О молитве Франциска Ассизского

Dec 20, 2009 18:20


Попробую на основании прочитанных аскетических книжек св. отцов, как я их понял, очень схематично набросать один из возможных ответов на вопрос, почему эта молитва не православна.

Конечная цель, назначение (телос) человека - почивание на нем Духа Святого, обожение, Царствие Небесное. Это не в нашей власти и от наших усилий не зависит, это - дар Божий.

Предваряющая цель (скопос), задача, которую мы должны решать - бесстрастие (хотя оно тоже дар, но дар, соответствующий нашему хотению, выражающемуся решимостью не грешить).

Достижение предваряющей цели - условие осуществления цели конечной.

Бесстрастие = любовь, союз совершенств.

Достигается бесстрастие, разумеется, через борьбу со страстями. И когда мы просим у Бога смирения и любви, мы просим избавления от страстей, препятствующих любви.

Т.е. нужно не искусственно как-то стимулировать (или симулировать) в себе «чувство любви» к Богу и ближним, не молиться нарочито о каких-то конкретных плодах воображаемой любви, а бороться со своими конкретными страстями.

Покаяние в таком случае первостепенная и постоянная  задача, как бы стержень, на который нанизывается все остальное. А непрестанное покаяние невозможно без непрестанной молитвы.

Просить каких-то специальных даров (для служения другим, например) - не знать, чего просить. Само желание таких особых даров расценивается как признак прелести. Страстный и не знающий воли Божией человек «вслепую» просит себе каких-нибудь сверхдолжных вещей по собственному вкусу.

То, что от Бога (особые дары), приходит не по нашему, а по Божию же хотению. Оно приходит само собой, когда «место» души будет чистым, а не в результате наших домогательств.

Тот, кто достиг бесстрастия=очистил око души=начал познавать Бога непосредственно, уже и не хочет чего-либо и не станет просить чего-либо по собственному произволу. Он хочет только того, чего хочет Бог. «Да будет воля Твоя» - его, по сути, единственное прошение.

Прошения «сделай меня таким» или «сделай меня сяким» - фантазии, проистекающие из неведения Бога, Его воли.

Духовная жизнь, Актуальное

Previous post Next post
Up