...А в конце будет немножко Риги для почитателей Латвии ;) и еще кое-что.
Н.К. Рерих. Старый король (1910)
Старый король глядит с балкона своего замка на город, который простирается внизу. За городом - море, а за морем - золотистое рериховское небо. А мы с вами пристроились рядом и тоже смотрим, несколько более внимательно, и - узнаем в очертаниях воображаемого города контуры Старого Таллинна: ряды черепичных крыш, выдающийся шпиль башни Олевисте и плитняковые башни городских стен-укреплений. И море. Вспоминается классическая панорама старого города со смотровой площадки на Тоомпеа (если кому-то не вспоминается или если, например, вы случайно не были до сих пор в Таллинне, то крайне рекомендую, а пока что для сравнения фоточка
http://www.tallinn.ee/gal_pildid/55122.jpg, или ах, зимний вариант!
http://photorator.com/photo/15212/tallinna-vanalinn-old-town-tallinn-estonia-)
Да, действительно, и Рерих тоже бывал в Эстонии. В 1910 году он посетил Ревель и Гапсаль (ныне Таллинн и Хаапсалу). Эстонские впечатления отразились некоторым образом в творчестве. И тут можно не гадать - он прямо об этом пишет в очерке
«Эстония», напечатанном в 1938 году в латышском журнале «Zelta grāmata» (сам Рерих был в это время в Гималаях). Цитатка: «Второй приезд в Гапсаль - через много лет - был уже в 1910-ом году. Там же были написаны несколько картин. „За Морями Земли Великие“ - эта картина была впечатлением побережья. Северянка, навстречу дальнему ветру, мечтает о неведомых чудесных землях, о той сказочной стране, которая живет в сердце человеческом. Тогда же был написан эскиз к „Пути Великанов“. Там же оформился „Варяжский мотив“, а дума о ревельских башнях послужила для картины „Старый Король“.»
Картину «Варяжский мотив» я так и не нашла в сети. А «За Морями Земли Великие» вот:
Или другой вариант:
Названия одинаковые, написаны картины в том же 1910 г. Как различать, ведь все-таки они разные? Мне первая нравится больше, и она более эстонская, по-моему.
А вот еще отрывок из очерка: «В Гапсале привлекли внимание развалины старого замка. Особенно же присмотрелись мы к ним, когда услышали легенду о белой даме, появляющейся в готическом окне. Скептики уверяли, что при известном положении луны получались очертания фигуры, но хотелось верить, что это не отсвет лунный, а сама белая дама, появляющаяся перед чем-то особенным.» Это довольно забавно, но эту легенду рассказывают и сейчас, когда приезжаешь смотреть Хаапсалуский замок, а точнее его развалины. А вот картина Рериха «Белая дама» (1919):
Напоследок «Средневековый Ревель», тот Таллинн, который мы все так любим:
На самом деле, этот пост был бы невозможен без подсказки
dours, который навел меня на выставку
«Николай Константинович Рерих и Эстония» в питерском
Музее-институте семьи Рерихов. И мы туда даже успели сбегать. Довольно любопытное место, в смысле, сам дом (я прежде там никогда не была, так как специально Рерихом я никогда не интересовалась, а картины всегда нравились, например, они очень напоминают мои тувинские впечатления). Сама выставка любопытная, рекомендую всем, кто интересуется культурой Эстонии - там можно увидеть некоторые работы эстонских художников, а также посмотреть какие-то документы, демонстрирующие активное общение Рериха с разными людьми, жившими в Эстонии. (Я в шоке: Игорь Северянин в 1930-х пишет письма по-русски и... до сих пор использует еры и яти! Это, впрочем, касается всех эстонских писем, что я видела на выставке).
А теперь немножко про Латвию. Вообще, с Латвией у Рериха, наверное, еще больше связано (я имею в виду корни, родословную), но я про это уже ничего не знаю. Но картины очень атмосферные.
Старая Рига. 1903 г.
Рига. Интерьер Кафедрального собора. 1903 г.
Венден. Развалины капеллы. 1903 г. (это Цесис, я так понимаю)
Митава. Площадь. 1903 г.
Upd. Слушайте, я подумала, если я про Латвию пишу, то почему бы и про Литву заодно не написать? Литовские зарисовки Рериха вашему вниманию.
Вильно. Остатки замка Гедимина. 1903 г. (ныне Вильнюс)
Ковно. Старый костел. 1903 г. (это Каунас ныне)
Ковно. Замок крестоносцев. 1903 г. (Каунас)
Ворота в Тракае. 1903-1904 гг.
P.S. Да, а все знают, кстати, что Рерих, на самом деле, Рёрих? На выставке представлены письма, и там Рерих подписывается... внезапно, то так, то сяк. То есть иногда ё, иногда е.
Примечание. Все фотографии картин взяты с сайта
http://www.roerich.ee/.
Ссылки по теме:
Воспоминания Рериха об ЭстонииВоспоминания Рериха о ЛатвииВоспоминания Рериха о ЛитвеН. Надточий "Рерих и Эстония"Гента Рудзите. "Рерих и Латвия"