шансы на поступление. В дополнение к студентам, которые соответствуют минимальному порогу оценки в данном учебном году, определенное количество студентов принимается на основе периодов ожидания. Продолжительность этих периодов ожидания зависит от области обучения. В то время как программы с достаточным количеством мест принимают студентов мгновенно, без задержек, кандидатам в популярных областях, таких как медицина или право, возможно, придется ждать несколько лет, например 7 лет в медицинский ВУЗ. Это объясняет тот факт, что высшее образование в Германии молодые люди получают
в 21-29 лет. Доля первокурсников, которые начинают учебу в возрасте 25 лет или старше, стабильна на уровне 14%, и особенно высока на курсах медицины и психологии, где большой конкурс и, следовательно, ограниченный прием. В зависимости от выбранной специальности в ВУЗ поступают в возрасте от 18 до 25 лет. Чем популярнее факультет, тем дольше ждать своей очереди. Примут всех, у кого достаточно хорошие оценки окончания школы. Но - чем лучше оценки, тем быстрее зачислят в ВУЗ.
Источник - статья "Образование в Германии" -
https://wenr.wes.org/2021/01/education-in-germany-2.
По результатам неполного среднего школьного образования
только 45% 15-летних учеников в Германии могли отличить в тексте факты от мнений. Это результат специальной оценки Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) последнего исследования PISA 2018 года в области грамотности чтения.
В 2019 году женщины составляли лишь 9% выпускников программ высшего профессионального образования в области инженерии, производства и строительства в Германии, что ниже среднего показателя по ОЭСР (15%). Напротив, 82% выпускников программ профессионального обучения в области здравоохранения и социального обеспечения в Германии составляли женщины, аналогично среднему показателю по ОЭСР (83%)
В Германии 36% женщин в возрасте 25-34 лет имели высшее образование в 2020 году по сравнению со сверстниками-мужчинами, 33%, в то время как в среднем по странам ОЭСР их доли составляли 52% среди молодых женщин и 39% среди молодых мужчин.
Гендерные различия также важны в распределении абитуриентов по специальностям. Женщин, как правило, мало в определенных областях науки, технологий, инженерии и математики (MINT) в большинстве стран ОЭСР. В 2019 году женщины составляли 21% новых абитуриентов в области инженерии, производства и строительства и 23% в области информационных и коммуникационных технологий в Германии. Напротив, они составляли 79% новых участников в сфере образования - секторе, в котором традиционно преобладали женщины. В Германии мужчины составляют 34% учителей на всех уровнях образования по сравнению с 30% в среднем по странам ОЭСР.
Уровень высшего образования значительно варьируется внутри страны. В Германии уровень образования взрослых в возрасте 25-64 лет варьируется от 23% в регионе Саксония-Анхальт до 43% в районе Берлина
Существует большая региональная разница в уровнях занятости среди лиц с более низким уровнем образования. В Германии существует разница в 21 % в уровне занятости взрослых с образованием ниже среднего в разных регионах страны: от 51% в Берлине, Мекленбурге-Передней Померании и Саксонии до 72% в Баден-Вюртемберге. Для сравнения, уровень занятости взрослых с высшим образованием колеблется от 84% в Бранденбурге до 91% в Баварии.
В Германии доля женщин-учителей варьировалась от 87% на уровне начальной школы до 66% на уровне неполной средней школы, 56% на ступени второй ступени средней школы и 39% на уровне высшего образования в 2019 году.
Источник -
https://www.oecd-ilibrary.org/sites/e4292276-en/index.html?itemId=/content/component/e4292276-en.
Продолжение поста "Почему женщины в Германии зарабатыают меньше мужчин" во 2 части -
https://homaaxel.livejournal.com/1646794.html.
Материалы по теме:
-
Про систему образования в Германии и невозможность преодоления социального лифта.
- Про среднее и высшее образование в Германии. Чем отличаются программы полной и неполной средней школы.К чему привело разделение образования детей на уровне 4 класса школы. Почему непопулярно высшее образование.
-
Привычка учиться. Сравнение уровня высшего образования у разных поколений людей в Германии. Куда уезжают учиться студенты из Германии и кто покидает Германию.
-
Про высшее образование в Германии. Кто какие профессии выбирает, почему студенты бросают учебу, возраст получения высшего образования. Распространенность высшего образования в ЕС в зависмости от возраста.
-
Про социальную роль женщин в послевоенной Германии. Почему же отменили слово "фройляйн"?..
-
Немецкая версия шариата - Kinder, Küche, Kirche. Образование, работа и дети - право или требование?
- Современное положение женщин и детей в Германии. Мама-отель, про отношение между детьми и родителями.