Крупнейшие порты мира. Часть 2: 1920-30-е гг.

Feb 11, 2015 18:03

Крупнейшие порты мира:
1. Перед Первой мировой войной
2. 1920-30-е гг.
3. После Второй мировой войны
4. 1960-70-е гг.
5. Начало-середина 1980-х гг.
6. Начало 2000-х гг.
7. Наши дни

В 1920-30-х гг. статистика велась, в основном, по тоннажу пришедших и ушедших судов, как и прежде. Добавляются новые деления - суда с грузом и без, под иностранным флагом и под флагом страны, в которой находится порт. В самом конце 1930-х появляются, наконец, и таблицы по грузообороту портов, но окончательный переход к использованию этого показателя произойдёт, по всей видимости, только в 1950-х.

В эти годы намечается несколько важных тенденций.

Во-первых, хотя европейские порты продолжают оставаться на первых ролях (среди крупнейших их по-прежнему примерно половина), начинается рост портов и других стран. В первую очередь, это Япония и США. Если раньше Нью-Йорк был единственным американским портом среди крупнейших, то теперь ему компанию составляют ещё четыре: Хьюстон, Лос-Анджелес, Балтимор и Новый Орлеан. Они, пока что, значительно меньше Нью-Йорка и не претендуют на первые строчки в мировых рангах, но это пока что.

Во-вторых, нефть становится важнейшим ресурсом мировой экономики. Начинается её добыча в Венесуэле (к 1939 г. Венесуэла добывает уже 30 млн. т в год - столько же, сколько СССР), в США добыча увеличивается с 35 млн. т в 1914 г. до 170 млн. т в 1939 г. (рост в 5 раз), в Иране в те же годы добыча вырастает в 25 раз (до 10 млн. т). Возникают порты, специализирующиеся на ввозе/вывозе либо нефти, либо нефтепродуктов. Так, на Кюрасао и Арубе, принадлежащих Нидерландам, в непосредственной близости от венесуэльской нефти, возникает один из крупнейших центров нефтепереработки в мире. Соответственно, растут и порты этих островов. В голландском Роттердаме в 1936 г. строится крупнейший нефтеперерабатывающий завод Европы, и Роттердам становится самым большим портом Европы (и мира), оттеснив с этой позиции и Лондон, и Гамбург, и обогнав их по грузообороту почти в 2 раза! В то же время, в списке крупнейших портов появляются порты стран-нефтеэкспортёров - венесуэльский Маракайбо и иранский Абадан.

В-третьих, хорошо заметен сдвиг в Европе с юга на север. Подавляющее большинство крупных портов Европы теперь - это порты Северного и Балтийского морей, чего не было до Первой мировой войны. Такая картина сохранится и до наших дней.

В-четвёртых, список я старался составить на последний предвоенный год, по которому доступны данные, чтобы не было искажений, но полностью их избежать не удалось - порты Китая (за исключением Дайрена) в список не попали, ведь с 1937 г. разворачивается Японо-китайская война.

Картину по крупнейшим портам в целом видно из карт и таблицы.



Порты мира с грузооборотом более 5 млн. т (без каботажа), 1937/38 гг.



Порты Европы с грузооборотом более 5 млн. т (без каботажа), 1937/38 гг.



Показатели грузооборота по крупнейшим портам мира, 1937/38 гг.

Что же в этот момент происходит с российскими (уже советскими) портами? Их показатели совсем не впечатляют. Приведу цитату: «Ленинград потерял свою значимость как международный импортно-экспортный порт. Значимость его географического положения падала с усилением советской экономической автаркии. Отрасли были отрезаны от своих традиционных источников сырья. Они должны были переориентироваться на отечественное топливо и сырье, которое не всегда было доступно в необходимом количестве или нужного качества. Таким образом, если дореволюционный Петербург импортировал уголь из Англии, железо и прочие металлы из Германии, Бельгии и Швейцарии, хлопок из США и т.д., после революции город стал использовать в качестве топлива торф с окрестных территорий, уголь из Донбасса, металл с Урала и Украины, хлопок из Средней Азии».






Собственно, снижение импорта из таблицы очень хорошо видно. Из всех советских портов только во Владивостоке импорт превышал экспорт, даже в Одессе он составлял всего лишь около трети от экспорта, Ленинград же и вовсе превратился в чисто экспортный порт, причём довольно небольшой - суммарный его грузооборот (без каботажа) не дотягивал до показателей Гётеборга.

Статсборник готовился уже после захвата Германией Польши, так что Гдыня отмечена как «бывший польский порт: Готенхафен (Гдыня)». Вторая мировая вступала в свои права.

море, порты, география, статистика

Previous post Next post
Up