Таллин. Прогулка по Верхнему городу. Часть 1

Apr 04, 2014 23:08

Вся прогулка по старому городу превращается в смесь истории, фантазии и легенд. Для тех, кто следует фразе "Я сам обманываться рад..." местные экскурсоводы, одетые в средневековую одежду, приготовили много душещипательных, загадочных и страшных историй с рыцарями, девами и привидениями. Но если вы предпочитаете не развлекаться, а познавать, больше сомневайтесь и перепроверяйте полученную информацию.

Мы поселились в самом сердце старого города. Рядом с нами на площади сохранился старый колодец (Кошачий колодец). Есть версия, что раньше здесь жил водяной, которому люди в качестве жертвоприношения бросали кошек.





История обычна, как человеческая жадность и глупость: городу был необходим колодец, его построили. Но строили три гильдии, а пользоваться хотели все. Горожане переругались между собой, стали устраивать скандалы с бургомистром и даже драки возле колодца. Сначала переругались из-за потраченных денег, а потом из-за религии: представители разных конфессий не могли решить, представитель которой из них должен освятить колодец - из неосвященного все пить отказывались. Тут кто-то умный крикнул, что в колодце уже, наверное, завелся водяной. Толпа подхватила. Очередной умник сказал, что нужно водяного в колодце забросать живыми кошками, мол, он их очень не любит. И горожане стали щедро кидать кошек. Так город остался без колодца и с полчищами крыс. Спасибо человеческой необразованности.

Может, и неправда все это. Ведь в 15 в. в городе было 18 колодцев и существовал водопровод. Стоило ли ругаться из-за одного? А колодец стоит, все к нему подходят, заглядывают. Правда, оригинальный колодец снесли еще в 19 в., а копию колодца 14 в. поставили к олимпиаде 1980 г. Основание старого колодца было обнаружено несколько лет назад при прокладке теплотрассы к церкви Нигулисте.

Экипировалась для прогулки по городу. На самом деле довольно холодно, кофта с курткой продуваются и не спасают.



Первым делом отправились в харчевню исторической кухни "Olde Hansa". Конечно, за колорит и за рекламу мы заплатили отдельно, но оно того стоило. Меня поразило, что служанка для оформления заказа встала на колени. Нам принесли вино в стеклянных кубках и средневековое варево в глиняных тарелках. Хорошо, что нож и вилку вручили! Очень большие порции - перловка, тушеная кислая капуста, вареная картошка, свинина на косточке, брусничный соус и соленые огурцы. Доесть не смогли.

Внутри довольно мрачно (как и положено эпохе), ненавязчиво играет средневековая музыка  Антуражно :)

Сайт - http://www.oldehansa.org/





Для любителей средневековой кухни рядом есть магазинчик, где можно купить глиняную и стеклянную посуду согласно эпохе, различные пряности и настойки, деревянные, кожаные и металлические полезные вещицы, стилизованную одежду и обувь.

Вот, например, стеклянный стакан под вино - 9,60 евро.



Сайт средневековой лавки - http://www.oldehansa.net/?lang=3

Те, кто особо трепетно относится к средневековому периоду истории, могут выбрать для своих поездок в Таллин июнь-июль. Именно в это время в городе проходят большие тематические фестивали. Увидите настоящий ганзейский Ревель! Сайт фестивалей - http://www.folkart.ee/eng/projects



Фото с сайта http://www.myestonia.ru/

После обеда, познакомившись со средневековой кухней, мы пошли знакомиться со средневековым городом. Наш грандиозный план на вечер заключался в этой карте. Нужно было все обойти и не затеряться.



Еще с 13 в. Таллин был известен как торговый город. Он обладал мощной крепостной стеной, которая окружала Верхний и Нижний город. Наверху в это время обосновались датчане. Они построили себе замок, который стал цитаделью над захваченной землей. Строительство замка было завершено в первой трети 13 в. Позднее замок продали магистру Ливонского ордена, его расширили и перестроили.

Когда в начале 15 в. Ревель (Таллин) вступил в Ганзейский союз, город стал богатеть, у него появились деньги на создание мощных фортификационных сооружений. Позднее, во время Ливонской войны, войска Ивана Грозного не смогли взять Ревель.

Во время Северной войны город был захвачен войсками Петра I. Конечно, никто уже новые стены не строил, они постепенно разрушались. Камни из старых стен и башен использовались для постройки новых сооружений. Лишь во времена Екатерины Великой стены были приведены в надлежащий вид, в Верхнем городе был построен дворец генерал-губернатора.



По раскрашенной гравюре Олеариуса 1647г. можно оценить перепад высот Верхнего и Нижнего города:



В Верхний город можно попасть двумя путями: пешеходной и конной улицей. Мы поднялись по второй.

Улица Пикк Ялг - одна из старейших улиц города. Она представляет собой каменный коридор, который ведет в Верхний город. Он показывает насколько прохладными и настороженными были отношения между жителями Верхнего и Нижнего города.
В Верхнем городе жили дворяне, рыцари и духовенство. В Нижнем - купцы, ремесленники и простые люди.



Наверху много солнца и, конечно же, ветра. На уровне темной башни Домского собора парит чайка. Она напоминает о близости моря.

Собор стоит на высоком холме под которым, судя по преданию, похоронен легендарный богатырь и великан, эстонский герой Калев (в честь его финского аналога назван знаменитый эпос Калевала). И совершенно точно в соборе похоронен мореплаватель-путешественник Иван Федорович Крузенштерн.

Можно подняться на башенку-площадку и посмотреть с высоты 69 м на город.



Мы вышли на одну из многочисленных обзорных площадок. Вдоль крепостных стен их очень много, а кто хочет повыше, может забраться на обзорные площадки храмов. Старый город сделал все возможное, чтобы им любовались с высоты.



Вдруг открылся тот самый вид, который был на магните, взятом на недавней туристической выставке. Мне просто понравился магнит, который спустя полтора месяца превратился в реальность.



Впереди острым шпилем в небо вонзается церковь Св. Олафа. Она хорошо видна издалека и раньше выполняла роль маяка. Правда, за высоту пришлось заплатить: в церковь 8 раз попадала молния и она 3 раза во время грозы горела.



Можно вспомнить о том, что Рерих в 1910 г. тоже был в Таллине и был очарован им, создав картину "Старый король".

Король точно так же, как мы сейчас, сто лет спустя, смотрит на море, старый город, черепичные башни и шпиль храма Олевисте. Время не имеет значения.



Картина «Старый король» - своего рода сплав мифологического, легендарного, условного и реалистичного, знакомого, пожалуй, не только таллинцу, но и всякому, кому довелось побывать в Таллинне. Таллинн как обобщающий символ городской цивилизации средневековой Европы. И одновременно - как предчувствие «заката Европы» в целом. Город, одновременно озаренный вечерней зарей одной эпохи и предрассветным светом нарождающейся, новой. Из статьи "Ревель Николая Рериха".

Про творчество Рериха, связанное с путешествием в Прибалтику, можно прочитать здесь - http://poly-sonic.livejournal.com/140242.html. Там же можно посмотреть его картины.

В местных двориках был обнаружен старый автомобиль. У его владельца есть чувство юмора:"Дайте немного евро, чтобы покормить мой красивый и томимый жаждой двигатель. Спасибо за чаевые :)" В приоткрытое окошко действительно кидают монеты.



Тесные улочки Верхнего города. Вдоль стен видны фонари. Вплоть до 1877 года улицы освещались спиртом (правда, были любители этот спирт сливать для личных нужд). В ратуше вплоть до 1906 года привычно пользовались восковыми свечами - точь-в-точь как в Средние века. Хотя уже в 1865 г. на улицах города впервые зажглись газовые фонари. В городе в районе Каламая даже было поручено инженерам из Риги построить завод для получения "фонарного газа".

Оборудование газовой фабрики было изготовлено в Риге, «начинка» газохранилища - в Штеттине, трубы - в Глазго. Работы велись всю осень. Под тротуары таллинских улиц были уложены свыше 5 км чугунных труб и установлено 222 уличных фонаря. Еще 1000 подключенных к единой магистрали газовых ламп разместились в конторах, магазинах и жилых домах.

5 декабря 1865 г. на открытие газового освещения приехал весь цвет общества - губернатор, члены магистрата, старейшины гильдий и цехов. Когда глава муниципалитета зажег два первых газовых рожка, тот час же в небо взмыли подброшенные шляпы, а собравшаяся у ратуши толпа грянула «ура!».

Из истории уличного освещения Ревеля - http://www.myestonia.ru/publ/145_let_nazad_v_revele_pojavilos_ulichnoe_osveshhenie/10-1-0-480



Мы перешли на следующую обзорную площадку. Здесь тоже дул сильный ветер. На фоне крыш старого города всем фотографам портит пейзаж труба бывшей таллинской электростанции (высота 85 метров, построена в 1948 году). Сносить нельзя - это памятник промышленной архитектуры, охраняется государством.

"Человек первой половины ХХ столетия вообще воспринимал заводские и фабричные трубы с большим пиететом, чем большинство нынешних таллиннцев. В них видели символы техники и прогресса. По праздничным дням их даже украшали иллюминацией - как, например, трубу Таллиннской электростанции к двадцатилетию ЭР.

Труба, которая и поныне высится над бывшими производственными помещениями по бульвару Пыхъя пуйэстеэ в наши дни - ее прямая наследница. Выстроенная в 1948 году, она хотя и утратила лет десять тому назад треть своей некогда стодвухметровой высоты, зато была внесена в список охраняемых архитектурных памятников." Из статьи Йозефа Каца "Трубы таллинских крыш" http://tallinn.cold-time.com/2011/

Газовый завод в 1913 г. превратился в городскую электростанцию. С конца 80-х электростанция не работает. Сейчас она превращена в культурный центр «Kultuurikatel» ("Генератор культуры"). Подробную историю электростанции можно прочитать здесь - http://tallinn.cold-time.com/2013/04/08/

Рядом, на железнодорожных путях таллинской электростанции снималась сцена въезда героев фильма "Сталкер" в Зону. В настоящее время ж/д пути разобраны и угадываются только по сохранившимся шпалам и стилизованным ж/д указателям. На месте путей проложена беговая дорожка. На трубе до сих пор осталась надпись «UN». В 2006 году на трубе была повешена памятная табличка на эстонском и английском языках о том, что в этом месте снимали фильм «Сталкер». Информация из Википедии - http://ru.wikipedia.org/





Также рядом с этой высокой трубой в 19 в. был построен тот самый газовый завод, основанный по проекту Рудольфа Отто фон Купфера (Rudolf Otto von Knüpffer), благодаря которому улицы Таллина зимой 1865 г. получили газовое освещение.

Из истории:"В октябре 1905 г. всероссийская стачка захватила и этот прибалтийский город. Когда местный газовый завод прекратил свою работу и на улицах потухли фонари, то в покрывшей Ревель темноте начались беспорядки и нападения на людей. Для патрулирования улиц сил полиции было недостаточно, и тогда новый губернатор предложил городской думе организовать народную милицию для поддержания порядка." Из книги Колпакиди А.И., Серякова М.Л. "Щит и меч. Руководители органов государственной безопасности Московской Руси, Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации", 2002 г.

Кстати, практика привлечения населения для патрулирования города жива до сих пор. Материалы из городской газеты Tallinn.
"Уже не один год на основе договора о сотрудничестве между полицией и городом в летний и зимний период помощники полицейских помогают полиции района Кесклинн обеспечивать порядок. С мая по сентябрь и с ноября до января управа района Кесклинн помогает Пыхьяской префектуре с выводом на улицы полицейских патрулей, обучением и приобретением рабочих средств. В туристические сезоны на улицы города все больше выходит и пеших патрулей, состоящих из добровольцев.

По состоянию на конец августа в списке Кесклиннаского участка значится 53 активных помощника полицейских, которые вдобавок к патрульным сменам задействованы и в более крупных рейдах полиции и мероприятиях, куда охранники порядка привлекаются для обеспечения безопасности.

Как стать помощником полицейского и каковы предпосылки для ношения формы, читай на домашней странице http://abipolitseinik.ee/; в Facebook https://www.facebook.
com/abipolitseinik".

Вдалеке, на другом берегу, видна зеленая кромка района Пирита, куда мы завтра отправимся в Музей прибрежного народа.



Мы продолжаем прогулку по маленьким улочкам Вышеграда. В 14-16 в. здесь построили те самые здания, на которые сейчас город сделал ставку и представляет себя на международном рынке как "Туризм в средневековый город".

Известно, что возле Домского собора сохранился один из старинных жилых домов, уцелевший после пожара 1684 года, когда выгорел весь Вышгород. Возможно, мы сейчас находимся рядом с ним.



Жить в Старом городе престижно, романтично, но не очень-то удобно: например, постоянно возникают проблемы с парковкой. И жилье там очень дорогое.

Если дома не заселены, не отапливаются, на крыше образуется наледь и такие дома постепенно разрушаются. Нужно ли хозяевам вкладывать деньги в ремонт того, что их не интересует?
Далеко не все средневековые дома могут стать гостиницами. Специалисты считают рентабельность от определенного количества номеров: кому-то нужно 13-15, а кому-то и 18. Если нужного количества комнат добиться не получается, проект не интересует инвесторов.

Для современных людей, привыкших к большим квартирам, большим окнам и удобствам, старые дома тоже не подходят - у них сложная планировка, маленькие окна, темные комнатки и узкие лестницы. Если даже вам предложат средневековый дом с современным ремонтом, нужно не забывать про ненадежность старой советской проводки, про старые водопроводные трубы, протекающие крыши и сырые подвалы.

Все строения в Старом городе - памятники архитектуры, а следовательно, их нельзя перестраивать, менять фасады и этажность. Но даже если у вас есть разрешение на строительство, то есть перестройку «сердцевины», то вы можете столкнуться с уймой проблем. И финансовых, и эстетических. Допустим, фирма получила ссуду в банке. Но банк дает кредит по частям и планомерно. Предположим, первый этап строительства должен длиться не более одного года. А строители случайно обнаружили под слоем штукатурки - фреску. Откладывается завершение первого этапа, и появляется необходимость в новой ссуде - на реставрацию фрески. Банк недоволен, бюджет трещит по швам... Выдержать такое может не каждый. Поэтому развитие такой недвижимости - дело тонкое.
Источник - статья "Инвестиции за крепостной стеной".



Мнение Иосифа Каца;"Согласно официальной точки зрения, Таллинн в черте крепостных стен сохранил от 70 до 85 (!) процентов средневековой кладки.
Что это значит? То, что здания могут быть до неузнаваемости перестроенными в 18-19 веках, но при этом сохранять средневековую коробку стен выше цокольного этажа.
Сколько сохранилось зданий, аутентично сберегших средневековый облик? Действительно, процентов 15-20. В них попадают городские укрепления плюс церкви, ратуша (хотя ее подгадили в 19 веке), церкви, Большая гильдия, конная мельница, несколько амбаров. Большинство "классических" образчиков средневековых бюргерских домов - результат реставрации 60-80 годов."

Материалы по теме:

Общие сведения о Эстонии

Первое знакомство с Эстонией

Город Пылва и окрестности

Сравнение дорог Эстонии и Псковской области

Про город Тарту

Дорога от Тарту до Таллина

Таллин: по Тартускому шоссе в центр города

Эстония, Таллин

Previous post Next post
Up