Преп. Максим Исповедник в вопросоответах к Фалассию (вопрос XV) пишет:
«…Итак, [Святой Дух] пребывает вообще во всех, поскольку всех содержит, [о всех] промышляет и [во всех] возбуждает естественные семена [добра]. А в частности, [Он пребывает] во всех, кто под законом, поскольку обличает нарушение заповедей и просвещает пророческим обетованием относительно Христа; во всех же, [живущих] по Христу, [Он пребывает], помимо сказанного, еще и как Усыновитель. А как Производитель премудрости [Он не пребывает] вообще ни в одном из названных, кроме только обладающих духовным разумением и сделавших себя, благодаря божественной жизни, достойными Его обожествляющего обитания. Ибо всякий, не творящий божественных волений, даже если он и является верующим, имеет несмысленное сердце, как притон лукавых помыслов, а тело [его] обременено грехами, как постоянно одержимое сквернами страстей…»
Мы видим, что по преп. Максиму Благодать Духа Святого пребывает и действует во всех:
- о язычниках и атеистах она «промышляет и [во всех] возбуждает естественные семена [добра]», призывает их через совесть (естественный закон в человеке) отстраняться от зла и стремиться к добру, и покаянию, чтобы возможно было им воспринимать проповедь Евангелия;
- о находящихся под Законом, данном Моисею, она «обличает нарушение заповедей и просвещает пророческим обетованием относительно Христа», делая Закон детоводителем ко Христу (Гал.3:21-25), чтобы нарушители Закона не на свои силы уповали, а искали силы во Христе;
- «во всех же, [живущих] по Христу, [Он пребывает], помимо сказанного, еще и как Усыновитель», потому что как сказано Апостолом: «по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал.3:25-27).
- а в «обладающих духовным разумением и сделавших себя, благодаря божественной жизни, достойными Его обожествляющего обитания» Благодать Духа Святого пребывает как «Производитель премудрости».
Один из таких самых великих святых людей Божиих, получивший и усвоивший себе еще в смертном теле Благодать Божию (обожение), как «Производитель премудрости», говорит нам:«Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых.[Говорю так] не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет» (Фил.3: 8-15).
Итак, мы видим, что Благодать Божия действует во всех людях, когда-либо родившихся на земле.
В язычниках и безбожниках она действует через их совесть (естественный закон в каждом человеке), как призывающая Благодать; в иудеях же - через Закон, данный Моисею, как детоводитель ко Христу; а в уже живущих по Христу - как «Усыновитель», и как «Производитель премудрости».
То есть, до пришествия во плоти Иисуса Христа Благодать Божия действовала и промышляла о людях извне, а с пришествием Христа и созданием Церкви Его - Благодать Божия (дарованная человеку по его обращению, покаянию, уверованию во Христа, Крещению во Имя Отца, Сына, и Святого Духа), действует уже внутри верующих, как обоживающее их начало, как вторая природа ипостаси сынов Божиих (богов по благодати), которая перейдет с ними в вечность, и раскроется во всей силе в Царствии Небесном в усвоенную каждым меру.
Цель христианской жизни, как сказал преп. Серафим Саровский, состоит в стяжании Благодати Духа Святого.
http://www.pravoslavie.ru/put/nasledie/seraphim-motovilov.htmА задача всех верных заключается в том, чтобы сохранить в себе тот дар Благодати (начало обожения), который все мы получаем через покаяние и веру Святым Крещением.
Ибо через возвращение в нечестие и опять укоренение в нем без покаяния и исправления, Благодать Божия оставляет нас, как она оставила в свое время падшего и не покаявшегося Адама.
И эта задача состоит не только в сохранении дара Благодати, но и в преумножении дара, уже пребывая Благодатию Божией в соработничестве с Богом, в синергии Благодати и свободной воли человека, просвещенной верой и Крещением.
см. ч.2; ч.3; ч.4; ч.5; ч.6:
grgy.livejournal.com/18428.html grgy.livejournal.com/18542.html grgy.livejournal.com/335477.html grgy.livejournal.com/339191.html grgy.livejournal.com/350223.html