Пёрышко.

Sep 06, 2013 16:20


Следующий вопрос:
повадился на улице подбирать всякую дрянь (голубиные перья, крышки от бутылок, стекла, камни) и складывать в багажник своей машинки. Этого "добра" у него в багажнике уже целый склад. Не дай Бог, кому-нить что-нибудь оттуда вытащить!

Думаю: присекать привычку или нет? В принципе, мусор в его багажнике мне особо жить не мешает. Тем более, что эта прогулочная машинка у нас на лестничной площадке стоит, а не в квартире. Но с другой стороны... голубиные перья, они ж кучу всякой заразы переносят. Да и прочий мусор подбирать довольно опасно. Иной раз ведь в траве и шприцы могут валяться...

Тут я хочу возвратиться к моей любимой теме потребностей и понимания их у себя.
Так, в этом примере, мама какие-то потребности свои знает, а какие-то нет. И именно этот момент создаёт дискомфорт и возможную опасность для отношений. Например, мама знает, что наличие большого объема богатства у ребёнка не ущемляет её потребности иметь чистоту в доме. Для этих вещичек у ребёнка есть своё место.
А вот есть второй момент, когда мама как раз не знает, что делать, и это идёт от непонимания себя и своих желаний, а именно - момент с пёрышками. Важно понять свои желания, свои потребности и после этого уже договариваться с ребёнком.
Например, мама решила для себя что-то из ниже перечисленного:
1. В перьях нет ничего страшного.
2. В двух перьях за раз нет ничего страшного.
3. Голубиные перья - страшно, а вороны - нет.
4. Страшно только тогда, когда после перьев немытые руки в рот тянутся.
5. Страшно только если на перьях есть следы помёта.
6. Любые перья, найденные на улице, представляют опасность.
7. Вообще любые перья опасны.
И исходя из этого уже можно говорить с ребёнком. Посмотреть, какие у него есть потребности, связанные с перьями. Может ему не так уж важно их брать. Или ему не важно их брать руками. Например, мама может подойти и взять пёрышко в отдельный пакетик (есть такие прозрачные, плотные с застёжкой). А может ему доставляет кайф именно вставлять их в волосы, как индеец. Тогда может договориться о том, что перо и руки после протираются антибактериальной салфеткой?
Короче, идея стандартна: выясняем свои потребности, выясняем потребности ребёнка и ищем точку комфорта для обоих (пути сотрудничества).
Тоже самое касается шприцов. Если мама считает, что шприц представляет реальную угрозу и они там везде накиданы, то, например, мальчик вывозится раз в день в лес, где собирает экологичные палочки и камешки.
Только тут есть ещё и второй вопрос - вопрос уязвимости и её принятия.
Появляясь на этот свет наш ребёнок привносит в нашу жизнь дополнительные уязвимости: мы хотим, чтобы он жил, лучше долго, хотим, чтобы был здоров, не ранился, развивался и был доволен. Правда в том, что мы не можем это контролировать. И это очень тяжело. Появляется страх. И принять этот страх, а не быть от него зависимым - большая работа родителя над собой. Заметьте, я не сказала: избавиться от страха. Это просто не возможно. Мы любим ребёнка, поэтому никогда не сможем избавиться от страха его потерять. Но в наших силах понять, что мы можем не всё контролировать. И, приняв это, найти баланс между тем, что нужно взять под контроль, а что - нет. И этот баланс каждый определяет для себя сам, посколько уровень принятия своей уязвимости для всех разный. Кто-то разрешает кувыркаться в траве, а кто-то не разрешает подбирать камешки, потому что там могут быть шприцы. И нет той, кто была бы правее, потому что каждая приняла ответственность какую может и каждая приняла уязвимость какую может.
Моя дочь ходит по лужам босиком. Да, там в луже может быть стекло. И это стекло может сильно её поранить и ухудшить качество жизни на несколько лет. Я это понимаю, и я смиряюсь с тем, что так может случиться. Я понимаю, что не могу отконтролировать появление стекла в луже. И меня не нужно оценивать. Как не нужно оценивать маму, которая запрещает бегать по лужам. Это наши судьбы, наш страх и наша ответственность.
Чего мы как родители можем сделать - это контролировать то, что возможно. Я приняла решение, что моей дочери можно кувыркаться в траве в деревне потому, что скорее всего там нет стёкол. Но я запретила ей кувыркаться на газоне возле дома, потому что там стёкла есть. И я не готова работать с ситуацией, если она об эти стёкла поранится. В случае же с лужами - я видела их пару часов назад, и на их месте не было стекла. Вообще, на нашей площадке не бывает стекла. Но оно могло там оказаться. И я бы согласилась работать с ситуацией, если бы дочь поранилась. Я выбрала, и готова нести ответственность за свой выбор. Хотя это страшно. Понимаете? Я всё равно смотрю на неё и думаю, что там на дне может быть стекло. Что на голову может упасть кирпич. Что нас на пешеходном переходе может сбить машина. Я боюсь. Но я принимаю в себе этот страх. И поэтому он не управляет мной. Я вижу варианты выбора. Тогда как страх мне этот выбор не оставляет.
Тема сложная, очень старалась писать понятно :)

мысли, дети, сотрудничество, психология

Previous post Next post
Up