Вера и вероучения. ч.3

Jan 13, 2010 11:13

Преп. Максим Исповедник в вопросоответах к Фалассию (вопрос XXXIII) пишет:
«…Божественный и великий Апостол, определяя, что есть вера, говорит: Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр.11:1). Если же кто определит ее как внутреннее благо или истинное ведение, показывающее неизреченные блага, тот не погрешит против истины. Господь, научая о неизреченных, незримых и чаемых благах, говорит: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:21). Стало быть, вера в Бога есть то же самое, что и Царствие Божие, и они только мысленно отличаются друг от друга. Ибо вера есть безвидное Царствие Божие, а Царствие [Божие] есть вера, божественным образом обретающая [свои] формы. Так что согласно этому речению не вне, [а внутри] нас находится вера, которая, будучи приводимой в действие божественными заповедями, становится Царствием Божиим, познаваемым только теми, кто обладает [Им]. Если же Царствие Божие есть приводимая в действие вера и оно же непосредственно соединяет с Богом царствующих в ней, то вера ясно предстает как связующая сила или действенная связь превышеестественного, непосредственного и совершенного единения верующего с Богом, в Которого он верит…».
Мы видим, что преподобные Максим Исповедник и Иоанн Дамаскин (см. ч.1; ч.2) вкладывали в понятие «вера» четкий и определенный смысл.
И этот смысл заключается в том, что вера - это не набор логических человеческих умозаключений, построений, и схем, а вера - это прежде всего есть благодатная сила Божия, даруемая человеку по его покаянию и обращению ко Христу, и которая дает «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом», и есть Царство Божие внутри нас.
И только на основании этой благодатной веры уже может крепко и верно строиться, а нами - христианами последних времен - усваиваться истинное вероучение Православной Церкви.
То есть, понятия вера и православное вероучение различаются между собой, но тесно взаимозависимы, и взаимосвязаны друг с другом.
Христиане первых веков, движимые живой личной Евангельской верой, благодатию Святого Духа имели всю полноту и единство вероучения Церкви.
И то, что сейчас постигается нами (и не мыслится иначе) через догматы, каноны, правила, писания отцов Церкви, первые христиане усваивали благодатной верой - благодатию Духа Святого, имея перед собой только преемственность проповеди Евангелия и церковных установлений от святых Христовых апостолов.
Хотя, уже и тогда апостол Павел боролся с плотскими начатками разделений Церкви: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от [домашних] Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов". Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? (1Кор.1:10-13).
Не напоминает ли нам этот древний дух разделений что-либо из современных неурядиц и разделений среди наших братий, увлекшимися новейшими «ревнителями», «учителями», и их «учениями»?
Но в те времена Евангельская вера Христова била ключом, и среди верных Церкви нечистому духу просто не было места.
Всякая нечистота и неурядицы тут же пресекались (Деян.5:1-11; 1Кор.5:1-5; 1Тим.1:18-20; 3Иоан.1:9-10).
И лишь с постепенным угасанием веры и после того, как враг рода человеческого начал смущать Церковь изнутри (извне жестокими гонениями смутить Церковь ему не удалось - Она от этого еще больше укреплялась) ересями и лжеучениями через своих людей, Господь воздвиг, избранных Им, святых, которые Духом Святым создавали в помощь верующим истинное православное учение, закрепленное затем догматами и правилами на Соборах Церкви.
Так силой Божией материализовалось Священное Предание Православной Церкви, которое в Духе Святом всегда во всей полноте пребывает в Церкви, и надежно отграждает всех верных, строго держащихся Предания, от падений в ереси, расколы, самосвятие.
Господь говорит нам, что перед вторым Его пришествием на землю вера угаснет почти совсем: «…Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лук.18:8).
Мы не можем знать время Его второго прихода, но мы обязаны, чтобы окончательно не пасть, еще крепче держаться Священного Предания Православной Церкви, не пересматривая его, не делая в нем новые «открытия», а смиренно принимать и усваивать всё то, что благодатно и преемственно накоплено в Церкви для укрепления нашей немощной веры.
Потому, что к концу времен с падением христианского благочестия и ослаблением Евангельской веры, - которая, как дар Божий, усваивается человеком через его истинное покаяние, обращение от дел тьмы, и горячее упование на Христа Спасителя, и закрепляется, как печать и залог спасения в святом крещении и миропомазании, - так вот, к концу времен, православное вероучение, оформленное Духом Святым в Предании Православной Церкви приобретает всё больше и больше важное и решающее значение.
И все попытки его искажения (как, например, у католиков и протестантов), или как бы его переосмысливания, например, в связи с якобы новыми «научными открытиями» в писаниях отцов Церкви неизбежно приводят к угасанию (если она была дана) живой личной благодатной веры, впадению в прелесть в духовной жизни, к уходу в раскол и самосвятие.
Что мы и видим, как у католиков и у протестантов, так и у некоторых наших братий.
Но мы надеемся и верим, что Господь помилует и спасет их, и всех нас.

см. ч.1; ч.2; ч.4; ч.5; ч.6:
grgy.livejournal.com/13434.html
grgy.livejournal.com/17380.html
grgy.livejournal.com/179652.html
grgy.livejournal.com/179775.html
grgy.livejournal.com/180075.html

Преподобный Максим Исповедник, Думы во Христе, Преподобный Иоанн Дамаскин

Previous post Next post
Up