Выставка уральской росписи.

Jan 18, 2016 16:07



Позавчера, в субботу в студии "Акварель" на улице Первомайской открылась небольшая выставка уральской росписи. Организатором выставки стала Маша Свалухина klava_petrovna.
     Что такое уральская, вернее урало-сибирская роспись, все, наверное, знают. Это двойной мазок. То есть на кисть набирают краску двух цветов - основного цвета, например, красного и белого. И мазок получается с растяжкой цвета. Здесь посветлее, там потемнее. Если написать одним мазком лепесток, то он будет казаться объёмным, живым.
      Роспись возникла в наших краях во времена догорнозаводские, в 17-м веке. Во время второй волны переселения людей из центральной России на Урал, когда осваивать уральские и зауральские земли стали крестьяне. Это искусство по происхождению крестьянское.
     Самыми крестьянскими районами Среднего Урала всегда были районы восточные - Алапаевск, Ирбит, Туринск. Они считаются уже за Уралом, ближе к Зпадной Сибири. Поэтому роспись и называется урало-сибирской. Скорее всего приёмы этой росписи были привезены из центра России или с Русского Севера, откуда были и сами крестьяне-переселенцы. А уже здесь на Урале роспись приобрела свой нынешний вид. 
 




Человека старых времён тянуло к красоте. Он стремился украсить любой предмет, к которому прикасались его руки. Так люди и стали украшать свои дома росписью. Сначала миски, солонки, туески, потом стены, шкафы и потолки. Из крестьянской среды выделились мастера, которые зимой ездили по деревням и расписывали и вещи, и интерьеры.
     А когда на Урал пришла первая индустриальная, демидовская  эпоха, крестьянская роспись перекочевала в заводские города и посёлки. Люди подметили, что уральское железо хорошо тянется и гнётся, и из него можно штамповать изделия довольно сложной формы. Так появились железные подносы. Постепенно их стали расписывать. Так и появились тагильские расписные подносы, их стали покрывать лаком. Вскоре роспись подносов приобрела классические черты и стала одним из главных народных промыслов Урала.
    О расписных подносах написал свой сказ Бажов. Сказ называется "Хрустальный лак". Он про какого-то шустрого иностранца, который хотел выведать у тагильских старообрядцев секретную информацию о том, как они варят прочный и надёжный "хрустальный" лак. Практически детективная история про мастера, обманувшего иностранцев и подсунувшего им обманку вместо подлинной технологии и про флакон с лаком, спрятанный в бороде.




Промысел то развивался, то переживал длительные периоды спада. И во время первых пятилеток сошёл на нет совсем. Все кустарные мастерские позакрывали, а мастера состарились. И всё. Люди на Урале  просто забыли, как писать цветочки двойным мазком. Возродили промысел только в пятидесятых годах.
      Об этом нам и рассказала Маша на открытии выставки.
 


А в наш город промысел пришёл так. Однажды преподаватель уральской росписи из Нижнего Тагила Светлана Парышева проводила мастер-класс в Екатеринбурге. И Маша пришла к ней на этот мастер-класс и в первый раз своими руками написала свой первый узор. Маша решили пригласить Светлану в Новоуральск, чтобы провести  мастер-класс уже здесь. Постепенно эти мастер-классы стали регулярными и вокруг них сложилось сообщество людей, увлечённых уральской росписью. Эти люди и стали мастерами, чьи издели выставляются сейчас.




Конечно, это всего лишь небольшая часть изделий. Здесь мы можем видеть расписные железные коробки, туески, шкатулки, небольшие подносы и разделочные доски.







Работы более крупные выствлены отдельно.





А вон тот деревянный расписной жёлоб - это горка, чтоб катать яйца на Пасху.




Были представлены работы четырнадцати мастеров. Все их имена есть в этом списке.




Расписанная банка стоит здесь не случайно. Дело в том, что мастеру сначала нужно отработать технологию. Технология двойного мазка - это тот фундамент, азы, на которых стоит всё творчество. Не освоишь их - не создашь чего-нибудь стоящего, не сможешь проявить свою фантазию. А чтобы отработать технологию, мастеру требуется немало часов посвятить тренировкам.
     Вот мастера и тренируются,  расписывая всё, что попадётся под руку каждую свободную минуту. В том числе и обыкновенные стеклянные банки. Аля жила в общежитии вместе со студентками с отделения художественной росписи. В их комнате было расписано буквально всё, вплоть до баночек из-под майонеза. Светлана Борисовна (а банка - это её работа) несомненно прошла подобную же школу совершенствования мастерства.




Маша и Аля. Маша по оборазованию ювелир, окончила УГАХА и на открытие выставки пришла в серебряном гарнитуре собственной работы.




Наталия Овчинникова с табуретом своей работы. Она рассказала, как появилось это изделие. Была у них старая бабушкина табуретка, выкрашенная страшненькой голубой краской. Эту мебель хотели выкинуть, но... Как-то неудобно выбрасывать память о бабушке. Тогда Наташа с мужем вооружились шкуркой и целую неделю скребли табуретку, очищая её от краски. А потом грунт, новая краска, уже чёрная. И роспись. Получилось вот что.



Сидя на табуретке собственной работы, Наташа спела нам песню. А вот какую песню - это извините из головы вылетело.




Прозрачный расписной зонтик - работа Лады Овчинниковой.




На открытии присутствовала съёмочная группа городского телевидения, а ещё музыкант Джон Глюк, который брал интервью у Маши, записывая её слова на диктофон.







Вот он снимает Наталью и Ладу со своими работами.




Надо сказать спасибо Маше за то, что она сама организовала эти курсы уральской росписи, по сути привезла в город новое для него направление декоративно-прикладного творчества. И именно благодаря ей роспись в городе стала развиваться. Можно сказать, что она создала ещё один центр народного промысла. И выставку эту организовала тоже она. Организаторский талант,как говорят, встречается гораздо реже всякого другого.
    А я пока заканчиваю. Не переключайтесь.

творчество, Новоуральск, мастера

Previous post Next post
Up