Как я уже писал, богостроительство хоть и религия, но религия более научная и более рациональная по сравнению с диалектическим материализмом. Богостроительство изначально возникло как ответвление позитивизма, и богостроительство дает более простой и более рациональный логический инструментарий для полемики с современными постпозитивистами вроде
(
Read more... )
Comments 58
Reply
Экономический материализм говорит, что у экономики есть свои экономические законы с которыми и надо работать.
Диалектический материализм говорит, что экономика как и все остальное подчиняется диалектике, а значит предсказывать ее поведение надо на основе диалектики.
Т.е. в одном случае будущее определяется законами экономики, а во втором законами диалектики.
Reply
Мне видится здесь ошибка. Диалектика - это всеобщие законы нашего восприятия, как, например, перевернутое изображение, если бы мы действовали постоянно глядя в зеркало. Экономические закономерности (законы) мы видим через это же зеркало, поэтому они неизбежно пронизываются диалектикой. Кроме того смысл использования диалектики не в том, что она может что-то предсказать, а в том, что позволяет проверить высказывание, избежать обмана «зрения», на подобии того, как это делает критерий фальсифицируемости.
Проблему, описанную Щедровицким, мне кажется можно решить, учитывая, что диалектика - законы развития, что оценка этапов науки: «цепь заблуждений и ошибок» возникает на новом уровне, а не на том, на котором эти этапы существовали. Что современные представления науки покажутся ошибочными не нам, а следующему поколению. И нужно еще уточнить, что такое «заблуждения» и «ошибки». Вряд ли Энгельс имел в виду их абсолютное понимание.
Reply
Если мы отказываем диалектике в возможности предсказывать будущее, (то, что она это делать не может признал даже Жижек в последней лекции в ИФРАН) то мы должны диалектику вывести за рамки науки.
Большая часть философски-образованных большевиков (Богданов, Луначарский, Горький, Покровский и др.) предлагали это сделать еще в 1910 году, но Ленин с Плехановым это сделать не дали, поскольку им казалось, что только диалектика гарантирует мировую революцию. Вот отсюда и возникла проблема.
Reply
http://khazin.livejournal.com/356358.html?thread=53583622#t53583622
Хочется спросить, - Это у него всё ещё материализм или всё таки уже "немного идеализм"? Граница материального сегодня уже перенесена продвинутыми марксистами на сознание? Тем более сознание общественное?
Скоро ли у них будет числиться коллективное бессознательное по графе - материальное?
Reply
Те формы сознания, которые имеют общественную значимость суть объективные мыслительные формы, следовательно, с точки зрения материализма, объективно существуют.
Если бы материализм не признавал объективно существующих и реальных мысленных форм, это бы означало, что он вообще отрицает человеческое сознание. А он не отрицает человеческое сознание.
Reply
Reply
Reply
и уже в свою очередь развитое сознание порождает идеальные сущности вроде "денежного обмена" (зачастую напёрсточного) и упомянутую в вашей ссылке "диалектическую логику, т.е. логику софизмов и хитросплетений".
Апории, напёрстки и даже позитивные мотивации подвигающие человека на подвиг это лишь ложные либо истинные объяснения материальных сущностей.
Reply
Reply
Сознание человека и то сознание, которое порождает бытие - элементы разных моделей. Все, что есть - материя, часть её называется идеей (идеальным), бытие - форма движения материи, а сознание - форма движения идеального. Форма - то, как мы, наблюдатели, воспринимаем материю.
Reply
Информацией оперировала кибирнетика и ее надо было как-то легитимизировать потому что диаматчики справедливо распознали в ней "богдановщину". Вот придумывали сначала отражение, а потом Ильенков придумал идеальное.
Информация имеет ясные законы существования, и даже единицы измерения (байты, мегабайты и т.д.), а отражение и идеальное мы в чем измерять будем? В мегабайтах? Не засмеют нас?
Reply
Leave a comment