Паскудство, пацифизм и последовательная позиция или...

Jul 12, 2012 00:16

...стоит ли ругаться на Волошина?

В предыдущем посте от Акунина мы как-то плавно перешли к обсуждению М. Волошина и его отношений с Бела Куном. И я решила поразмыслить обо всем этом в отдельной записи.
Сразу скажу, что ругаться на Волошина ныне
считаю )

думать головой

Leave a comment

ictoruljevich08 July 12 2012, 21:37:23 UTC
Много отмечено верно, однако к Волошину у меня,всё же не столь категоричное отношение.
Во-первых из заметок Гуля я не почерпнул, что во время террора Кун жил у Волошина.
Во-вторых из тех же заметок следует, что какое-то число приговорённых спас САМ Волошин. Это дорогого стоит, для меня, во всяком случае.
В-третьих, знаем мы имена других известных (и неплохих!)литераторов, чья вина в общих страшных событиях не подлежит сомнению. Чья вина несоизмеримо больше!

Что ещё влияет на мои "оценочные суждения"? Стихи Волошина о тех событиях.
У него есть "правильные" стихи.
Поэтому для меня Волошин - не в аду, а в чистилище (хотя это и католическая выдумка...)

Reply

(The comment has been removed)

ictoruljevich08 July 13 2012, 06:27:46 UTC
Я понимаю, что речь идёт о нравственно-мировоззренческом аспекте. Но именно в этом случае факты говорят сами за себя. Несмотря на изломанную философию Волошина.
Если спасал, и если писал об ужасах Крыма, значит, по-своему боролся с несправедливостью.

Reply

haliplea July 13 2012, 05:04:14 UTC
Да, в том и дело, что речь не об "оценке Волошина", тем более в сторону "ад или чистилище".
А о тех воззрениях, которые позволяют Волошину не различать прямых причин и следствий.
Насчет Гуля.
"Дальше Волошин описывал свою жизнь в Коктебеле во время гражданской войны и после нее, когда в Коктебель приехал “очищать Крым” важный посланец Кремля Бела Кун, поселившийся в доме у Волошина". - как это иначе понимать, кроме того, что он приехал осуществлять программу террора и поселился у МВ?
Но в "ДП" Волошин пишет,что дом его отворялся только беглецам. Стало быть, в какой-то момент ДО террора у него спасался некий "вождь". Не рядовой большевик, а именно вождь.
В любом случае вождь (даже если и не Бела Кун) - непосредственный практический деятель террора.
Для меня его стихи в корне "неправильные" именно по причине неразличения.
Но повторю то, что написала в самом посте - ругать или осуждать МВ не входит в мои задачи. А задача - показать связь воззрений и практических поступков.

Reply

ictoruljevich08 July 13 2012, 06:08:06 UTC
Возможно, я пропустил это замечание у Гуля в спешке, хотя оно и вызывает некоторые естественные сомнения...
Я говорил, конечно, не о тех стихах, которые мы обсуждали, и которые Вы приводили. И даже не о тех (настоящих) стихах, которые приводит Гуль.
И Вы эти стихи знаете.

Reply

haliplea July 13 2012, 06:27:26 UTC
Вполне возможно, что я не очень понимаю выражение "правильные стихи". Если это стихи, воплощающие некую картину мира, то я в картине мира Волошина вижу серьезный сбой, о котором сказано в посте, и который позволяет считать заслугой факт укрывательства "красного вождя ( ... )

Reply

ictoruljevich08 July 13 2012, 06:35:58 UTC
Я Вам немного позже напишу, какие стихи конкретно имел в виду.

Насчёт Куна я, всё же, исходил из версии Волошина: "укрывал красного вождя". То есть - спасал, что невозможно во время террора.
Поскольку письмо адресовано не Гулю, мы знаем только личную Гулевскую интерпретацию. Надо бы почитать, что говорят волошиноведы на эту тему.
Логика следующая: когда Волошин "укрывал" Куна, он не мог предположить, что станет укрывателем палача. Человек он не ясновидящий.
Как только мы утверждаемся в мысли, что Кун позднее "жил в гостях" у Волошина, мои соображения рушатся. Но пока, на мой взгляд, это не очевидно.

Reply

haliplea July 13 2012, 07:08:16 UTC
Вот я о том же, насчет того, кто где жил.
Но фактический факт - преференции Волошин получил. Видимо, все же - в награду за укрывательство Куна или другого "вождя".
Второй фактический факт - Волошин ставил себе в заслугу это укрывательство как проявление своей гуманной философии, не желая видеть связи своего поступка с последствиями для тех же самых людей, о которых он скорбит.
Вы в другом комменте (обращенном не ко мне) пишете о "борьбе с несправедливостью". Но я-то ставлю вопрос иначе. Не боролся Волошин или нет, а что позволяет ему одной рукой бороться, а другой (метафорически выражаясь) помогать злодею. А третьей рукой :) он пишет, что это вполне похвально. Совершенно очевидно, что это не противоречие, поскольку в основе философии лежит неразличение, и я считаю паскудным не тот или иной поступок, а саму приверженность философии, ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ сочетать то, другое и третье.

Reply

ictoruljevich08 July 13 2012, 13:09:08 UTC
Вы несколько эмоционально трактуете Волошина.
Он не пишет, что похвально укрывать всех, он рассказывает о свей позиции в те дни.
Я допускаю, что Вам неприятна искусственная эпичность в этом стихе, но это уже традиционное Волошинское увлечение символизмом вселенского масштаба.

Опять же: преференции он сумел использовать и на доброе дело. Следовательно нельзя говорить о его двурушничестве и изначальном желании помочь злодею.

Я бы отделил один эпизод от другого.
1) укрывательство красных и белых во время войны
2) время Крымской бойни (именно так он сам её называет, и Гуль подтверждает это отношение ссылкой на стихи в письме).

Так же, на мой взгляд, стоит отделить Волошина-человека, который потрясён увиденным и пишет об этом открыто, и Волошина-"творца" со своими космогоническими замороками.

Reply

haliplea July 13 2012, 14:32:40 UTC
Вот в этом-то я с Вами и расхожусь кардинально.
Нет таких "двух" Волошиных. Есть одно бредово-последовательное сознание, и эту последовательность можно проследить в стихах. Либо это было бы "раздвоением личности", а такого тут нет. Есть единая, цельная личность, крайне мне противная не своим "двурушничеством", о котором нет речи, а неспособностью осознать реальность.
И эти космогонические замороки и есть та основа единства личности, которая вполне сочетает тог, другое и третье. И это-то мне омерзительно в принципе - не Волошин лично, а такое вот свойство.

Reply

ictoruljevich08 July 13 2012, 20:43:50 UTC
Мы нашли точки несовпадения ( ... )

Reply

haliplea July 13 2012, 21:16:26 UTC
Сдается мне, что тут не "точки" несовпадения, а принципиально разные подходы к вопросу, потому мы и ходим по кругу.
Вы все как-то стараетесь "заступиться" передо мной за МВ, хотя я многократно повторила, что у меня нет такой задачи - обругать лично МВ. А есть задача на примере МВ показать, как вполне последовательное мировоззрение проявляется в поступках.
Заметьте - сверхценное мировоззрение. А я принципиально против сверхценного мировоззрения, и я не вижу, чесслово, у себя разницы здесь между "философским" и "человеческим".
И вот пока мы не сойдемся в угле зрения, дискуссия будет о прямо противоположных предметах.
Вы - о личности, а я - о типе мировоззрения.

Reply

ictoruljevich08 July 14 2012, 10:59:48 UTC
Как-то странно говорить только о мировоззрении в отрыве от личности.
Если бы мировоззрение для Волошина было ценно только само по себе, он не стал бы что-то предпринимать для спасения обречённых, а успокоил бы себя мыслью, что "такая уж судьба", "бич Божий".
Если бы он был абсолютно "птичкой божией", каким он выглядит у Бунина, то и к насильственной смерти относился бы, как к чему-то объективно-непреодолимому.
Всё-таки, на мой взгляд, пацифизма в нём больше, чем соглашательтва, о котором говорят: "Молчи-молчи - попадёшь в палачи".

Мне, правда, не хватает свидетельства того, кто был с Волошиным в пору расстрелов. Это решило бы наш вопрос окончательно.

Reply

haliplea July 14 2012, 11:27:57 UTC
Не "мировоззрение в отрыве от личности", а способность личности поступать в соответствии с мировоззрением.
Его мировоззрение вовсе не диктует пассивности, наоборот, он и до революции был активен и активно реализовывал свою теорию. Что значит "птичка божия", здесь непонятно.
Он помогал и тем, и другим.
Для меня важно, что он активно помогал тем, от которых потом сильно пострадали другие, но его (повторяю, для меня препоганое) мировоззрение позволяло их НЕ РАЗЛИЧАТЬ.
И какой бы вопрос тут решило окончательно чье-то свидетельство?
Вам недостаточно свидетельств о том, что он активно общался с "красными вождями" и даже давал им советы, что надо там реквизировать и запретить?
Он не предполагал, какими методами они будут это все "запрещать"? Так это и есть лишнее подтверждение его слепоты, продиктованной сверхценным мировоззрением.

Reply

Разве этого мало? haliplea July 14 2012, 11:40:05 UTC
Re: Разве этого мало? ictoruljevich08 July 14 2012, 17:38:23 UTC
Нет, этого не мало, но обратим внимание на подробности: уничтожение вилл не вообще, а капиталистов и фабрикантов.
Это не оправдание, но присутствует избирательность. Что касается костюмов - очередная блажь.
Мы же говорим о непосредственном причинении вреда и убийстве граждан России.

Мне не хватает свидетельств безразличного отношения Волошина к чужой беде и собственно - к палачам, когда он осознал, что они - палачи.

Я бы даже сослался на стихотворение "Террор" в этом контексте.

Reply


Leave a comment

Up