Итак, несмотря на внешние помехи :-)), продолжаю.
Мне придется пропустить довольно большую часть книги, где рассказывается об истории жизни самого Джеффри Канада, о его детстве в Гарлеме, о "войне кланов", о том, как он попал в элитный "белый" колледж на заре эпохи борьбы за гражданские права, о том, как там себя ощущал он и другие чернокожие студенты...
Остановлюсь только на том, что Канада становился отцом дважды: впервые совсем молодым человеком, как раз во время учебы в этом самом колледже, то, что называется, "по залету", и потом, уже гораздо позже, во втором браке, зрелым человеком, и это было совершенно сознательное решение и сознательное отцовство.
Ожидая появления на свет своего второго сына, и потом, воспитывая его, Канада видел, какая революция произошла за прошедшие годы в понимание роли родителей, в осознании важности первых трех лет жизни ребенка. Он, будучи теперь уже родителем "среднего класса", обсуждавшим на детской площадке с другими родителями все новейшие достижения, не мог не задумываться над тем, дошли ли хоть какие-то из этих веяний до бедных семей в Гарлеме. И нельзя сказать, чтобы его удивило то, что он узнал - ничего из того, что было так хорошо знакомо родителям среднего класса, не было известно в Гарлеме. И тогда у него созрел план включить в качестве "первой ступени" социального проекта Harlem Children Zone своеобразный ликбез для родителей - Baby College.
Каждый "цикл" это программы продолжается девять недель. Родители собираются по субботам, их кормят бесплатным завтраком, потом они расходятся по классам, и в конце занятий их кормят бесплатным ланчем. Самое трудное для социальных работников - это "завлечь" родителей на эти занятия, и потом добиться того, чтобы они отходили до самого конца. "Рекрутеры" программы буквально "отлавливают" свой контингент во всех хоть сколько-нибудь подходящих местах: в комплексах социального жилья, прачечных -атоматах, в магазинах, просто на улицах. Их "контингент" - родители с детьми до трех лет и будущие мамы. Мамам всегда предлагают прийти с "партнером", даже если они не состоят в браке. Когда кого-то агитируют походить на занятия, никогда не говорят, что их там будут "учить уму-разуму", говорят, что будут дискуссии, что участники будут "делиться опытом". Очень существенный момент - большинство бедного чернокожего населения очень подозрительно относится ко всяким "белым штучкам" - "мы лучше по-своему, то, что годится богатеньким - не для нас". Поэтому среди инструкторов и волонтеров практически все чернокожие.
В самом начале каждого "цикла" в Baby college устраивают праздник для всех будущих мам - Baby shower, где им дарят необходимы детские вещи - собирается куча народу, родители знакомятся друг с другом в неформальной обстановке, и начинают чувствовать себя более спокойно и ненапряженно. Через несколько дней начинаются регулярные занятия.
Родители приходят на занятия вместе с детьми; на время занятий за детьми присматривают в детских группах, играют с ними, читают им книжки. Родителей делят на классы в зависимости от возраста самого младшего ребенка: будущие родители, родители грудничков, и так далее, до родителей трехлеток. Кроме того, в отдельных группах занимаются с несовершеннолетними родителями, и есть отдельные группы для родителей испаноязычных и франкоязычных (иммигрантов из Западной Африки).
Каждое из девяти занятий Baby College посвещено определенным темам. На первом родители знакомятся друг с другом, и со своим преподавателем, рассказывают, что их привело в Baby College, и чего они от него ожидают. Публика оказывается самая разная. Некоторых насильно затащили, и они относятся к делу очень скептически. У других это - уже не первый ребенок, и уже есть печальный опыт, и они приходят с осознанным решением - "разорвать порочный круг", сломать цикл нищеты. Некоторые уже сами многое узнали о современных методиках воспитания, и жаждут получить больше информации. Короче, все родители - на очень разных "уровнях", и инструкторам важно узнать это на первом занятии, чтобы соответственно "подогнать" программу.
Специалисты по раннему развитию советовали Канаде обратить особое внимание на две темы: умственное развитие ребенка и вопросы дисциплины. И эти темы стали "краеугольными камнями" Baby College - на каждую из них отводится по две субботы. Остальные занятия посвящены базовым знаниям относительно здоровья и развития ребенка: безопасность жилища, предотвращение астмы (принявшей характер эпидемии в Гарлеме), прививки.
Кроме того, родителей информируют о всех бесплатных социальных службах, которыми они могут воспользоваться: Harlem Gems - детские группы для 3-4 летних детей, федеральная программа Ранний Старт, фитнес - программа для взрослых и подростков, программа посещения патронажными сестрами на дому, и т.п. Представители местной библиотеки приходят записывать семьи в библиотеку, если у родителей накопились штрафы за просроченные материалы, то Baby college их оплачивает, чтобы родители снова могли ходить в библиотеку.
Некоторые родители заражаются энтузиазмом с самого первого занятия, но далеко не все. Задача, которую ставят работники программы - добиться, чтобы 80% пришедших на первое занятие родителей успешно "выпустились". Они ведут нескончаемые разговоры со своими подпечными, уговаривают, напоминают, звонят в субботу утром, чтобы разбудить :-).
В книге рассказывается об историях нескольких конктретных семей, что я не смогу воспроизвести, поэтому дальше я расскажу о некоторых занятиях, в частности, о том, как с родителями обсуждают вопросы дисциплины, а затем перейду к рассказу о школе Джеффа Канады - Promise Academy.
И напоследок - очень призывают всех англоговорящих посмотреть
вот эту передачу. Это Андерсен Купер с Канадой, и мне эта передача ужасно нравится - тут концентрированно изложены все идеи, на которых построена Harlem Children Zone.
Следующая часть.