Домашняя работа.

Sep 08, 2013 17:40


Итак, тема: если ребёнок не хочет делать домашнюю работу. В принципе, сюда же "если ребёнок ленится делать домашнюю работу". В принципе, это почти одно и то же.
Итак, начнём.
С чем связано нежелание делать что-то? С отсутствием достаточной мотивации. Т.е. всё те же потребности ребёнка, иерархия потребностей, приоритеты и прочее. Говорим мотивация, подразумеваем - потребности. В связи с этим, можно обратить внимания на ряд вопросов, прежде чем приступать к битве за домашнее задание.
1. Удовлетворяются ли базовые потребности ребёнка.
Это очень важный вопрос, который не всегда задают себе родители. Учёба - отдельно, базовые потребности - отдельно. А вот о том, где де будет брать ребёнок ресурс для развития, предпочитают не думать.
Наш мозг работает таким образом, что сначала удовлетворяется то, что необходимо человеку прежде всего, а затем уже можно двигаться вперёд. Я тут поставила циферку "1", но, кажется, дальше неё может я и не выйду, посмотрим :) Чтобы не путаться, добавлю буковок.
а) потребность в привязанности
Сюда же - потребность в безопасности, потому что имея рядом заботливую альфу, ребёнку уже не нужно думать о том, как защитить себя от внешнего мира. Я говорю и о том, чтобы такая альфа была дома, и об альфе в школе. С последним у нас дефицит. Да и создать безопасную привязанность в такой среде очень и очень сложно. Если учитель этого добился, то он герой и почти святой, потому что только святые люди могут черпать столько ресурса, чтобы суметь вложить их в школьников при такой системе.
Если же учитель не альфа, то в классе начинается конкуренция. Конкуренция за ресурсы: внимание учителя, внимание одноклассников, оценки, рабочий материал, а иногда и деньги, знания. Начинается борьба за власть, где, порой, все средства хороши. И рождается буллинг и скрытый буллинг. По-русски: травля, бойкоты, сплетни, обзывания, исключения из жизни класса, обзывания, физические наказания, шантаж, угрозы. Возможно ли нормально учиться в такой обстановке? Возможно ли хотеть учиться в такой обстановке?
Теперь вы понимаете, почему я приравняла потребность в безопасной привязанности и потребность в безопасности?
Есть ещё один подводный камень, который не учитывается в школе и родителями. Люди готовы учиться только у авторитетов. Это социальная схема человека, от которой очень сложно отказаться. Мы отдергиваем палец, дотронувшись до горячего, и мы не учимся у тех, кого не уважаем, а тем более презираем. Между тем, если иерархия в классе выстраивается так, чтобы учитель был выше учеников, то скорость усвоения информации сильно увеличивается.
При этом, мы продолжаем помнить, что доверия и уважения невозможно достичь прямым путём. Т.е. внушения: "Коля, ты должен уважать Марью Иванну" - не достаточно. Совсем. Никак. Оно придет тогда, когда учитель сам готов будет взять альфа-корону у учеников.

б) потребность в самодетерминации
Самодетерминация - это желание человека самому быть первопричиной своих поступков. И это базовая потребность человека.
А теперь вспомните школу и прикиньте, где и когда эта потребность может быть удовлетворена. Везде обязаловка. Приходи тогда, когда скажут. Учи то, что скажут. Общайся с тем, кого взяли в класс и посадили за парту. Учись у того учителя, которого выделили для этого класса. Говори тогда, когда нужно. В туалет ходи тогда, когда разрешат. Ребёнок реагирует на такую фрустрацию потребности в самодетерминации агрессией и, часто, реактивным сопротивлением. Чтобы сохранить своё "Я", чтобы понять, что именно Я решаю, что мне нужно, я буду делать наоборот. А это значит, что я не буду учит, молчать, терпеть.
И отказ в выполнении домашней работы может быть именно этим - я не хочу делать то, что меня заставляют, потому что я хочу оставить для себя хотя бы частичку свободы.
в) потребность в собственной компетенции
Люди не стали бы теми, кто есть сейчас без стремления к тому, чтобы быть умелым. И понимание того, что ты что-то не можешь очень тяжело для человека. И, обычно, человек стремится делать то, что у него хорошо получается, и избегать тех вещей, что у него не выходят.
Поэтому вопрос: всё ли понимает в изучаемом материале школьник? Это очень тяжело делать то, что не выходит. И откладывается на самый "потом".

Итак, можно попытаться выяснить, все ли базовые потребности удовлетворяются у ребёнка, чтобы у него был ресурс на развитие. Если все эти три пункта выполняются, то ресурса становится реально много, и ребёнок, движимый стремлением к собственной компетентности начинает сам учиться.
Но при существующей школьной системе почти невозможно полностью удовлетворить эти потребности. Но можно попытаться уменьшить разрушающее влияние системы.* И прежде всего нужно начать с того, чтобы изменить сам взгляд на ребёнка. Понять, что он достоин уважения, что он имеет право на то, чтобы удовлетворялись его базовые потребности. И после этого мы сможем увидеть, чем можно помочь ему, как мы можем способствовать удовлетворению его потребностей, чтобы появилась мотивация к учёбе, чтобы обнаружился ресурс для роста и развития. Вот, что мне приходит первым делом на ум:
- сообщить, что оценки - это всего лишь субъективная оценка его знаний учителем. Не больше - не меньше. Это не показатель его знаний и умений, это не "конфетка" за которую нужно учиться;
- найти внутренние мотивы, на которые ребёнок опирался бы в учёбе. Мне кажется логичным, что это может быть интерес к предмету. Найти способ поддерживать этот интерес, если школа на это не способна - книги, энциклопедии, репетиторы, экскурсии, обучающие фильмы, поездки, конкурсы, домашние лаборатории и мастерские, кружки, группы по интересам, интернет-сайты;
- попытаться найти связь интересных предметов с неинтересными (построить собственный граф знаний). Найти, где эти науки пересекаются и опираться на эти колонны;
- разрешить не ходить в школу тогда, когда не хочется;
- защищать интересы ребёнка в школе, при необходимости перевести в другую;
- отказаться от оскорбительных высказываний в сторону учителей;
- по возможности, ввести учителя в деревню привязанности;
- отдать как можно больше ответственности за всё, связанное со школой, ребёнку. То, что он не может свезти, не отдавать, конечно. Но смотреть в стороны повышения самодетерминации и внутренней мотивации;
- определить, какой минимум нужно выполнять, чтобы не было проблем (согласовать с ребёнком определение "проблем". Так, например, это может быть двойка в четверти, оставление на второй год или исключение из школы). И совместным движением к этой цели разработать свой план ухода от этих "проблем". (Например, у нас в классе была девочка, которая ходила на историю изредка. Придёт, ответит параграф на пять и снова исчезнет :));
- подумать, а не проще ли перевести в этом случае на домашнее обучение?

* Для тех родителей, которые стремятся вырастить человека, стремящегося к самоактуализации и собственной компетентности.

Вывод: за каждым "не хочу", за каждым саботажем ребёнка скрываются свои потребности. Важно понять, что просто так, человек не будет отказывать себе в росте и развитии. Если он этого на делает, значит на то есть веские причины. Если найти неудовлетворённые потребности и попытаться "заполнить" ребенка, то его внутренняя мотивация будет расти.

оценки, мысли, дети, сотрудничество, альфа, школа

Previous post Next post
Up