Суббота. Отслужили сегодня с о. А. литургию. Как всегда после Литургии, благостно, тихо, спокойно. Стоим, мирно беседуем. Вдруг резкий порыв ветра приносит к нам настоятеля
( Read more... )
Справедливости ради: в Типике есть указание на совершение Литургии за час. Литургия начинается в таком-то часу, да станет трапеза в таком-то (не помню точно). Вычитаем одно из другого и получаем час. Кстати, на Афоне, везде где я был, читается ектенья об оглашенных (про благочестивых перед Трисвятым - не читается).
Сам я считаю, что надо придерживаться середины: не тянуть искусственно, но и не загонять. Просто естественный темп у каждого священника разный. Я вот, к примеру, не умею служить медленно, карахтер такой. :)
оглашенные на АфонеgolovschikOctober 26 2014, 18:53:15 UTC
Странно. Видать, греки к своему наследию относятся также весьма трепетно, поминая оглашенных. А может, у них видоизменена ектения, без прямого обращения к оглашенным?
А кто-то мне говорил, что у них одна только сугубая после Евангелия и сразу Херувимская.
Re: оглашенные на АфонеgolovschikOctober 26 2014, 19:12:56 UTC
Дань традиции, видать. Иначе не понять. Да я вообще удивляюсь, как русский приход может обезьянничать и делать вид, что мы такие же студийские подвижники и служим всенощное бдение строго по Тупикону.
Простите, это распоряжение касается только вашего храма или пришло от благочинного (или архиерея)? А возглас "Господу помолимся" перед "Яко свят...", по-моему, и вовсе не нужен, даже как-то кощунственно получается : молитву священник пробормотал под пение тропарей, а теперь мы обманываем прихожан, ибо молитвы никакой не читаем. То же происходит и на утрене после прокимна. "Благочестивых" с радостью бы опустил, а вот молитву Трисвятаго можно бы и вслух прочитать (за то же время, между прочим). Да и благословение диакона вслух всей церкви перед Евангелием только затягивает службу.
Распоряжение-размышление происходило между мною и настоятелем-благочинным. Архиерей в этом отношении дает некую свободу действий, напр., мы с давних времен, несмотря на присутствие диакона, сокращаем последнюю "Паки" до двух прошений, аки с единым иереем служаще.
Приглашение "Господу помолимся" действительно лишнее, даже по нашему синодальному Служебнегу. Но кощунства с ним я не вижу. А обман...так тогда каждую молитву надо присоединять к возгласу, как и было раньше. Да и не обман это. Это что-то другое.
Благословение диакона на чтение Евангелия мы произносим возгласно только по воскресным дням и праздникам. В будни - тайно, про себя.
Я думаю, что некая "рассинхронизированность" молитвословий вполне укладывается в традицию нашего богослужения. Не все можно свести к человеческой логике и порядку. Некоторые вещи явственно из него выпадают. Например, Великий Вход означает шествие на Голгофу и распятие (поэтому читаются погребальные тропари "Благообразный Иосиф", "Во гробе плотски"), а потом снова - Голгофа (вознесение Даров на "Твоя от Твоих"). Литургия по-видимому, вообще асинхронна в принципе. Она ориентируется не на человеческий хронос, а на будущий век, эон.
А вот этот "изобразительный" символизм(по меткому обозначению Шмемана) я не могу понять. Очевидно, что кому-то он помогает, но лично я считаю, что это лишнее;на Литургии некогда думать, что какой момент обозначает. И "официально", т. е., по смыслу молитв, только на Великом Входе можно символично истолковать погребальные тропари "Благообразный Иосиф". И символ "Вознесения" ни к чему, когда весь народ в этот момент поет "Видехом Свет Истинный" и "Да исполнятся уста наша". Молитвословная шизофрения.
Comments 11
Сам я считаю, что надо придерживаться середины: не тянуть искусственно, но и не загонять. Просто естественный темп у каждого священника разный. Я вот, к примеру, не умею служить медленно, карахтер такой. :)
Reply
А кто-то мне говорил, что у них одна только сугубая после Евангелия и сразу Херувимская.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
А возглас "Господу помолимся" перед "Яко свят...", по-моему, и вовсе не нужен, даже как-то кощунственно получается : молитву священник пробормотал под пение тропарей, а теперь мы обманываем прихожан, ибо молитвы никакой не читаем. То же происходит и на утрене после прокимна.
"Благочестивых" с радостью бы опустил, а вот молитву Трисвятаго можно бы и вслух прочитать (за то же время, между прочим). Да и благословение диакона вслух всей церкви перед Евангелием только затягивает службу.
Reply
Приглашение "Господу помолимся" действительно лишнее, даже по нашему синодальному Служебнегу. Но кощунства с ним я не вижу. А обман...так тогда каждую молитву надо присоединять к возгласу, как и было раньше. Да и не обман это. Это что-то другое.
Благословение диакона на чтение Евангелия мы произносим возгласно только по воскресным дням и праздникам. В будни - тайно, про себя.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment