Крупнейшие порты мира. Часть 1: Перед Первой мировой войной

Feb 11, 2015 10:57

Крупнейшие порты мира:
1. Перед Первой мировой войной
2. 1920-30-е гг.
3. После Второй мировой войны
4. 1960-70-е гг.
5. Начало-середина 1980-х гг.
6. Начало 2000-х гг.
7. Наши дни

Выкладывал статистику по российским морским портам, по украинским, теперь настало время небольшого экскурса в историю, чтобы посмотреть, как менялась география крупнейших морских портов на протяжении XX века. Информации довольно много, поэтому сделаю серию небольших постов.

Прежде всего, о единицах измерения. Пожалуй, я не сталкивался ещё ни с одним статистическим показателем, система учёта которого менялась бы так часто. Когда-то то, насколько велик порт, измерялось числом пришедших и ушедших судов. Например, в 1724 г. Ригу посетили 303 корабля, Ревель (Таллин) - 62, Нарву - 115, Петербург - 240.

Время шло, и к XX в. размер порта определялся, как правило, уже тоннажем пришедших и ушедших судов. Владычицей морей была тогда Британская Империя, ей, что не удивительно, принадлежало и большинство крупнейших портов мира: Лондон, Ливерпуль, Кардифф, Ньюкасл, Саутгемптон и другие. Самым большим портом в мире, тем не менее, был Нью-Йорк (тоннаж пришедших и ушедших судов в 1913 г. - 15,6 млн. т без каботажа, Лондон - 12,6 млн. т). Правда, кроме Нью-Йорка сильно крупных портов в США, в отличие от Великобритании, не было. В Европе крупнейшим был Гамбург (13,1 млн. т), в затылок ему дышал Роттердам (12,2 млн. т), не сильно отставали от них Антверпен (ок. 12 млн. т) и Ливерпуль (11,6 млн. т). Из околоевропейских портов примерно такими же по величине были Константинополь и Лас-Пальмас на Канарских островах. Вообще, примерно половина крупнейших портов располагалась в Европе, которая тогда была центром мира.



Порты мира с тоннажем пришедших судов более 5 млн. рег. т (без каботажа), 1912/13 гг.



Порты Европы с тоннажем пришедших судов более 5 млн. рег. т (без каботажа), 1912/13 гг.

В Азии крупнейшими были Гонконг (10,7 млн. т), Шанхай (9,3 млн. т вместе с каботажем), Сингапур, японский Кобе (6,9 млн. т). В британских владениях крупнейшим портом был Коломбо на Цейлоне. В Австралии - предсказуемо, Сидней и Мельбурн, в Латинской Америке - так же предсказуемо Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро, Монтевидео и Гавана. Информацию по некоторым другим портам можно посмотреть в табличке ниже, взятой отсюда. Кому интересно покопаться в статистике и поломать свои глаза о готический шрифт - добро пожаловать на сайт, где лежат оцифрованные Statistisches Jahrbuch für das Deutsche Reich. Из них, в основном, информация для поста и бралась (данные в табличке тоже оттуда, просто перелицованы советскими географами).







Что касается российских портов, то здесь крупнейшими были Рига и Санкт-Петербург, а также Одесса. Последняя превосходила балтийские порты по общему тоннажу пришедших и ушедших судов, но уступала по тоннажу судов, пришедших и ушедших за границу. Питер был несколько крупнее Риги (как видим, ситуация с XVIII в. успела измениться), но несущественно. Даже самые большие российские порты не могли составить конкуренции крупнейшим европейским - Питер по судообороту был примерно размером со шведские Мальмё и Гётеборг и помельче Копенгагена. Отдельно отмечу, что есть вот такая табличка по грузообороту российских портов в пудах (взята отсюда).



В ней, как видим, крупнейшим портом является Баку, а в тройке есть ещё и Астрахань. Тут два замечания: во-первых, Каспийское море - это, всё-таки, озеро, так что Астрахань и Баку, формально, морскими портами считаться не могут (хотя и считаются по сей день). Во-вторых, я почти уверен, что в случае Астрахани суммирован грузооборот речного и морского портов, что и объясняет её высокую позицию: как-никак, город в низовьях самой важной торговой реки России - Волги.

В 1920-30-х гг. картина несколько изменилась, но об этом - в следующий раз.

море, порты, география, статистика

Previous post Next post
Up