Крупнейшие порты мира. Часть 4: 1960-70-е гг.

Feb 17, 2015 21:13

Крупнейшие порты мира:
1. Перед Первой мировой войной
2. 1920-30-е гг.
3. После Второй мировой войны
4. 1960-70-е гг.
5. Начало-середина 1980-х гг.
6. Начало 2000-х гг.
7. Наши дни

Здесь с данными было несколько проще, чем в предыдущей части. Прошерстил 3-е издание БСЭ и выцепил все данные по грузообороту портов, которые нашёл. Правда, есть, как минимум, три "но": во-первых, данные за разные годы (1965-1975 гг.), так что сопоставлять их напрямую не совсем правильно. Во-вторых, понятно, что полнота данных тоже несколько хромает. Например, в БСЭ нет ни грузооборота Кобе, ни Иокогамы, хотя это два крупнейщих порта Японии и одни из крупнейших в мире на тот момент. В-третьих, некоторые данные приблизительны («более 300 млн. т», «около 20 млн. т»), в таких случаях я просто округлял их до известного числа.

Так или иначе, с привлечением дополнительных источников, получилась довольно стройная картина, которую вам и представляю.

В 1960-70-е гг. окончательно оформляются три центра мировой экономики - США, Западная Европа, Япония. Логично, что в этих центрах размещено и большинство важнейших портов мира: 10 портов США, 9 - Западной Европы, 5 - Японии (если брать тридцатку крупнейших, с грузооборотом более 20 млн. т). При этом в южном полушарии - всего 2 порта, что лишний раз подчёркивает раскол между Глобальным Севером и Глобальным Югом.



Порты мира с грузооборотом более 20 млн. т, 1960-70-е гг.

В США выделяются три группы портов: порты Атлантического океана, порты Мексиканского залива, порты Тихоокеанского побережья. Первые две группы - важнейшие, причём порты Атлантики уступают первенство портам Мексиканского залива, ориентированным, в первую очередь, на нефтедобычу. Хотя Нью-Йорк пока что остаётся крупнейшим портом США.



Порты США с грузооборотом более 20 млн. т, 1960-70-е гг.

Нефть важна не только для США. Меняется география мировой добычи - меняются и нефтяные порты в списке лидеров. Саудовская Аравия, в которой добыча была начата только в 1936 г., уже к середине 50-х становится одним из крупнейших производителей и экспортёров. Отсюда и порт Рас-Таннура, который в начале 70-х превосходил по грузообороту Нью-Йорк!

И именно нефть позволяет Роттердаму стать в 1962 г. крупнейшим портом мира. Строительство т.н. Европорта начинается в конце 1950-х гг., он открывается в августе 1960 г., в декабре 1960 г. в порт приходит первый танкер. Тогда же, в 1960 г., вводится нефтепровод Роттердам-Рейн. Ожидалось, что грузооборот вырастет с 70 млн. т в 1956 г. до 124 млн. т в 1970 г., но, на самом деле, этот прогноз был превзойдён почти в 2 раза (226 млн. т, в том числе, 144 млн. т нефти и нефтепродуктов).

Нефть, впрочем, сыграет впоследствии злую шутку с Роттердамом, и он утратит своё мировое лидерство, но здесь я уже несколько забегаю вперёд в 80-е. Остальные лидеры в Европе всё те же - Гамбург, Лондон, Антверпен, Марсель, Генуя и др.



Порты Европы с грузооборотом более 20 млн. т, 1960-70-е гг.

Что касается Азии, то, кроме упомянутых японских портов, здесь выделяются Сингапур и Шанхай. Сингапур и до войны был одним из крупнейших портов Азии, но в мировой табели о рангах стоял не так высоко, теперь он в топ-10. То же самое можно сказать о Шанхае, он в топ-20.

К сожалению, практически никакой статистики по советским портам за этот период я так и не нашёл. В БСЭ про них есть отдельные статьи, но они написаны максимально общими словами ( пример). Вероятно, крупнейшие порты в этот момент - Одесса, Баку и Новороссийск (спасибо ув. periskop) (ок. 20 млн. т, где-то в топ-40 или топ-50).

море, порты, география, статистика

Previous post Next post
Up