Зал Пермской деревянной скульптуры.

Jan 17, 2016 23:24



В Пермской художественной галерее зал деревянной скульптуры занимает самое лучшее место. Под куполом. Здание галереи - это бывший Спасо-Преображенский собор. В советское время собор был перестроен под картинную галерею. Наверное, именно это собор и спасло. Его не стали приспосабливать под какие-нибудь технические нужды, не стали сносить.  Просто разделили громадное внутренне пространство храма на три этажа. Построили перегородки между этажами и лестницы.
     А ещё благодаря галерее был сохранён огромный, метров, наверное, двадцать высотой деревянный золочёный иконостас. Межэтажные перекрытия построили так, чтоб они до иконостаса не доходили. Если бы здание собора отдали под что-нибудь другое, то уникальный иконостас был бы наверняка разрушен. Перепланировку собора делали по проекту архитектора Н.А. Шварёва. Может быть, именно ему мы и обязаны тем, что иконостас сохранился. Впрочем, об иконостасе напишу потом  отдельно.






Напротив зала Пермской скульптуры находится самая большая верхняя часть иконостаса.




Как зародилась пермская деревянная скульптура, вы, наверное, знаете. На всякий случай напомню. До прихода русских на Пермской земле жили зыряне, предки современного народа коми. Они были идолопоклонниками. Идолы были у них деревянные. "Вырезом вырезанные", как сказал об этом русский монах.
     Но вот пришли в этот край русские. Причём пришли сперва на Север Пермского края. Почему на север - понятно. Южнее были земли, занятые татарами и башкирами. Одолеть эти воинственные народы русским тогда было ещё не под силу. И вместе с воинскими людьми и купцами пришли в Пермские края христианские миссионеры. Первым из них был Стефан Пермский, современник и сподвижник Преподобного Сергия. Правда Пермский он был только по имени. До земель, где сейчас расположен нынешний Пермский край, он не дошёл. Кафедра святителя Стефана была на территории современной республики Коми.




Пермью Великой или Пармой в древности называли весь этот лесистый край. А центром его был город Чердынь. Его в древности так и называли Пермь Великая - Чердынь. Сам же городок с названием Пермь был построен гораздо позднее Чердыни. Основал его всё тот же Василий Татищев примерно в одно время с Екатеринбургом. 
    У Алексея Иванова в "Сердце Пармы" есть такой эпизод. Приехал епископ Иона в Чердынь. И увидел, что христианство здесь, на краю мира, сильно перемешалось с язычеством.  И приказал сжечь всех "христианских идолов", как не отвечающих канонам. Эти самые "идолы" и были пермскими скульптурами. Действие в романе  происходит в 15-м веке. Значит по мнению Иванова, они тогда уже существовали.




Реальные же, непридуманные первые пермские епископы были мудрее. И ничего они не сжигали. Если люди Пармы верят в Христа, пусть и "вырезом вырезанного" значит так тому и быть. Традиция резать из дерева священные образы укрепилась и укоренилась в северных пермских краях надолго. На века. Хотя потом, уже в веке девятнадцатом церковное начальство пробовало бороться с пережитками язычества в виде неканонической скульптуры. Но успеха в этом не имело.   
     Все скульптуры из экспозиции Пермской художественной галереи были сделаны в промежутке от 17-го до 19-го веков.




Лицо Спасителя, вырезанное неизвестным художником выражает скорбь и страдание. Лица пермских скульптур напоминают скуластые лица самих зырян. Помню, когда мы с Алей стояли на пристани в Березниках и ждали теплохода в Коми-округ, Аля говорила.
-Посмотри, какие вокруг люди. 
И точно, многие из них чем-то неуловимо отличались от нас. 
      Христос даже и одет в национальную одежду коми-пермяков, синий халат -шабур.




А здесь лицо Спасителя сделали более русского типа.




Здесь в лице Христа есть что-то татарское. В этих статуях - все народы, населяющие Урал.




Я хотел найти ту статую, которая попала в кадр фильма "Иван Васильевич меняет профессию". Помните, где герои убегают от стражников. Бунша сел в нише стены напротив деревянной фигуры Христа. Сел и также точно подпёр руку головой. Стрельцы пробежали мимо и не заметили ничего подозрительного. Сейчас смотрю на снимки - вроде этой статуи нет.




Статуи свозили в Пермь из разных деревень и городков севера Пермского края. В музеях самого Севера - в Соликамске, Березниках, Усолье, Чердыни, деревянных скульптур не так много, буквально единицы. Большинство же их осело здесь, в художественной галерее Перми. В двадцатых годах здесь сложился коллектив специалистов, понимавших ценность уникальной скульптуры. И обладавших достаточным авторитетом, чтобы эту скульптуру спасти. Сделать это было непросто. Учёным приходилось вывозить скульптуры из глухих северных городков и посёлков, где не было железной дороги. Везти по лесам на телегах, санях или на лодках до ближайшей пристани.




Статуи попадали в музей из разорённых северных храмов. Попадало в музей далеко не всё. Страшно подумать, сколько уникальных  произведений искусства было разбито и сожжено ретивыми комсомольцами тех лет. Скорее всего, учёным приходилось буквально вырывать их из рук ревнителей атеистической пропаганды. Брали только то, что специалисты считали наиболее ценным. Всё "менее ценное" было уничтожено.




Вот посмотрите. У всех пермских статуй Христа схожие позы. Это потому, что статуи были центрами схожих по смыслу композиций "Христос в темнице". Христа окружала сама темница - тесная, тёмная комнатка. Эту "темницу", несмотря на то, что тюрьме украшения не положены, всё-таки украшали. Красивые резные рельефы, точёные столбики, статуи ангелов с орудиями страстей Христовых. У каждой из сидящих статуй Христа было подобное окружение. Статуи Христа сохранились, а всё их богатое резное окружение было утрачено.
      Только потом учёные поняли ценность всей композиции. И одну из "темниц" привезли в Пермь целиком. Эту "темницу" долго, буквально десятки лет, реставрировали, собирая по крупицам кусочки отломившегося дерева.




Восстановить удалось далеко не всё.



Элементы скульптурного убранства темницы.




Ангелы с орудиями Страстей Христовых. Обычно на распятиях изображали только губку и копьё. Здесь же в руках у ангелов и молоток, и гвозди, и лестница. Ангел с молотком - это характерный признак именно пермской деревянной скульптуры.
      Насколько я понял, эта композиция попала в музей позже, чем все остальные сидящие статуи Спасителя. Сначала она была в храме заводского посёлка Пашия, потом в часовне села Канабеки (пригород Лысьвы). То есть, когда в двадцатые разоряли храмы, "темницу" не разрушили, а просто увезли в другое место. Похоже, что "темница" пережив первую волну гонений на церковь, была передана в музей уже во время второй волны - хрущёвской. Именно тогда в начале шестидесятых были закрыты многие храмы, которые Сталин открыл с началом войны.
      Посёлок Пашия кстати не относится к северу. Получается, что пермская скульптура распространилась куда шире места своего зарождения.




Христа, сидящего в темнице люди одевали, чтоб прикрыить его наготу. В обычное время - драпировка из золотисто-жёлтой парчи. С началом Страстной недели - чёрные траурные одежды. А в день Пасхи - одежда белая, праздничная. В этом кстати тоже есть слабый отголосок язычества. Лесные народы одевали своих идолов в шкуры и ткани.




Это распятие привезли в галерею из Усолья. Здесь Спаситель тоже имеет татарские черты. Раньше распятие находилось в Рубежской церкви, что сейчас стоит одиноко среди бывших улиц и фундаментов снесённых домов усольского острова.




Об острове я писал несколько раз. А Рубежская Владимирская церковь - вот. И распятие из пермской галереи - это, наверное, единственное, что сохранилось от всего убранства этого храма.




Распятие из Соликамска. Когда-то за фигурой Спасителя был крест, под крестом стояли предстоящие. К нему шли люди с молитвой, прикладывались, ставили свечи. Теперь в качестве музейного экспоната на пустой стене оно выглядит ещё трагичнее.







А эта фигура Христа венчала иконостас в соборе Лысьвы. Сам же иконостас был огромным и богато украшенным резьбой, хоть и не таким большим как здесь , в Перми. Несколько фигур - вот всё, что от него осталось.




Статуя Николы Можайского из деревни Зеленята. Ранее эта скульптура принадлежала Пыскорскому монастырю, одной из крупнейших обителей Пермского севера. Суровое лицо Чудотворца немного похоже на скуластое лицо Христа в синем халате. Может быть, обе статуи были сделаны одной рукой.
    Почитание Николы Можайского именно в таком виде с мечом в одной руке и градом или храмом в другой началось после того когда при осаде города Можайска татарами  было видение. На небе появился огромный Николай  угодник с мечом в одной руке и градом Можайском в другой. Увидев чудо, татары отступили. С тех пор Николая Чудотворца стали изображать в таком виде как символ небесного покровительства и защиты от врагов. Жители северных пермских городков, подверженных нападениям татар и вогулов нуждались именно в таком суровом и решительном небесном покровителе.




У людей было поверье, что Николай Чудотворец ходит по улицам и охраняет покой православных. На ноги  Николы надевали башмаки и забирали их обратно, уже стоптанные. Он ведь ходит, вот и стаптывает. На Николу Летнего и Николу Зимнего в небольшую деревню к этой скульптуре собиралось до десяти тысяч молящихся. Даже некрещёные удмурты почитали Чудотворца, считая его хозяином леса.
  Ещё одна статуя Угодника. Не такая суровая. А буквально в двух метрах - золочёная резная поверхность иконостаса.




И башмаки Николая Чудотворца.




А это Параскева-Пятница из Ныроба. Несколько моих постов про Ныроб выложены здесь. Параскева Пятница наряду с Николаем Чудотворцем были теми святыми, которые одинаково почитались и христианами, и язычниками. В мифологии коми Параскева стала покровительницей женских работ, плодородия и брака. Она не только может сурово наказывать нерадивых женщин, но и сама сильно страдает, если женщины не исполняют её повелений. Здесь святая Параскева тоже крепкая и суровая, как и Николай Угодник.




Здесь же выставлены  и части резных иконостасов. Например цраские врата храмов.






    Конечно, обо всём я рассказать не смог и всех фоток здесь тоже не выложил. Кто хочет увидеть все мои фотографии из зала деревянной скульптуры. смотрите  здесь.




Мне эти фигуры почему-то напомнили античность. Мощные, выразительные обобщённые образы, правда не мраморные, а деревянные. Кстати древние греки тоже раскрашивали свои скульптуры, просто  время смыло с них все краски.
     Впрочем есть среди пермских скульптур и однотонные, почти монохромные фигуры.




И ещё я подумал, что может быть, стоило бы возродить эту древнюю и уникальную для России традицию пермской скульптуры, подобно тому, как возрождались многие народные промыслы.

дерево, музей, Пермский край

Previous post Next post
Up