70 лет назад, 10 декабря 1948 г. в 3 ч. ночи в Париже была подписана
Всеобщая декларация прав человека. В мае 1949 г. она вступила в силу в Германии. Современное немецкое общество быстро забыло, что их матери и бабушки не имели никаких прав. Человеком считался только мужчина. Когда он женился, женщина полностью переходила в его владение. Он мог принять за нее любое решение, избить, изнасиловать. Если его денег было недостаточно, ей приходилось работать, чтобы внести свой вклад в содержание дома. Только у мужчины было право распоряжаться деньгами. Если женщина что-то получала в качестве приданого или наследства, этим распоряжался мужчина. Выйти на работу женщина могла только с согласия мужчины. Дети имели единственное право - получать образование.
Хотя в Декларации в статье 12 было прописано «Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию», многие страны еще долгое время считали, что это всё относится к миру мужчин. А женская физическая неприкосновенность внутри семьи даже не рассматривалась. Многие государства зарывали глаза на нарушение прав женщин, считая это "частным делом".
В Западной Германии в соответствии с Гражданским кодексом до 1958 г. муж мог прекратить трудовую занятость жены без ее предварительного уведомления. Он просто приходил к работодателю и договаривался непосредственно с ним. Женщина узнавала о своем увольнении в последнюю очередь. До 1977 г. женщины должны были получить разрешение от мужчин на право работать.
Только с июля 1958 г. мужчина в немецкой семье потерял право единолично распоряжаться имуществом и единолично принимать решения во всех семейных делах. Только с 1977 г. в Германии в перестало законодательно закрепляться гендерное разделение труда супругов.
Школьное образование в основном предназначалось для мальчиков. Девочки из благородных и богатых семей обычно получали образование в монастырях. Цель состояла в том, чтобы быть достаточно привлекательной, чтобы служить мужчине из хорошей семьи в качестве жены.
Только в 1900 г. женщины смогли быть зачисленными в университет Фрайбурга и Гейдельберга, но только по мужской протекции. В 1908 г. этот закон приняла и Пруссия. Первая женщина-профессор появилась в 1923 г. в Хохенхайме. Тем не менее в Германии 1950-60-х г. парни-студенты смеялись над девушками-студентками, свистели им вслед в лекционных залах и называли "Синими чулками".
В 1950-х гг. в Баварии учителя должны были отказаться от своей профессии, если они женились. Если учитель или учительница вступали в брак, они должны были оставить свою профессию (и уменьшить пенсионные накопления). Считалось, что после брака люди теряют целомудрие и ничему хорошему научить детей не могут. Также учителям запрещалось носить яркую одежду, посещать кафе-мороженое и появляться на улице между 20 и 6 часами.
Похожий закон хотели издать в 1950 г., чтобы женщины-чиновницы после вступления в брак увольнялись. Похожее требования было и относительно медсестер до окончания Второй мировой. В то время возраст совершеннолетия был 21 год, многие медсестры были несовершеннолетними, поэтому им предписывалось жить и ночевать в специальных домах для медсестер.
Вроде бы очевидно, что женщина должна иметь равное с мужчиной право голоса. Но до 1918 г. этого не было у немецких женщин. К тому же они всё еще подчинялись мужу и должны были поступать так, как он потребует. До 1928 г. немецкие мужчины имели право безнаказанно бить своих жен. Изнасилования в браке юридически не существовало. Несмотря на усилия многих, до 1968 г. считалось, что насилия в браке не существует (и даже не спрашивайте почему). Изнасилование в браке стало наказуемым только с 1997 г.
Когда в 1949 г. в Германии пытались внести поправки в закон, обеспечивая равные права женщин, консервативные мужчины и церковь были против.
До 1977 г. жена должна была получить от мужа разрешение на работу. Она также должна была получить его разрешение, если собиралась купить что-то крупное из предметов домашнего обихода (мебель, пианино...). Это ставило ее на один уровень с несовершеннолетними детьми. До июля 1977 г. женщина была обязана взять в браке фамилию мужа. До 1979 г. нарушения прав человека в отношении женщин считались частным делом. Права женщин не являлись правами человека. Семейное право, которое действовало в 1970 году, основывалось в основном на Общем Гражданском кодексе 1811 года. Это создавало форму семьи, где муж объявлялся «главой семьи», а жена и дети ему подчинялись. До 1962 г. жене запрещалось открывать свой счет в банке без согласия мужа. Только после 1969 г. замужней женщине было разрешено юридически действовать самостоятельно.
Источник -
https://ursulaortmann.wordpress.com/2014/05/23/frauenrechte-und-grundgesetz/.
В те времена первой обязанностью женщин было ведение домашнего хозяйства.
За период с 1946 по 1989 г. ни одна женщина не попала в Политбюро.
А как в других странах? В США до 1979 г. замужняя женщина могла работать только до беременности. В Австралии до 1972 г. действовало законодательство, согласно которому запрещалось платить мужчине и женщине равную зарплату за одну и ту же работу.
Источник -
https://www.emotion.de/schoenes-neues/kultur/frauen-im-job-diese-fotos-zeigen-den-wandel-ueber-die-jahrzehnte.
**************
В середине 19 в. в немецких бедных семьях считалось само собой разумеющимся, что работали девушки и замужние женщины, т.к. многие семьи очень нуждались в деньгах. Когда следующее поколение мужчин сказало:"Моя жена не будет работать на заводе", это был прорыв, изменение социально-экономического класса. Неработающая жена была очень статусным достижением для немцев.
Девушки из более образованных и богатых семей имели шанс выйти замуж за более богатых мужчин и таким образом улучшить свою жизнь.
Во времена нацизма у женщин в Германии было две роли - быть матерью и оказывать поддержку своему мужчине. Ни о политике, ни об образовании или работе речь не шла. Равные права мужчин и женщин были озвучены в парламенте только в 1948 г. Но еще 30 лет после этого, до 1977 г., жены не могли устраиваться на работу без письменного разрешения мужа.
1970-е считались в Германии "Золотым временем семьи", когда муж зарабатывал, а жена занималась домашним хозяйством. В то время в браке состояло 90% населения и в 80% случаев у них была именно такая модель семьи, с единственным кормильцем. Эта модель сформировалась в 1960-х, во время экономического бума. Стабильность брака была основным требованием для надежной жизни.
Экономический кризис 1974 г. изменил гендерный образ семьи, уровень образования людей в паре и появился более эмансипированный образ женщин. Женщина могла получить образование, но сразу после замужества ей запрещалось работать.
Домашние и денежные заботы по-прежнему строго разделялись. "Нет-нет, мы теперь женаты, ты больше не работаешь!" Гендерные роли были даже прописаны в семейном законодательстве, что муж распоряжается и управляет всей семейной жизнью. Даже распоряжение собственностью жены было в руках мужа. В 1957 г. вышел Закон о равноправии, теперь женам не нужно было получать письменное разрешение мужа о выходе на работу. Но работа по-прежнему разрешалась только в том случае, если совместима с домашними делами. Конечно, в то время не могло быть и речи о финансовой независимости женщин.
Если муж был управляющим компанией, жена не могла присутствовать на рабочих совещаниях. Она могла ему давать дельные советы только тет-а-тет. С женщинами советовались тайно, словно в шкафу, а потом, на общем собрании, выдавали их идеи за свои. Следуя этой традиции, женщины на руководящих должностях появились в Германии лишь в 2006 г. и они составляли 1 %. В 2014 г. их стало невероятно много - 5 %.
С 1970-х гг. начала расти занятость женщин, хотя бы частичная. В 2012 г. она составила 68 %. Но финансовая независимость или равные права в семье по-прежнему были редкостью. Если жене нужно было купить, например, свитер, она обращалась за деньгами к мужу. Если он не давал, она обращалась к родителям. Если и они не давали, она надеялась на самых богатых тетушек.
Если жена хотела выйти на работу, со всех сторон звучали упреки ее мужу:"Разве вы не можете прокормить семью, если ваша жена готова выйти на работу?". Конечно, женщины работали и в 1960-х, и в 1970-х, но это были самые неквалифицированные профессии. Без женской работы семья была на грани выживания.
Если молодая женщина внезапно становилась вдовой, ей нужно было как можно быстрее выйти замуж вновь, не для любви, для общества. Ведь все окружающие считали, что что-то не так с одинокой молодой богатой женщиной. Мужчины за спиной шептались, женщины завидовали. К тому же детям нужен был отец. Женщины не могли нарушить эту социальную норму. Они не хотели провоцировать ситуацию, которая могла бы быть неверно истолкована.
Источник -
https://broadly.vice.com/de/article/bjgp8w/wie-es-war-seinen-mann-fragen-zu-muessen-ob-man-arbeiten-gehen-darf.
****************
На территории Восточной Германии уже в 1947 г. была введена одинаковая оплата за женскую и мужскую работу. Два года спустя в конституции ГДР были установлены равные права мужчин и женщин. В 1950 году женщинам было предоставлено право свободно выбирать свое рабочее место без согласия мужа - шаг, который ФРГ не принимала до 1977 года. На советской территории работа для женщин была не правом, а обязанностью.
Существовал даже лозунг "Работа - это не пустое времяпрепровождение". В Уголовном кодексе были предусмотрены параграфы с наказанием за уклонение от работы для мужчин и женщин. Они предусматривали тюремное заключение сроком на несколько лет. Женщины, которые на советской территории хотели оставаться домохозяйками, описывались как запечные сверчки, лентяйки и паразитки. Это особенно проявилось в 1950-60-е гг.
В то время на территории ГДР была острая необходимость в рабочих. Женщины должны были заменить убитых и заключенных мужчин. Также они заменяли тех, кто бежал на Запад. Речь шла не о равных правах на образование и работу, а о компенсации нехватки рабочей силы в ГДР. К 1961 г. восточную часть Германии покинуло около 20 % населения или 3,5 млн. человек.
Заботу о детях брало на себя государство: в 1960-х 80 % детей были в недельных детских садах, а в 1980-х - 100 %. В 1950-х более трети женщин зарабатывали деньги. Незадолго до падения стены их было более 90 %. Правда женщинам было далеко до профессионального равенства с мужчинами. Многие из них занимали малооплачиваемые сферы профессий. Женщины работали в сфере услуг, мужчины - в сфере производства. Женщины занимали низкий и средний уровень работников, на территории ГДР не было ни одной женщины-директора. В конце 20 в. в Восточной и Западной Германии было одинаково мало женщин-профессоров и ректоров. 80 % мужчин делали быстрый карьерный взлет, среди женщин таких было меньшинство.
Полная занятость означала работу 6 дней в неделю до 1965 г., затем 43 часа за 5 дней. Потом женщины с двумя детьми могли работать 40 часов в неделю. Помимо занятости женщины должны были заниматься домашним хозяйством, детьми, повышать образование, должны успевать быть хорошими матерями и женами. До 1980-х гг. 80% работы по дому выполнялось женщинами. Например, в дополнение к своим 40 часам работы в неделю они тратили 38 часов на ведение домашнего хозяйства (мужчины - всего 10). Т.е. женщины получили дополнительную работу, но не избавились от предыдущей. Поэтому 80 % женщин заявили, что они уставали от выполнения двух работ одновременно.
Новое поколение женщин начиная с 1980-х решило отказаться от рождения детей и работы. Им не хотелось чувствовать себя истощенными после двух работ и виноватыми перед детьми, с которыми они не могли проводить достаточно времени. Да, для женщин в ГДР работать было естественным. И многие чувствовали себя уверенными от этого. Женщинам подавали идеальный образ:"Вы должны уметь жить как мужчины". Но при этом совершенно не уделялось внимание индивидуальному образу женщины, ощущению себя женщиной.
Между семьей и работой.
Источник -
https://www.deutschlandfunk.de/ddr-wenn-mutti-frueh-zur-arbeit-geht.1148.de.html?dram:article_id=296579.
**************
В 1971 г. в Германии и Австрии существовал запрет на аборты. Беременность можно было прервать только если существовала угроза женщине, по медицинским показаниям. В противном случае аборты были объявлены вне закона и уголовно преследовались. К тому же в 1970-х женщина не принимала такое решение самостоятельно. Ценность потенциального ребенка была выше, чем жизнь уже существующей женщины. Даже поговорка была, что если умирает женщина - ничего страшного не происходит, а вот если умирает младенец - это существенная потеря для крестьянского хозяйства. С точки зрения церкви аборты оставались убийством (согласно шестой заповеди "Не убий").
В Австрии положение относительно запрета абортов длилось со времен Марии Терезии и в некоторых случаях за это была предусмотрена смертная казнь. В Германии во времена национал-социализма с одной стороны существовал запрет на аборты для немецких женщин, с другой - принуждение на аборт для всех женщин с неарийской кровью. Помимо идеологии и морали максимальная рождаемость была важна для армий Марии Терезии и Третьего Рейха.
Сегодня женщины Австрии, Германии и Швейцарии принимают решение об аборте самостоятельно. В Австрии и Германии это можно сделать легально в течение первых 12 недель, в Швейцарии - до последнего периода беременности, но обязательно нужно посоветоваться с врачом. Конечно, во всех трех странах беременность можно прервать на любом сроке по медицинским показаниям или в случае высокого риска для жизни женщины.
В Вене даже действует
Музей контрацепции и абортов.
Автоматы для продажи "таблетки после" в Музее контрацепции:
До 1960-х гг. тесты на беременность проводились на основе африканских лягушек. Они так и назывались - "Аптекарские лягушки", „Apothekerfrosch“. Их покупали в аптеках, приносили врачу вместе со своей утренней мочой, врач делал инъекцию мочи лягушке в лимфатический мешок и если в течение 12 ч. лягушка-самка откладывала икру, а лягушка-самец производил сперму, тест на беременность считался положительным. Это свойство шпорцевых лягушек было обнаружено в 1930-х гг. английским врачом в Кейптауне. Лягушки реагировали на тот же гормон, который сейчас вызывает реакцию на тестах с полосками. Теоретически для этой процедуры подходили и прочие виды лягушек, в том числе жабы, но тогда этого еще не знали. До Второй мировой войны велась активная торговля этими лягушками. В 1940-х они стали массово использоваться всеми слоями населения. Но женщины не могли пройти тест на беременность самостоятельно дома, они могли только обратиться к врачу и в аптеку к фармацевту.
В начале 1970-х появился революционный тест для беременных "Duogynon". Это была таблетка, которая в случае отсутствия беременности вызвала менструальное кровотечение в течение нескольких дней. Но на эту таблетку также было необходимо получить рецепт врача.
Одна замужняя женщина, Анна, уже имевшая двух детей 5 и 6 лет, забеременела третьим. Он стал бы слишком большой финансовой нагрузкой для семьи, которая и так жила в двухкомнатной квартире. Было решено заплатить за аборт 3 000 марок (на 1971 г. - 218 евро, посильные деньги для семьи). У родителей был выстроен четкий план жизни, куда не входило трое детей. Гинеколог не понимал этого отказа, он говорил:"Где два, там и еще один!".
Ей посчастливилось найти врача, который согласился сделать операцию. Она не знала его имени, хорошо, что у него хотя бы было медицинское образование. Она даже не знала о методе аборта. "Я не спрашивала, а он не рассказывал о процедуре". Женщина не осмелилась его спросить. Она и без того была в сложной ситуации. Из-за анестезии она ничего не помнила и очнулась лишь со слабым кровотечением. Матку вытащили цандерами, раскрыли кюветами и выскребли. В наши дни женщины должны были осведомлены о всех процедурах, которые им предстоит пройти. А хирургический аборт обычно делается более щадящим вакуумным методом.
Раньше женщин, которые решались на аборт, называли "внучками Создателя ангелов" - так называли людей, которые совершали незаконные аборты. С анестезией это было небольно.
Но многие женщины из-за отсутствия легальных поводов для аборта решались на разные методы: протыкали амниотический мешок иглой для вязания, использовали очень горячие ванны, специальные травяные чаи. Была женщина, которая выбросилась из окна, чтобы прервать беременность. Она сломала себе обе щиколотки, но беременность сохранилась.
После операции Анне не было больно физически, но ей было плохо душевно. У нее не было подруг, чтобы рассказать им об этом, с матерью она не могла поделиться, муж не поддерживал ее. И вообще он втайне хотел этого третьего ребенка, хотя даже и не пытался переубедить ее. В те времена женщины совсем не могли рассчитывать на утешение со стороны мужчин.
После аборта Анна сообщила на фабрику, где работала неполный рабочий день, что больна и останется дома на 3 дня.
После окончания Второй мировой аборты стали делать чаще и на показания смотрели проще, потому что у многих женщин, находящихся в оккупационных районах, беременность была следствием массового изнасилования.
В 1976 г. в Германии было принято новое законодательство, которое разрешило решать женщинам вопрос с беременностью самостоятельно. Оговаривались сроки легального проведения аборта.
Сюзанна Риглер (Susanne Riegler), автор и режиссер австрийского документального фильма "Длинная рука императрицы" (Der lange Arm der Kaiserin), показала, что в случае незаконного аборта женщину могли посадить в тюрьму на срок от 1 года до 5 лет. Это право действовало до 1970-х, но судебные решения были мягкими и уже никого не сажали. А доказательство в суде всегда было очень трудным. Чаще всего осуждали по показаниям мужчин.
Если бы муж Анны отвернулся от нее и подал в суд, ее бы обвинили и осудили. Но то, что у нее уже было двое детей, смягчило бы приговор. В те времена аборт был позором и всегда осуждался обществом.
Источник -
https://broadly.vice.com/de/article/vb3mnd/selbstbestimmung-wie-frauen-mit-behinderung-menschenrechte-genommen-werden.
Материалы по теме:
Про социальную роль женщин в послевоенной Германии. Почему же отменили слово "фройляйн"?..