Возвращаемся к книге Whatever it takes... Введение во вторую серию :-)

Apr 18, 2010 21:32

Итак, после почти двухмесячного перерыва - продолжаем. Дальше речь пойдет о школе в Harlem Children Zone.

Для новых посетителей список предыдущих постов:

http://hettie-lz.livejournal.com/427192.html
http://hettie-lz.livejournal.com/429545.html
http://hettie-lz.livejournal.com/434661.html
http://hettie-lz.livejournal.com/435027.html
http://hettie-lz.livejournal.com/438271.html
http://hettie-lz.livejournal.com/440973.html
http://hettie-lz.livejournal.com/443117.html
http://hettie-lz.livejournal.com/443803.html
http://hettie-lz.livejournal.com/449570.html

Я достаточно подробно рассказала о Baby College, и о том, почему так важно "захватить" детей из неблагополучных семей в таком раннем возрасте - практически еще до рождения :-).  Но Канада не ограничился работой с будущими родителями и родителям малышей. Его идея была в том, чтобы создать единую систему, как он говорил, "конвейер" для борьбы с бедностью.

Прежде чем перейти к рассказу о том, как Канада строил в Гарлеме новую школу, приведу еще несколько рассуждений Пола Тафта о том, в чем Канада и другие исследователи видят корень проблемы.

***
Мы уже говорили о том, какое важное значение имеют принятые в сообществе традиции воспитания, и о том, что они являются неотъемлемой и одной из самых важных частей культуры народа, социально-экономической группы. И, конечно, Канаде было очень трудно публично  говорить об этом, потому что, критикуя родительскую практику черного Гарлема, он, по сути, критиковал традиционную негритянскую культуру. Ему возражали: сначала надо предоставить реальное равенство в образовании, например, привлекать действительно лучших учителей к преподаванию в неблагополучных школах, а потом уже копаться в семейном воспитании.

Но нельзя не отрицать вот какого факта: статистика показывает, что в среднем чернокожий ребенок в семье, где оба родителя получили высшее образование, имеет не лучшие результаты в национальных тестах, чем дети белых, родители которых даже не смогли закончить школу. Чернокожий ребенок в два раза чаще имеет в своей комнате телевизор, чем белый ребенок из семьи с тем же уровнем образования, и у чернокожего ученика приготовительного класса в два раза меньше детских книжек, чем у белого ребенка из семьи с тем же уровнем доходов и образования.

Канада говорит: мне плевать на политкорректность, и на то, как это все выглядит со стороны, если мы действительно можем идентифицировать, какие именно приемы воспитания действуют на наших детей отрицательно, если мы сможем минимизировать это отрицательное воздействие.

Большинство родителей в Гарлеме не любят, когда дети задают вопросы. Белые родители рассматривают каждый момент в жизни, каждую ситуацию, с которой сталкивается ребенок, как возможность научить его чему-то новому. Черные родители, как правило, считают, что "обучение" - это то, что происходит в школе, за партой, с ручкой и тетрадкой.  И даже когда в Baby College их стараются научить тому, чтобы они больше разговаривали с детьми, они все равно думают, что их пытаются научить такому поведению, при котором дети не будут их уважать.

У белых родителей - "свой клуб". Все знают, какие развивающие игрушки покупать детям, на какие занятия водить, как стимулировать их развитие. Но в этом знании нет ничего "естественного", это не то, что приходит к каждому родителю. "Черные родители не знают, как работает этот клуб".

***
Что же делать с этими родителями? Канада говорит: кажется, все просто. Надо прийти в такую семью и сказать: вот что вам нужно делать: читать своему ребенку вслух, не кормить его мусорной едой, выключить телевизор, водить его в музеи, и т.д., и т.п.... Но все совсем не так просто!

В качестве аналогии Канада приводит нашумевшую историю, опубликованную в Нью-Йорк Таймс, об эпидемии диабета в бедных районах города. Корреспондент газеты беседовал с несколькими диабетиками, которые игнорировали советы врачей о правильном питании и здоровом образе жизни, несмотря на то, что у них была реальная угроза ампутации конечностей, а то и летального исхода. Один из таких больных говорит: Если я хочу съесть этот кусочек торта, то я его съем, и ни один докторишка не может мне диктовать, что мне есть, а чего не есть. Я его съем, потому что я хочу есть. У нас и так слишком много забот. Мы волнуемся о том, что будет завтра. О том, как заплатить за аренду квартиры. О том, будет ли завтра работа. Я не собираюсь еще и волноваться из-за какого-то дурацкого кусочка торта!

Канада понимает, что большинство читателей Нью-Йорк Таймс, прочитав это, воскликнет: да что же это за идиоты такие! Но на самом деле, эта история объясняет очень многое в поведении людей. В их каждодневной жизни столько проблем, сколько поводов для волнений, что под грузом этих проблем они просто не в состоянии принять вменяемое решение. И то же самое касается и вопросов воспитания детей. Кажется естественным сказать этим родителям: Неужели вы не понимаете, что речь идет о будущем ваших детей, и ради этого будущего вы должны изменить свое поведение? Но эти люди настолько побиты жизнью, что они не в состоянии просто сесть и подумать об этом. Ведь речь идет о том, чтобы полностью изменить свою систему ценностей.  А это значит, что в новой школе Канады он далеко не всегда сможет опираться на поддержку родителей, и ему придется изобретать свои методы мотивации...

Следующая часть.

воспитание, образование, social issues

Previous post Next post
Up