Паскудство, пацифизм и последовательная позиция или...

Jul 12, 2012 00:16

...стоит ли ругаться на Волошина?

В предыдущем посте от Акунина мы как-то плавно перешли к обсуждению М. Волошина и его отношений с Бела Куном. И я решила поразмыслить обо всем этом в отдельной записи.
Сразу скажу, что ругаться на Волошина ныне
считаю )

думать головой

Leave a comment

Comments 65

(The comment has been removed)

haliplea July 12 2012, 04:28:10 UTC
Спасибо!
А обратите внимание, как много в стихотворении Волошина перекликается с ленинским опусом "Государство и революция". Но только Ленин еще и утверждал, что вот у нас-то все будет иначе.
Как? Более "правильно". Самое смешное, что по Ленину государство "льет реки крови"...
Думаю, не надо Вам объяснять, что государство до революции было не в пример безопаснее. А вот Волошин как-то этого не замечает, скорее - это не в его системе ценностей.

Reply

(The comment has been removed)

haliplea July 12 2012, 09:10:57 UTC
Струве совершенно прав в том смысле, что добровольное самоограничение - основа системы, снижающей агрессию. Впоследствии работы по естественному поведению стайных животных показали, что иерархия в группе - нисколько не искуственный механизм "придуманного цивилизаторского насилия", а самый естественный способ адаптации. В этом смысле я и пишу о "выживании".

Reply


nesterovich1 July 12 2012, 08:38:20 UTC
....-"у Волошина Кун жил не до, а во время террора, что по своему прелестно"..
Да, куда как "прелестно"... и позорно.

Здесь я с вами соглашусь во всём, как ни горько.
Феодосия, Коктебель мои родные места. Для моих деда с бабушкой МВА был "своим". Стихи его о Коктебеле переписвались, их знали наизусть, их читали, идя по тропе Макса весной из Феодосии в Коктебель.
Но НИКОГДА я не слышала его "Бойню" "Красную Пасху" итп от них. Безусловно они знали их, но... как бы исключили их из круга своего поклонения. И ещё старая уцелевшая интеллигенция была ОЧЕНЬ осторожна, фронда их простиралась ровно ДО...горячего. Даже после смерти усатого монстра. Лишь в юности, в70-х я к примеру услышала очень интересные подробности, как местные власти травили МВА и его жену МС, травили безобразно... Говорят это сократилоего жизгь. Но в тоже время все были уверены, что МС "сотрудничала" с "органами" ( и до и во время и после войны. Поэтому Дом Поэта сохранили номинально за ней...

Reply

haliplea July 12 2012, 09:16:14 UTC
Насколько я помню, эти стихи в СССР опубликовали только в 1980-х. Помню их в "Новом мире", чисто глазами, номер не помню, конечно, но, видимо, это было где-то в старших классах.
Собственно, у Гуля сказано, что МВ передал их через некую даму за границу. Историю публикаций надо смотреть отдельно.
Про сотрудничество с "органами" судить не могу. Это отдельная сфера архивных изысканий,нынче мне недоступных, да и вообще я не "волошиновед", хотя и писала о нем пару статей.

Reply

nesterovich1 July 12 2012, 09:35:30 UTC
Мои дед и бабуля по воле рока оказались феодосийцами, жили там с юности. У них был "весь МАВ" и не только он. Была масса журналов РИ(многолетние подписки "Нива","Дачник","Родина". Сборники стихов дореволюционные и неповских издательств. И масса рукописного всякого..

О МС... Её немцы оперировали в Симферополе в 43г, она довольно тесно общалась с ними. Но, когда вернулась соввласть к ней не возникло НИКАКИХ вопросов(её не арестовали), ни к ней, ни к её компаньонкам в Доме. Тогда как вокруг за ничтожные вины людей Смерш хватал семьями и обрекал на сроки заключения.
К примеру судьба Нины Грин..
А Мс, как была при Доме , так и осталась.
Вот поэтому и укрепилась уверенность о её связи с этими страшными органами.

Reply

Весь Волошин? Вот это да! haliplea July 12 2012, 10:03:21 UTC
Вы имеете в виду, что у них были ВСЕ рукописи МАВ коктебельского периода?
Меня взволновал именно фактический факт. Ведь цикл "Неопалимая Купина", - если я не ошибаюсь, именно туда вошли "Бойня", "Голод", "Кр. Пасха" и др., - издан был при жизни МАВ только за границей, о чем и пишет Гуль.
В таком случае у них должны были быть оригиналы (что маловероятно) или списки с оригиналов.

Reply


nesterovich1 July 12 2012, 16:18:43 UTC
Нет, я не так выразилась , очевидно.
Они были просто любителями, и у них были масса рукописных списков. В те времена, когда даже и хранить-то было многие стихи неосмотрительно.

Reply

haliplea July 12 2012, 17:18:14 UTC
Да, вот я тоже подумала, что это могло быть очень даже рискованно.
Рукописные списки - в любом случае ценность необычайная, говорю как бывший работник архива.
Мне пришло в голову, что они могли и не знать о "Бойне" и "Кр. Пасхе", "Голоде и пр."
Если МВ передал это для публикации за границу, скорее всего он и не афишировал их ни перед кем.

Reply


ictoruljevich08 July 12 2012, 21:37:23 UTC
Много отмечено верно, однако к Волошину у меня,всё же не столь категоричное отношение.
Во-первых из заметок Гуля я не почерпнул, что во время террора Кун жил у Волошина.
Во-вторых из тех же заметок следует, что какое-то число приговорённых спас САМ Волошин. Это дорогого стоит, для меня, во всяком случае.
В-третьих, знаем мы имена других известных (и неплохих!)литераторов, чья вина в общих страшных событиях не подлежит сомнению. Чья вина несоизмеримо больше!

Что ещё влияет на мои "оценочные суждения"? Стихи Волошина о тех событиях.
У него есть "правильные" стихи.
Поэтому для меня Волошин - не в аду, а в чистилище (хотя это и католическая выдумка...)

Reply

(The comment has been removed)

ictoruljevich08 July 13 2012, 06:27:46 UTC
Я понимаю, что речь идёт о нравственно-мировоззренческом аспекте. Но именно в этом случае факты говорят сами за себя. Несмотря на изломанную философию Волошина.
Если спасал, и если писал об ужасах Крыма, значит, по-своему боролся с несправедливостью.

Reply

haliplea July 13 2012, 05:04:14 UTC
Да, в том и дело, что речь не об "оценке Волошина", тем более в сторону "ад или чистилище".
А о тех воззрениях, которые позволяют Волошину не различать прямых причин и следствий.
Насчет Гуля.
"Дальше Волошин описывал свою жизнь в Коктебеле во время гражданской войны и после нее, когда в Коктебель приехал “очищать Крым” важный посланец Кремля Бела Кун, поселившийся в доме у Волошина". - как это иначе понимать, кроме того, что он приехал осуществлять программу террора и поселился у МВ?
Но в "ДП" Волошин пишет,что дом его отворялся только беглецам. Стало быть, в какой-то момент ДО террора у него спасался некий "вождь". Не рядовой большевик, а именно вождь.
В любом случае вождь (даже если и не Бела Кун) - непосредственный практический деятель террора.
Для меня его стихи в корне "неправильные" именно по причине неразличения.
Но повторю то, что написала в самом посте - ругать или осуждать МВ не входит в мои задачи. А задача - показать связь воззрений и практических поступков.

Reply


(The comment has been removed)

(The comment has been removed)

haliplea July 13 2012, 08:46:50 UTC
Огромное спасибо! Ну кладезь Вы и есть - пожизненное звание :)))
Куна упоминает Гуль, а поскольку письмо затерялось (его кто-то вероятно стырил), можно утверждать одно - Кун был у Волошина и общался с ним. А преференции Волошин получил, по всей вероятности, все же в благодарность за укрывательство если не Куна, то кого-то из "вождей", тех людей, кто общими усилиями и способствовал КТ.

Reply

haliplea July 13 2012, 08:51:02 UTC
Вишневский практически прислал отчет о том, что они смогли сделать благодаря Волошину :) Красотища!
Спасибо товарищу Волошину за наше счастливое зверство!

Reply


Leave a comment

Up