Александр Белый: "Переосмысливая Голодомор". Рецензия на мою книгу о голоде 1933 г.

Nov 13, 2010 16:27

Не помню, читал ли ее раньше. Попалась на глаза символично сегодня, как раз, когда приехал из Киева.
Ни одна моя книга не получила столь хорошего признания. Хотя на предыдущую вышло больше рецензий.

***

2009-02-08 Александр Белый
Переосмысливая Голодомор
Книга Ю.Шевцова «Новая идеология: Голодомор» представляет собой едва ли не первую ( Read more... )

голод, Украина, Россия, геополитика, симпозиумы

Leave a comment

guralyuk November 13 2010, 14:30:39 UTC
Вообще, часть работы Шевцова, раскрывающую противоречивый характер формирования украинской советской нации, можно было бы подкрепить и более длительными наблюдениями украинской истории. Как известно, первая серьёзная попытка создать самостоятельное украинское государство в середине 17 в., вырвавшись из сферы влияния Речи Посполитой, опиралась на осознанно призванную поддержку именно России (пусть даже из прагматических соображений), и вплоть до конца 18 в. Левобережная Украина пользовалась в составе России автономией, степень которой целиком удовлетворяла запросы казацкой старшины - прообраза будущего «политического народа Украины». К сожалению, в современную эпоху этот факт в Украине не принято афишировать, скорее даже - он усиленно маскируется. Парадоксально, что при этом украинский национализм, в том числе в сфере образования, продолжает усиленно эксплуатировать антипольские и антикатолические мифы, в свете которых не подвергаются переоценке даже такие печальные события, как Волынская резня 1943 г.

Если в послевоенные годы миф о голодоморе-геноциде, в каком-то смысле, играл мобилизующую и, вероятно, даже в целом позитивную роль для формирования украинской национальной идентичности, то на данном этапе развития те термины и базовые допущения, в которых формулируется национальная память об этой трагедии, начинают играть против украинской культуры. Как отмечает Шевцов (с. 148), голодомор уводит украинскую культуру в сторону от европейских ценностей, от чувства реальности. Он закладывает в украинскую идентичность механизм силового подавления реалистичности…это не может не истощать украинскую культуру. Вообще, украинская культура как бы поймала саму себя в ловушку, ограничив свой образный и интеллектуальный горизонт мировоззрением крестьянина, трудолюбиво распахивающего бескрайнюю степь, а в случае необходимости берущегося за оружие и изгоняющего иноэтничного «чужака», когда его присутствие становится слишком ощутимым. То есть для защиты от голода и издевательств (иногда предполагаемых) эталонный мифологический украинец периодически порождает особую генерацию мстителей - то запорожского казака, то махновца, то бойца УПА - который решает проблему присутствия инородного (и по умолчанию - враждебного) элемента радикально, истребляя его под корень.

Reply


Leave a comment

Up