У королевской четы Франции Анри II (Henri II) и Катерин дё Медисис (Catherine de Médicis) в браке родилось десять детей: пять мальчиков и пять девочек.
Из пяти помянутых отпрысков мужеска полу выжили четверо. Ну, как - выжили: так-то они все, в конечном итоге, померли, включая сестёр и отца с матерью. Но до более-менее вменяемого возраста добрались братья (в порядке старшинства: от старшего к младшему): Франсуа (François), Шарль (Charles), Анри (Henri) и… снова Франсуа (François) - да, согласен, у отца с матерью были некоторые проблемы с выбором имён для своих детей.
Так вот, по поводу имён.
Со старшеньким было всё пучком: родился - его крестили и нарекли Франсуа, дальше он добрался до трона и стал королём Франсуа II. Всё, вроде бы, логично. У следующего мальца - вот он как раз и умер в младенческом возрасте - тоже всё неплохо получилось: как дали ребёнку при крещении имя Луи (Louis), так он и помер с ним.
А вот с третьим сыном, с Шарлем, стало быть, уже вышло не так складно: появились кое-какие… э-э-э… заусенцы. Нарекли его папа с мамой Шарлем Максимильеном (Charles-Maximilien), но, когда пробил евойный час, он стал королём Шарлем IX. Такой, вот, король Просто Шарль Девятый.
Катерин дё Медисис со своими детьми (слева направо): Франсуа, герцогом д’Алансон (Duc d'Alençon), молодым королём Шарлем IX, Маргорит (Marguerite) и Анри, герцогом д’Ангулем (Duc d'Angoulême) и герцогом д’Орлеан (Duc d'Orléans). Мастерская художника Франсуа Клюэ (François Clouet), 1561 год.
Но самое интересное - это история с именами двух оставшихся сыновей: Анри и Франсуа-младшего. Тут всё с самого начала пошло куда-то не в ту степь.
Во-первых, Анри. Это, как вы уже поняли, будущий король Франции Анри III и король Польши и великий князь Литовский, Руский, Жемайтский и иных Хэнрык Валэза (так, на всякий случай поясню, что эта самая Валэза - это, если что, династия Валуа на польский манер, а не чемодан на польско-украинском суржике, как кто-то подумал).
При крещении, произошедшем 05.12.1551 года, ребёнку дали имя… Александр Эдуар (Alexandre Édouard). Почему? А в честь двух его крёстных отцов: великого кардинала Алессандро Фарнезе иль Джоване (Il Gran Cardinale Alessandro Farnese il Giovane) и короля Англии Эдварда VI (Edward VI). И жить бы дитю под этим именем и под ним же взойти на французский престол, но…
Всё изменил один неудачный рыцарский поединок в Турнельском дворце в Париже. 01.07.1559 года король Анри II в схватке с капитаном его гвардейцев Габриэлем де Лёрж, графом де Монтгомери (Gabriel de Lorges, comte de Montgomery), получил сколь нелепое (из разряда «нарочно не придумаешь»: телохранитель смертельно ранит своего клиента!), столь и смертельное ранение осколком копья в глаз, от которого и умер в мучениях десять дней спустя. Смерть родителя оказала на восьмилетнего Александра Эдуара ошеломляющее воздействие: мальчик ударился в религию, причём, как говорят, с первого раза маненько промахнулся - стал изучать труды столпов протестантизма. Но матушка и недобрые подданные сделал своё дело - и со временем малец превратился в ярого католика.
Да, так вот, когда он проходил обряд конфирмации, то воспользовался правом сменить собственное имя. Вполне естественно, что сын назвался в честь горячо любимого батюшки - отныне и довеку стал величаться Анри.
Во-вторых, Франсуа. Этот младший сын Анри II и Катерин де Медичи был единственным их выжившим отпрыском, который так и не надел корону Франции. При рождении его назвали… нет, и близко не Франсуа - Эркюлем (Hercule). Но когда мальчик подрос, стало ясно, что он совсем не Геркулес (Hercule - это Геркулес на французский манер, т.е. римский аналог эллинского Геракла): рябое, в оспинах, лицо, кривой позвоночник - да ежели мифический Геракл был таким «красавцем», то ну их нафиг эти беспорядочные половые связи смертных женщин с богами-олимпийцами!
Короче говоря, при конфирмации мальчик сменил (или ему сменили, коль скоро было ему десять лет) имя - так в семье появился ещё один Франсуа. Путаницы особой не было, поскольку Франсуа-старший, в честь коего нарекли Франсуа-младшего, уже пять лет как лежал в могиле…