Суббота. Отслужили сегодня с о. А. литургию. Как всегда после Литургии, благостно, тихо, спокойно. Стоим, мирно беседуем. Вдруг резкий порыв ветра приносит к нам настоятеля
( Read more... )
Простите, это распоряжение касается только вашего храма или пришло от благочинного (или архиерея)? А возглас "Господу помолимся" перед "Яко свят...", по-моему, и вовсе не нужен, даже как-то кощунственно получается : молитву священник пробормотал под пение тропарей, а теперь мы обманываем прихожан, ибо молитвы никакой не читаем. То же происходит и на утрене после прокимна. "Благочестивых" с радостью бы опустил, а вот молитву Трисвятаго можно бы и вслух прочитать (за то же время, между прочим). Да и благословение диакона вслух всей церкви перед Евангелием только затягивает службу.
Распоряжение-размышление происходило между мною и настоятелем-благочинным. Архиерей в этом отношении дает некую свободу действий, напр., мы с давних времен, несмотря на присутствие диакона, сокращаем последнюю "Паки" до двух прошений, аки с единым иереем служаще.
Приглашение "Господу помолимся" действительно лишнее, даже по нашему синодальному Служебнегу. Но кощунства с ним я не вижу. А обман...так тогда каждую молитву надо присоединять к возгласу, как и было раньше. Да и не обман это. Это что-то другое.
Благословение диакона на чтение Евангелия мы произносим возгласно только по воскресным дням и праздникам. В будни - тайно, про себя.
Я думаю, что некая "рассинхронизированность" молитвословий вполне укладывается в традицию нашего богослужения. Не все можно свести к человеческой логике и порядку. Некоторые вещи явственно из него выпадают. Например, Великий Вход означает шествие на Голгофу и распятие (поэтому читаются погребальные тропари "Благообразный Иосиф", "Во гробе плотски"), а потом снова - Голгофа (вознесение Даров на "Твоя от Твоих"). Литургия по-видимому, вообще асинхронна в принципе. Она ориентируется не на человеческий хронос, а на будущий век, эон.
А вот этот "изобразительный" символизм(по меткому обозначению Шмемана) я не могу понять. Очевидно, что кому-то он помогает, но лично я считаю, что это лишнее;на Литургии некогда думать, что какой момент обозначает. И "официально", т. е., по смыслу молитв, только на Великом Входе можно символично истолковать погребальные тропари "Благообразный Иосиф". И символ "Вознесения" ни к чему, когда весь народ в этот момент поет "Видехом Свет Истинный" и "Да исполнятся уста наша". Молитвословная шизофрения.
Мне кажется, что размышлять о смысле(смыслах) Литургии вполне можно и вне самой Службы. У нас есть некие "страты", которые формировались со временем. Устраивать "уборку" со снятием "наслоений" опасно. Там все очень плотно переплелось. Хотя, когда я читаю Анафору по-гречески, тропари "Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа" я не читаю (их и нету в Служебнике Симоно-Петра).
А возглас "Господу помолимся" перед "Яко свят...", по-моему, и вовсе не нужен, даже как-то кощунственно получается : молитву священник пробормотал под пение тропарей, а теперь мы обманываем прихожан, ибо молитвы никакой не читаем. То же происходит и на утрене после прокимна.
"Благочестивых" с радостью бы опустил, а вот молитву Трисвятаго можно бы и вслух прочитать (за то же время, между прочим). Да и благословение диакона вслух всей церкви перед Евангелием только затягивает службу.
Reply
Приглашение "Господу помолимся" действительно лишнее, даже по нашему синодальному Служебнегу. Но кощунства с ним я не вижу. А обман...так тогда каждую молитву надо присоединять к возгласу, как и было раньше. Да и не обман это. Это что-то другое.
Благословение диакона на чтение Евангелия мы произносим возгласно только по воскресным дням и праздникам. В будни - тайно, про себя.
Reply
Reply
Reply
"это не шизофрения. Это что-то другое" :)
Мне кажется, что размышлять о смысле(смыслах) Литургии вполне можно и вне самой Службы. У нас есть некие "страты", которые формировались со временем. Устраивать "уборку" со снятием "наслоений" опасно. Там все очень плотно переплелось. Хотя, когда я читаю Анафору по-гречески, тропари "Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа" я не читаю (их и нету в Служебнике Симоно-Петра).
Reply
Leave a comment