Знаете, любі друзі, иногда занятно почитать нормативные документы. Не из нашей эпохи, вестимо: тут всё вполне ожидаемо нудно и убого в смысле изложения - никак не назовёшь изящной словесностью, да и в содержательной части - не фонтан.
А вот ежели полистать древние кодексы, какие-нибудь варварские «правды» да средневековые судебники, освящённые традицией, то там тако-о-ое повстречаешь - ого-го, скажу я вам!
Например, бани и походы в них…
То, что в Средневековье Европа завшивела и погрязла в телесной грязи - об этом известно, разве что, российскому обывателю: весь остальной мир продолжает пребывать в неведении и полагать, что народишко о те времена вполне себе спокойно посещал термы, сауны и прочие бани. Причём не только приватные (в конце концов, мало ли, чего там какой отсталый европейский феодал соорудил в своей средневековой заскорузлости у себя в замке!), но и вполне себе общественные заведения.
Учитывая стратифицированный характер средневекового социума, вполне ожидаемо, что все эти походы в Храм тазика, мочалки и обмылка были строго формализованы: в кодексах не только зафиксированы предельный размер входной платы и все возможные случаи бесплатного посещения сего богоугодного заведения, но и чётко регламентированы дни недели для визита в баню различных этнических, конфессиональных и половых групп населения!
Но и это ещё не всё!
Как понимаете, пан Гридь ведь не может просто найти документ, а опосля - взять и без приключений прочитать его. Он обязательно выудит там какую-нибудь очередную хреновину. Вот и нынче, просматривая фуэрос Сепульведы (el Fuero de Sepulveda) - на всякий случай, ежели кто не ведает: фуэрос - это испанские средневековые своды законов, как правило, местного характера, и помянутые фуэрос Сепульведы суть такой свод города Сепульведы в Кастилии, созданный в 1300 году, - я наткнулся на замечательную статью 111, а в ней - бани и баб… пардон, дамы!
Королевский штандарт Кастильской короны.
Чтобы долго не рассказывать, помещаю сей замечательный образчик средневекового испанского законодательства ниже:
«О банях.
Пусть мужчины идут сообща в баню во вторник, четверг и субботу. Женщины идут в понедельник и в среду. И евреи идут в пятницу и в воскресенье. Ни мужчина, ни женщина не дают больше одного меаха при входе в баню. Слуги мужчин и женщин ничего не дают, а также дети [не дают]. Также, если мужчина войдёт в баню или в одно из помещений бани в женский день, платит десять мараведи. Также, если какая-либо женщина в мужской день войдёт в баню или будет встречена там ночью и оскорбит её кто-либо или возьмёт силой, то не платит никакого штрафа и не становится врагом (Выделено мной. - Пан Гридь). Также мужчину, который в другой день возьмёт силой женщину в бане или опозорит её, должны сбросить. Пусть женщины свидетельствуют в бане, или в пекарне, или у источника, или у реки, или там, где прядут или ткут; свидетельствуют только те, которые являются замужними, и также свидетельствуют дочери весинос. Также, если христианин войдёт в баню в день евреев или еврей в дни христиан и евреи ранят христианина или христиане еврея или убьют его, не платят никакого штрафа. Также хозяин бани обеспечивает тех, кто будет мыться, тем, во что набирают воду, и другими вещами; и если не сделает так, то платит он пять солидов истцу и судье. Также тому, кто украдёт какую-либо вещь из [его] вещей или из тех, которые необходимы в бане, надлежит отрезать уши. Также, если [кто-либо] украдёт какую-либо вещь, которой моются, платит десять менкалей и лишается ушей, а [если стоимость украденного] свыше двадцати [мараведи], должен быть сброшен».
Тут прекрасно всё! Но больше, конечно, «радует глаз» особое положение женщины о те времена. Совсем как в известном фильме: «Я за кефиром пошёл, а тут - она!». И, в принципе-то, логика испанских мужиков (а то, что законы принимали именно мужики, и ежу понятно!) понятна: мы тут, видишь ли, сидим голые, релаксируем в узкой мужской компании, когда к нам врывается она, естественно, без ничего! Ясен пень: по делу зашла!! Ну, а то, что кричала да сопротивлялась, так ведь - ролевые игры!!!
И что интересно: такие нормы средневекового законодательства - это ведь не хотелки жителей отдельно взятого кастильского города Сепульведы. До нас дошли фуэрос и прочих испанских городов, где походы в баню прописаны практически теми же словами. Например, фуэрос Куэнки (el Fuero de Cuenca), документ рубежа XII - XIII ст., в статье 21 титула II следующим образом регламентирует банные процедуры:
«О бане и её штрафе.
Мужчины пусть идут в баню сообща во вторник, четверг и субботу; женщины идут в понедельник и в среду; и евреи идут в пятницу и в воскресенье; ни мужчина, ни женщина не дают больше одного меаха при входе в баню; и слуги как мужчин, так и женщин ничего не дают; и если мужчины в женские дни войдут в баню или в какое-либо из зданий бани, пусть платит каждый десять мараведи; также платит десять мараведи тот, кто будет подглядывать в бане в женский день; также если какая-либо женщина в мужской день войдёт в баню или будет встречена там ночью, и оскорбит её кто-либо или возьмёт силой, то не платит он никакого штрафа и не становится врагом (Выделено мной. - Пан Гридь); а человека, который в другие дни возьмёт силой женщину или обесчестит, надлежит сбросить».
Причём важно понимать: в любой другой день обесчещенная в бане женщина - это смерть для обесчестившего её мужчины: его попросту казнят (сбросят со стены), а за то же, но в мужской день, обидчик не только не лишится жизни и не станет врагом (фактически, это человек, объявленный вне закона), но даже не уплатит денежного штрафа!..