Александр Белый: "Переосмысливая Голодомор". Рецензия на мою книгу о голоде 1933 г.

Nov 13, 2010 16:27

Не помню, читал ли ее раньше. Попалась на глаза символично сегодня, как раз, когда приехал из Киева.
Ни одна моя книга не получила столь хорошего признания. Хотя на предыдущую вышло больше рецензий.

***

2009-02-08 Александр Белый
Переосмысливая Голодомор
Книга Ю.Шевцова «Новая идеология: Голодомор» представляет собой едва ли не первую ( Read more... )

голод, Украина, Россия, геополитика, симпозиумы

Leave a comment

Comments 24

guralyuk November 13 2010, 14:29:59 UTC
Следовало бы также отметить, что и в Украине, и в Беларуси идеи большевиков победили в конкурентной борьбе (как военной, так и идейной) именно внутри этих неоформившихся стран. В Беларуси вообще, чуть ли не в единственной стране в мире, большевики пришли к власти легитимным путём, получив на выборах в Учредительное Собрание 54% голосов, при среднероссийских 24%. Поэтому говорить о «репрессиях большевиков против национальной культуры», якобы пронизывавших весь ХХ в., просто абсурдно. И жертвы, и проводники репрессий (как правило, также позднее становившиеся жертвами) в Украине и других национальных республиках были одновременно и «большевиками» и «националистами», и конфликт между этими гранями противоречивого процесса становления советских наций происходил в душах самих жертв-палачей, а не между «имперской Россией» и «возрождающейся Украиной» и другими республиками ( ... )

Reply


guralyuk November 13 2010, 14:30:39 UTC
Вообще, часть работы Шевцова, раскрывающую противоречивый характер формирования украинской советской нации, можно было бы подкрепить и более длительными наблюдениями украинской истории. Как известно, первая серьёзная попытка создать самостоятельное украинское государство в середине 17 в., вырвавшись из сферы влияния Речи Посполитой, опиралась на осознанно призванную поддержку именно России (пусть даже из прагматических соображений), и вплоть до конца 18 в. Левобережная Украина пользовалась в составе России автономией, степень которой целиком удовлетворяла запросы казацкой старшины - прообраза будущего «политического народа Украины». К сожалению, в современную эпоху этот факт в Украине не принято афишировать, скорее даже - он усиленно маскируется. Парадоксально, что при этом украинский национализм, в том числе в сфере образования, продолжает усиленно эксплуатировать антипольские и антикатолические мифы, в свете которых не подвергаются переоценке даже такие печальные события, как Волынская резня 1943 г ( ... )

Reply


guralyuk November 13 2010, 14:31:14 UTC
Миф о своего рода «перманентной Жакерии», безжалостном крестьянском восстании, уничтожающим как «паразитические» все институты городской цивилизации, делает основным, и даже чуть ли не единственным архетипом украинца, этакого кума с красным носом, меланхолически сидящим за бутылкой мутного самогона, у которого в укромном месте схоронены и шмат сала, и пулемёт. В городе этот кум превращается, вероятно, в цирюльника Свирида Петровича Голохвастова, героя бессмертной повести Старицкого «За двумя зайцами», раболепствующего перед всем заграничным, расцветающего в эпохи всемирного экономического бума, но в конечном итоге - неизменного банкрота. Существование самодостаточной украинской городской культуры, способной к генерации ценностей, признанных другими европейскими культурами, до сих пор остаётся под вопросом - и это несмотря на высочайшую степень урбанизации современной Украины. Миф о голодоморе-геноциде, как показывает Шевцов, не только антисоветский и антирусский, но и анти-городской. Очень ценно признание редактора русского перевода ( ... )

Reply


guralyuk November 13 2010, 14:31:46 UTC
Впрочем, следует признать, что немалую роль в организации голода сыграла и некомпетентность городских управленцев (среди которых немалый процент составляли этнические русские и евреи, вероятно, совокупно превосходя украинцев по численности - но как раз ДО Голодомора) в вопросах сельского хозяйства, даже на уровне банального непонимания его сезонной природы, традиционных психологических ограничений и т.д.. И возможно, даже многовековое презрение города к деревне, восприятие её всего лишь источником гарантированных поставок продовольствия, берущегося как бы ниоткуда, само собой произрастающего из земли, которое необходимо лишь вовремя вывезти в город, где и проистекает «подлинная», якобы единственно достойная жизнь. Частью земли или сельскохозяйственного инвентаря воспринимается некоторыми горожанами и чуть ли не бездушный крестьянин ( ... )

Reply


guralyuk November 13 2010, 14:32:10 UTC
Подобно Украине, сковывающим образом действуют на национальную культуру программные установки и белорусского этнического национализма, также сконцентрированного вокруг мифа (возможно, неосознанного) о «перманентной Жакерии». Странно, что националисты не замечают, как конструируемые ими мифы способствуют консервации как раз худших черт коммунистических, или советских, культуры и сознания, несмотря на всю их пламенную антикоммунистическую риторику. Достаточно вспомнить, например, что абсолютное большинство белорусских нацистских коллаборантов до 2-й мировой войны были тесно связаны или с советским государственным аппаратом, или с Коммунистической партией Западной Беларуси ( ... )

Reply

totaltelecom November 15 2010, 08:33:28 UTC
Люто, бешенно плюсую. Практически вы мой кумир

Крайне утомляет описание советской эпохи украины как прозябания без конца и края. очень показательным для меня стали дискуссии с друзьями из числа националистов о ценности, например, создания на Украине мощнейших предприятий ракетно-космической индустрии. "А нащо воно потрібне?!!" в конце-концов рождали убийственный, как им кажется, контраргумент. Ни убавить, ни прибавить

разные онтологии, как ни крути

Reply


Leave a comment

Up