Новая Третьяковка - приличное современное

Feb 06, 2019 14:21

И снова Третьяковка. Сложно описать общий критерий, по которому я откладывал фотографии для этого поста. Это скорее то искусство, которое мне нравится, но при этом отличающееся от «Коллекции». Здесь авторы часто находят путь между полным конформизмом, приводящим к рисованию вождей, и авангардом, засылающим то ли в Америку, то ли в могилу.

Давид Штеренберг, «Пирожное», конец 1910-х - начало 1920-х:



Штеренберг уехал в Париж ещё до революции (еврейский социалист, политическая эмиграция), но в 1917 году возвращается. Друг Луначарского, Вхутемас и Наркомпрос, потом формализм, вынужденный реализм, смерть в 1948 году.

Пётр Вильямс, «Портрет В.Э. Мейерхольда», 1925 и «Акробатка», 1927:




Фамилия американская: его дедушка-инженер приехал в Россию в середине XIX века. Сам Пётр Вильямс вполне успешно работал в СССР до самой смерти в 1947 году.

Его же «Милиционер», конец 1920-х и «Автопробег», 1930:




Соломон Никритин, «Прощание с мёртвым», 1926 и «Суд народа», 1934.
Никритин тоже прекрасно прожил при СССР, умер в 1965 году.




Слева - Андрей Гончаров, «Смерть Марата», 1927 (удивительная пластика тел), справа - Николай Загреков, «девушка с рейсшиной», 1929 (ещё более удивительная, откровенно сексуальная поза).
У Николая Загрекова совершенно неожиданная биография: в 1921 году он уезжает учиться в Германию и остаётся там навсегда. В 1930-х годах его увольняют «по национальному признаку», но никаких дальнейших репрессий не следует, и он успешно переживает войну. Приходят советские войска - он и здесь никаких проблем не получает, пишет портреты советских маршалов. Германию делят, он оказывается в ФРГ, где и живёт до самой смерти в 1992 году.




Александр Тышлер, «Сакко и Ванцетти», 1927 (шумное дело в Америке с оговоренными рабочими-анархистами, как раз в 1927 году их посадили на электрический стул) и «Танец с красным знаменем», 1932 (напоминает историю об использовании батутов у каких-то северных народов, чтобы китов из-за горизонта высматривать - берег плоский, деревьев нет, как ещё подняться повыше?)
Пишут, что Тышлер начинал с экспрессионизма - недостаточно радикально, чтобы его посадили, но достаточно далеко от соц. реализма, чтобы ему позволили делать что-то большее, чем театральные декорации. Прожил до старости в Москве, где и умер в 1980-м.




Георгий Рублёв, «Парикмахерская», 1929 - это же практически Хокни



Его же «Письмо из Киева», 1930 и «Портрет И.В. Сталина», 1935. Первая реакция - проверить год написания, настолько эти две картины могли бы быть написанными Комаром и Меламидом. Но нет, это 1930-е - тогда становится непонятно, как его не расстреляли (художник дожил до 1975 года), а картины не уничтожили. Читаешь биографию - всё сходится: художник-самоучка, поклонник Пиросмани, рисовал как чувствовал, никакой критики власти не подразумевал. Но мозги тоже были - посмотрел на свои картины и понял, что за них ему гарантирован ГУЛаг. Картины спрятал, после чего спокойно расписывал московское метро. Эти картины обнаружили в архивах художника только в 1990-е.




Снова провал на 1930-1940-1950-е, и мы оказываемся в 1960-х. Николай Андронов, «Плотогоны», 1960-1961 - фовистские краски, а позы у плотогонов как на показе мод. Неудивительно, что за эту картину («злостный формализм!») Андронова немедленно исключили из союза художников. Через 15 лет ему постепенно начинают возвращать почести, но уже как монументальному художнику (за мозаику для «Известий» и пр.)



Дмитрий Краснопевцев, «Натюрморт со стрелами», 1969. Краснопевцев работал в «Рекламфильме» - Википедия тоже не знает, что это такое, но можно догадаться. В союз художников с таким сюрреализмом не принимали до 1980-х.



А.В. Лепин, диптих «Карманные горы»: «Памир», «Казбек», 1977 - я не уверен, что правильно записал фамилию автора, но диптих прекрасный!



Татьяна Назаренко, «Московский вечер», 1978 (вот это «мой» социалистический реализм: крыша, томные девушки, песни под гитару; причём, судя по призраку очередной императрицы, песни максимально удалённые от окружающей действительности) и «Воспоминания», 1982 (робкие попытки напомнить о репрессиях - но красивый ход с вложением фотографий внутри картины):




Татьяна Назаренко состоит в Союзе художников ещё с 1960-х, до сих пор живёт в Москве.

Её же диптих «Витрина», 1984 - вспоминается классическое «Так жить нельзя» примерно того же времени:




А.З. Шнуров, «Спокойной ночи, малыши», 1979 - об этом художнике тоже не удаёся ничего найти, потому как Шнур недавно написал пару картин, и теперь все результаты поиска перемалывают эту новость.



Александр Юликов, «Чёрный квадрат», 1983 - прекрасная, всё-таки, вышла у Малевича картина! Не просто «100 лет спустя о ней не стихают споры», а и на протяжении этих ста лет о ней говорили, над этой темой работали. Удивительная вещь.
При СССР автор, конечно же, не выставлялся, оформлял книги.


art moderne, russie, Третьяковка

Previous post Next post
Up