Предыдущий выпуск -
тут.
Если почитать, что нынче пишут о контактах между Старым и Новым Светом до Кристофоро Коломбо, то можно выделить несколько волн, из коих подтверждённой является лишь одна - плавания на Запад древних скандинавов (открытие ими Гренландии, а затем Хеллуланда, Маркланда и Винланда). Речь идёт (не считая, само собой, переход по Беринговому мосту в допотопные времена первобытных людей из Азии на Аляску) о гипотетических походах в Америки финикийцев и негров, кельтов и римлян, китайцев и японцев - правда, на каждый аргумент (как правило, некий артефакт) адептов соответствующей версии контакта находится свой скептик с пучком контраргументов.
Самое странное во всей этой истории (если, конечно, исключить вполне естественную мысль о том, что и в древности люди не сидели сиднем на печи, но могли путешествовать и путешествовали, т.е. делали ровно то, право на что лишают их многочисленные скептики) - то, что саму возможность наличия у древних знаний о существовании огромного материка по ту сторону Атлантики никто не рассматривает всерьёз. А ведь тому имеется документальное подтверждение - текст, написанный самим Платоном (Πλάτων) и дошедший до наших дней. Речь идёт о знаменитом диалоге афинского философа об Атлантиде (одном из двух известных) - о «Тимее» (Τίμαιος). Вот это самое упоминание о будущем Новом Свете, свидетельствующее о знаниях древних мыслителей об Америках за - без малого - две тысячи лет до плавания Генуэзца:
Карта Атлантического океана с размещением в нём Атлантиды (север изображён внизу карты, юг - вверху). Составлена немецким полиматом Атанасиусом Кирхером (Athanasius Kircher) и опубликована в его книге “Mundus subterraneus, quo universae denique naturae divitiae” («Подземный мир, содержащий богатства всей природы»), увидевшей свет в Амстердаме в 1665 году.
«… Из великих деяний вашего государства немало таких, которые известны по нашим записям и служат предметом восхищения; однако между ними есть одно, которое превышает величием и доблестью все остальные. Ведь по свидетельству наших с записей, государство ваше положило предел дерзости несметных воинских сил, отправлявшихся на завоевание всей Европы и Азии, а путь державших от Атлантического моря. Через море это в те времена возможно было переправиться, ибо ещё существовал остров, лежавший перед тем проливом, который называется на вашем языке Геракловыми столпами. Этот остров превышал своими размерами Ливию и Азию, вместе взятые, и с него тогдашним путешественникам легко было перебраться на другие острова, а с островов - на весь противолежащий материк, который охватывал то море (Выделено мной. - Пан Гридь), что и впрямь заслуживает такое название (ведь море по эту сторону упомянутого пролива является всего лишь заливом с узким проходом в него, тогда как море по ту сторону пролива есть море в собственном смысле слова, равно как и окружающая его земля воистину и вполне справедливо может быть названа материком)…».
Легко заметить, что упоминание в тексте «Тимее» Америк - не дежурная отписка заправского фантазёра: Платон пишет о них со знанием дела - в его диалоге Европе противолежит не просто некий континент, а материк, выдающийся по своим размерам, который охватывает своими землями Атлантический океан.