Совесть, Закон, Благодать. ч.2

Jan 18, 2010 12:00

Один из самых значительных православных богословов современной эпохи Владимир Николаевич Лосский в своем основном труде «Очерк мистического богословия Восточной Церкви» пишет:
«…Обожение твари осуществится во всей своей полноте в будущем веке, после воскресения мертвых. Однако уже здесь, на земле это обожающее соединение должно все более и более осуществляться, преобразовывая искаженную и тленную природу, предуготовляя ее к вечной жизни. Если Бог дал нам в Церкви все объективные условия, все средства для достижения этой цели, то нам, со своей стороны, нужно создать необходимые субъективные условия, потому что соединение осуществляется в "синергии", в соработничестве человека с Богом. Субъективная сторона соединения человека с Богом и является путем соединения, то есть самой христианской жизнью…
… Добродетели - не цель, а средства, или, вернее, симптомы, внешние проявления христианской жизни, так как единственная цель есть стяжание благодати…»

Здесь, как и везде, В.Н.Лосский является выразителем учения отцов Православной Церкви о обожении человека, о стяжании Благодати Святого Духа, как цели христианской жизни.
Однако некоторые наши друзья утверждают, что Лосский уже устарел (например, см.: http://www.consensuspatrum.ru/index.php?PHPSESSID=33d270afe12a27b6e9aac4f75a4f27d2&topic=123.msg1885#msg1885), что теперь появились новые - более продвинутые «патрологи», правда, инославные, - L. JANSSENS и L. ABRAMOWSKI, которым удалось каким-то «чудесным» образом выявить, что оказывается в своем знаменитом выражении "единая природа Бога Слова воплощенная" под «термином» природа свт. Кирилл Александрийский имел в виду «…всех спасенных и спасаемых, то есть всю Церковь…» (см.: http://grgy.livejournal.com/12453.html?thread=13477#t13477).
И при этом наших друзей не волнует, что ни сам свт. Кирилл, ни отцы Церкви, комментируя это выражение (можно посмотреть об этом, например, в ТИПВ преп. Иоанна Дамаскина), даже намека не делают, что человеческая природа Христа включает в себя не только обновленное общее нам всем человеческое естество, но уже и ипостаси (личности) «…всех спасенных и спасаемых…».
Понятно для чего понадобилось такое открытие инославным «патрологам» L. JANSSENS и L. ABRAMOWSKI, - для того, чтобы обосновать учение бл. Августина о человеческой воли и Благодати, о предопределении, до абсурда доведенное еретиком Кальвином.
Но, можно, конечно, понять крайность взглядов бл. Августина, выступающего против еретика Пелагия, который учил, что каждый человек может добиваться бесстрастия, спасения (обоживания) своими аскетическо-моральными усилиями, - но как это стало возможным, что некоторые наши продвинутые «исследователи» берут на вооружение (без оглядки) «открытия» инославных, так называемых, «патрологов»?
Для чего это им понадобилось?
Ответ я уже пытался дать в http://grgy.livejournal.com/15794.html где указал как бы две причины этого:
1. Неумеренное, некритичное увлечение исследованиями, так называемых западных «патрологов»;
2. Чисто психологическая причина.
Конечно, это очень обобщенно, но все же как-то объясняет крайние (и весьма странные) взгляды последователей «открытий» инославных «патрологов».
Например, вот это: «…Конечная цель, назначение (телос) человека - почивание на нем Духа Святого, обожение, Царствие Небесное. Это не в нашей власти и от наших усилий не зависит, это - дар Божий. Предваряющая цель (скопос), задача, которую мы должны решать - бесстрастие (хотя оно тоже дар, но дар, соответствующий нашему хотению, выражающемуся решимостью не грешить). Достижение предваряющей цели - условие осуществления цели конечной…» http://krutitsy.livejournal.com/31484.html
Или вот это: «… обожение - это причастие к этому дару, и как таковое, оно есть всецело страдательное состояние, в котором прекращается всякое умное, душевное и телесное действие обоживаемых…» http://www.consensuspatrum.ru/index.php?PHPSESSID=33d270afe12a27b6e9aac4f75a4f27d2&topic=488.msg6876#msg6876
То есть, здесь мы видим заявление, что стяжание Благодати Духа Святого (обожение) от наших усилий вообще не зависит, но нам в тоже время необходимо достичь бесстрастия, чтобы пришла Благодать.
Вот и получается, что опять крайности сходятся: августиновская - что стяжание Благодати от нас вообще не зависит, и пелагианская, - что нам надо сначала достичь бесстрастия, чтобы пришла Благодать.
Но не тому учит нас Православная Церковь, и преп. Иоанн Кассиан Римлянин, который в те времена выразил на Западе истинное православное учение, противостав одновременно крайностям бл. Августина и еретика Пелагия.
Преп. Иоанн Кассиан Римлянин пишет:
«...Многие спрашивают: когда в нас действует благодать Божия? Тогда ли, когда в нас обнаружится доброе расположение, или доброе расположение тогда в нас обнаруживается, когда посетит нас благодать Божия? Многие, решая этот вопрос, преступили границы, от чего и впали в противоречия и погрешности. Ибо, если скажем, что наше доброе расположение предшествует явлению благодати, то нам возразят: что же хорошего было в Савле и мытаре Матфее, первый из которых призван к спасению в то время, как шел губить невинных, а второй - среди насилий обществу и хищничества? А если скажем, что благодать Божия изначально производит доброе расположение, то этому будет противоречить то, что вера Закхея и разбойника, покаявшегося на кресте, предварила их частное призвание...
...Итак, хотя благодать Божия и произвол человеческий, по-видимому, друг другу противны, но оба действуют согласно и в деле спасения нашего равно необходимы, если не хотим отступить от правил истинной веры. Когда Бог видит, что мы хотим склониться к добру, то направляет и укрепляет нашу готовность. Ибо Он тотчас отвечает на вопль наш: призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня (Пс 49, 15). Но если мы не хотим добра или охладели к нему, то дает нам спасительные советы, через которые доброе расположение образуется или возобновляется…» (Собеседования. XIII, 11).
Вот это и есть истинное православное учение о соработничестве Бога и человека, синергии свободной воли человека и Благодати Божией.
И в этой синергии постепенно шаг за шагом через покаяние, уверование, получение начального дара Благодати в Святом Крещении, через многотрудною борьбу (уже с этим даром - Евангельским «талантом») с похотью плоти, соблазнами мира сего, и лукавым, происходит стяжание верующим Благодати Святого Духа, которая после воскресения тел в Царствии Небесном раскроется во всей полноте и силе в каждом верном в отпущенную Богом меру.

см. ч.1; ч3; ч.4; ч.5; ч.6:
grgy.livejournal.com/18070.html
grgy.livejournal.com/18542.html
grgy.livejournal.com/335477.html
grgy.livejournal.com/339191.html
grgy.livejournal.com/350223.html

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, Преподобный Максим Исповедник, Думы во Христе

Previous post Next post
Up