Начало здесь - "Почему женщины в Германии зарабатывают меньше мужчин" -
https://homaaxel.livejournal.com/1645661.html.
Барьеры, с которыми молодые женщины сталкиваются на пути к высшему образованию, выше, и их труднее устранить. В 1960 году почти 3/4 студентов в Западной и Восточной Германии были мужчинами. Затем с помощью более строгих правил приема на учебу, а также более удобных условий обучения матерей (бесплатный уход за детьми в университетах, специальные условия проживания, детские пособия в дополнение к стипендиям, особые правила обучения), возможности обучения женщин в ГДР смогли сравниться с возможностями для мужчин. В Западной Германии развитие было более медленным. Доля женщин в университетах в 1980-е годы оставалась неизменной на уровне около 40 %; в 1995 году она составляла 44 %. Только в последнее десятилетие женщины смогли догнать мужчин. В 2012 году доля женщин среди студентов университетов Восточной и Западной Германии составляла, соответственно, 50,5 % и 50,4 %.
Традиционные различия между полами сохраняются при выборе определенных школ и предметов обучения, особенно в сфере профессионального обучения. Женщины по-прежнему сосредотачиваются на "типичных женских" направлениях, таких как образование, социальные, лингвистические и культурологические исследования. В 2011 году на их долю приходилось всего 20 % (Запад) и 19 % (Восток) новых студентов, изучающих инженерное дело, и только 34 и 35 % изучающих математику / естественные науки.
Гендерное равенство сталкивается с более серьезными проблемами в среднем специальном образовании, чем в школах и университетах. Женщин очень много среди преподавателей, медсестер, гериатрических медсестер и физиотерапевтов. Хотя эти учебные курсы занимают сравнительно много времени и являются дорогостоящими, это не отражается в конечном счете на зарплате на рынке труда. Через год после завершения обучения женщины зарабатывают в среднем на 14 % меньше мужчин. Еще один недостаток состоит в том, что молодые женщины выбирают всего несколько профессий. В 2011 году 52 % женщин-стажеров в Германии выбрали 10 самых распространенных профессий, среди стажеров-мужчин таких было только 36 %. Как и 25 лет назад, женщины в основном работают в сфере обслуживания и выбирают такие профессии, как уход, помощь, продажа, присмотр, работа ассистентом и лишь изредка они работают на производстве или в технических профессиях. В поварском деле есть интересное отклонение от этой структуры. Если среди мужчин профессия повара занимает 10-е место (32 300 учеников), то среди женщин - лишь 18-е место (6 900). Женщин также может отпугнуть низкий доход, поскольку, по данным Федерального статистического управления, повара-женщины, работающие полный рабочий день, получают всего 2 027 евро в месяц, а повара-мужчины зарабатывают в 1,7 раза больше - 3 351 евро.
В Западной Германии уровень занятости женщин в возрасте от 15 до 65 лет в 1970 году был 46 %, в 2012 году - 71 %. В Восточной Германии, где занятость женщин была само собой разумеющейся и обязательной, она всё ещё немного выше - 76 %. Несмотря на кризис на рынке труда, он практически сохранил уровень 1991 года (77 %).
Повышение уровня занятости связано с тем, что замужние женщины и матери всё чаще выходят на работу после того, как заканчивают ухаживать за детьми младшего школьного возраста. Сегодня матери с детьми старше 12 лет работают так же часто, как и женщины без детей. Между Востоком и Западом существует явная разница в количестве часов, отработанных в неделю. В 2010 году почти 25% матерей Западной Германии работали меньше 15 часов в неделю. Напротив, более 50% матерей Восточной Германии работают полный рабочий день и только 6 % работают незначительно.
Причины неравенства в оплате труда очень разнообразны. Наибольшее влияние имеет «косвенный недостаток», вызванный структурой типичного для пола разделения рынка труда. Частично разница может быть отнесена на счет меньшего количества сверхурочных часов, меньшего количества рабочих часов в неделю, более продолжительных семейных перерывов, меньшего количества надбавок сверх коллективного договора (например, за сменную работу или другие рабочие трудности), занятости в небольших компаниях с меньшими возможностями для продвижения по службе, меньшим количеством требования женщин о более высокой заработной плате и большее нежелание участвовать в разговорах о повышении заработной платы; в Западной Германии также за меньшее количество лет работы и более короткие сроки службы. Важен и другой комплекс причин: женщины чаще работают на низкооплачиваемых должностях, в группах и секторах оплаты труда. Время от времени гендерный разрыв в оплате труда обнаруживает причудливые искажения: уход за животными как «мужская работа» оплачивается лучше, чем уход за людьми - типичная «женская работа».
Женщинам гораздо труднее сделать карьеру, чем мужчинам. Хотя сейчас они все больше продвигаются на более высокие уровни профессионального мира, при переходе на руководящие должности по-прежнему существует четкий отбор по признаку пола. Продолжает действовать правило мужского доминирования: чем выше уровень профессиональной иерархии, тем меньше доля женщин и тем более выражено доминирование мужчин.
Мужчины также доминируют на руководящих должностях в «женской профессиональной сфере» в секторе здравоохранения. В 2010 году более 3/4 студентов-медиков первого курса составляли женщины, но в 2012 году более 90 % руководящих должностей в секторе здравоохранения - кафедры и кафедра главного врача - по-прежнему занимали мужчины.
Эта закономерность повторяется во влиятельных СМИ. В 1999 году женщины составляли 42 % редакционного коллектива ZDF. Однако руководители двенадцати общественных телеканалов, которые вместе образуют ARD, были «зонами, свободными от женщин» до 2002 года, и все директора были мужчинами. В 2003 году Дагмар Рейм стала первой женщиной, занявшей должность директора недавно созданного Rundfunk Berlin-Brandenburg (RBB).
В Советы директоров крупнейших коммерческих предприятий женщины не допускались. Согласно исследованию Немецкого института экономических исследований (DIW), только 2,5 % исполнительных директоров крупнейших 200 компаний (исключая финансовый сектор) были женщинами, и только одна компания возглавлялась женщиной-начальником. Доля женщин в наблюдательных советах составляла чуть менее 10 %.
Причины трудностей, с которыми женщины сталкиваются при продвижении по карьерной лестнице, сложны. Самым важным препятствием является традиционное гендерное разделение ролей в семье, когда женщина должна воспитывать детей и вести домашнее хозяйство. Однако типичные для пола процессы социализации и предрассудки в отношении женщин в сфере труда также играют роль. В 2010 году 74 % западногерманских и 75 % восточногерманских женщин жаловались, что им нужно делать больше, чем мужчинам, чтобы быть принятыми.
Мужчины, по-видимому, особенно критически наблюдают за женщинами, которые заинтересованы в продвижении наверх, и сомневаются в их компетентности, стойкости и лидерстве. Кроме того, могут существовать типичные для пола оговорки вроде «Если начальник ударяет кулаком по столу - он динамичен; если начальница ударяет кулаком по столу - она истеричка». Поскольку в важных формальных и неформальных сетях в высших сферах профессионального мира доминируют мужчины и, как правило, мужчины решают вопрос о карьерном росте женщин, оговорки и предубеждения, описанные выше в отношении женщин, могут иметь реальные последствия.
Трудности в достижении равенства женщин в работе и политике особенно связаны с их ролью в семье. В буржуазном обществе работа вне дома и общественная деятельность возлагались на мужчину, в то время как женщина отвечала за ведение домашнего хозяйства и воспитание детей. Если женщина берет на себя дополнительные обязанности на работе, её нужно помогать в домашних делах, чтобы не перегружать ее. Однако традиционное разделение ролей между мужчинами и женщинами в семьях оказалось очень стойким. Мало что изменилось в традиционном назначении женщин заниматься домашней работой и воспитывать детей.
Хотя у женщин всё больше возможностей устроиться на работу, мужчины неохотно освобождают их от домашних обязанностей. Скорее всего, они могут иногда сыграть роль отца и принять участие в уходе за детьми. Однако основная часть традиционных домашних дел - стирка, уборка и приготовление пищи - в большинстве семей по-прежнему выполняется женщинами.
Жесткость традиционного разделения труда в семье была и остается главным препятствием на пути к равным возможностям для женщин в мире труда и политики. Это можно обосновать, среди прочего, по следующим пунктам:
- Многие матери увольняются с работы или работают неполный рабочий день. Решение в пользу одного из этих вариантов равносильно как минимум временному отказу от карьерного роста, во многих случаях это также означает понижение в карьере.
- Лучшие вакансии - это в основном «работа на полтора человека». Они созданы для того, чтобы «подносить патроны», чтобы помочь партнеру как можно полнее посвящать свое время и энергию работе. Согласно традиционному пониманию ролей, роль помощи ложится на женщин и означает для них забвение их собственных профессиональных амбиций.
- Другими важными предпосылками для успешной карьеры являются ранее начало и постоянное повышение квалификации. Женщины часто не могут соответствовать этому условию, потому что важные основы профессионального роста закладываются в тот период жизни, когда женщины занимаются в основном детьми.
- Женщины более склонны разрешать конфликты между работой и семьей в пользу детей и мужа и идти на компромисс в отношении своих карьерных устремлений. Даже молодые и хорошо образованные пары как родители попадают в «дилемму времени и доступности» и обычно решают эту дилемму, прибегая к традиционному ролевому поведению. Отпуск по рождению ребенка для двух родителей сразу, появившийся в 2007 г., лишь немного ослабил отцовское сопротивление. Он оплачивается не только за 12, но и за 14 месяцев, если родители делят отпуск по уходу за ребенком, а у один из них берет не менее 2 месяцев. Для детей 2010 года рождения 25% отцов взяли отпуск по уходу за ребенком, но 3/4 из них только в течение 2 месяцев, только 6 % были согласны уйти в отпуск по уходу за ребенком на целый год.
Исследование, проведенное по заказу Министерства по делам семьи, объяснило, что должны делать женщины, по сравнению с мужчинами, ради карьерного роста: женщины на руководящих должностях в Западной Германии почти в два раза чаще живут в одиночестве (31 %, 16 %), и 60 % из них - без детей (среди мужчин таких 25 %).
Источник - статья "Неравенство между мужчинами и женщинами" 2014 -
https://www.bpb.de/izpb/198038/ungleichheiten-zwischen-frauen-und-maennern.
Сколько часов в неделю работают женщины и мужчины в Германии, данные с 2009 по 2020 год.
Черные столбики - число рабочих часов мужчин, серые - женщин.
Источник -
https://de.statista.com/statistik/daten/studie/827965/umfrage/durchschnittliche-wochenarbeitszeit-in-deutschland-nach-geschlecht/.
По-прежнему существуют серьезные различия между рабочим временем женщин и мужчин: средняя продолжительность рабочего времени женщин в настоящее время примерно на 9 часов короче, чем у мужчин. Об этом свидетельствуют новые оценки WSI GenderDataPortal 2015. В то время как группа женщин, работающих по краткосрочным контрактам, продолжает расти, мужчины чаще работают сверхурочно сверх своей обычной полной занятости. Доля женщин, работающих неполный рабочий день, также неуклонно растет. Практически каждая вторая женщина в Германии сейчас работает неполный рабочий день. Доля матерей, работающих неполный рабочий день, достигает 70 %. Напротив, только 6 % отцов работают неполный рабочий день. Женщины в Восточной Германии по-прежнему с большей вероятностью будут работать полный рабочий день и гораздо реже, чем западногерманские женщины, будут иметь лишь частично оплачиваемую работу.
Работа неполный рабочий день стала одним из важнейших инструментов совмещения семьи и работы.Поскольку конфликты между работой и семьей тесно связаны с продолжительностью рабочего дня, неполный рабочий день уменьшает конфликты между требованиями обеих сфер.
Данные из отчета за 2015 год "Большая разница между рабочим временем мужчин и женщин" -
https://www.boeckler.de/pdf/p_wsi_report_22_2015.pdf.
Есть еще такой момент, что квота на прием девушек в ВУЗы Западной Германии (желтая линия) была ниже, чем квота на прием юношей (оранжевая линия). На графике данные с 1970 по 2005 год. Только совсем недавно эти квоты сравнялись.
Источник -
https://m.bpb.de/politik/grundfragen/deutsche-verhaeltnisse-eine-sozialkunde/138032/bildungsbeteiligung-und-bildungschancen.
Можно прочитать немецкую статью про реформы образования в Германии, чтобы понять, насколько сословным и со множеством ограничений было получение обычного школьного образования. Откроется сразу в автоматическом переводе на русский язык -
https://de-m-wikipedia-org.translate.goog/wiki/Bildungsreform?_x_tr_sl=de&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru.
С начала 1950-х и до середины 1970-х Хауптшуле была основной школой для большинства учеников, после которой можно было рассчитывать только на ПТУ. С 1952 г. по 1960-е всё больше учеников переводились после начальной школы в Реальшуле, которая потом давала возможность получить среднее специальное образование. С 1990-х Хауптшуле значительно потеряла свое значение.
Доля студентов в общей численности населения Западной Германии от 20 до 30 лет в 1970 г. была 10%. В 1980 г. 19% всех лиц в возрасте от 18 до 22 лет начали обучение в ВУЗах. В конце 1980-х их было уже 31%. До этого времени сохранялось гендерное различие, что в ВУЗы чаще могли поступать юноши, а не девушки. После 1990-х и объединения Германии число первокурсников в ВУЗах увеличилось до 37%. Гендерные различия среди абитуриентов исчезли, с тех пор девушки и юноши стали поступать в ВУЗы в равных пропорциях.
В послевоенной Западной Германии в получении среднего школьного образования очень большую роль играли религия, место рождения, место проживания, пол, статус родителей. Тогда шутили, что труднее всего попасть в университет девушке из сельской местности, у которой родители - рабочие. Но это была не шутка. Возможности получения образования не были равны. Девушкам увеличили квоту на доступ в ВУЗы только в 1970-х, когда подросли дети гастарбайеров и в свою очередь для них создали препятствия на пути к высшему образованию.
Доступ к образованию должен быть для всех, а получение свидетельства об образовании и связанное с этим распределение доходов, репутации и власти должны происходить исключительно за счет успеваемости. Правила честной конкуренции были бы нарушены, если бы получение образования и доход от образования распределялись по таким критериям, на которые не могут влять дети: пол, религия, регион происхождения и проживания, или даже «передавались по наследству» через статус родителей - род занятий, доход и образование.
Если с 1970-х при распределении детей между вариантами школ перестали притеснять девочек, то всё еще остался такой важный фактор, как статус родителей (социальное происхождение, из какой семьи).
Как социальный фактор влияет на возможность получения высшего образования в Германии. Самый высокий социальный класс - чиновники, госслужащие, по-русски "бюджетники". Самый низкий - рабочие. В 1965 г. у ребенка чиновника было в 19 раз больше шансов получить высшее образование, чем у ребенка рабочего. В 1985 г. произошла образовательная реформа, которая немного улучшила положение дел, но в 1989 г. разрыв всё равно был в 11 раз. В 1990-у он уменьшился до 9 раз, в 2000 г. до 7 раз.
Неравенство возможностей в зависимости от социального происхождения уменьшилось в доступе к Реальшуле, но шансы на переход в гимназию по-прежнему зависят от социального положения и ресурсов родителей. Если раньше, в 1848 г., высшее образование было доступно лишь самым богатым, то после Второй мировой разница по доходам более-менее сравнялась и нужны были новые механизмы отсеивания школьников. Тогда стали обращать внимание на образовательный уровень и должность родителей.
Очень интересный график, показывающий доступ к разным уровням школьного образования детей из разных социально-экономических классов. До 1990 г. он относится к Западной Германии, где к этому времени 20% рабочих были без профессионального образования (в 2 раза больше, чем в Восточной Германии). После 1990-х график показывает возможности образования по всей Германии.
Синяя линия, начинающая свой разбег почти на цифре 80% - это Хауптшуле, относительно советской системы это всё равно что 7 классов с укороченной программой по предметам и часам. После Хауптшуле можно было работать на самых низших рабочих или обслуживающих местах, где был нужен только ручной труд, не интеллектуальный. Желтая линия - это Реальшуле, неполное среднее школьное, после него можно было получить среднее специальное образование. Синяя линия, которая начинается со скромных 10% - это гимназии, т.е. школы с полным средним школьным образованием, после которых можно поступить в ВУЗ.
Источник -
https://m.bpb.de/politik/grundfragen/deutsche-verhaeltnisse-eine-sozialkunde/138032/bildungsbeteiligung-und-bildungschancen.